Игровой самомассаж
картотека по коррекционной педагогике

Забара Алина Александровна

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 «Поиграем с ручками»

1.Подготовительный этап

 Дети растирают ладони до приятного тепла.

2.Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

 Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

 Эй, ребята, все ко мне.

 Кто стоит там в стороне?

 А ну быстрей лови кураж

 И начинай игру-массаж.

 Разотру ладошки сильно,

 Каждый пальчик покручу.

 Поздороваюсь со всеми,

 Никого не обойду.

 С ноготками поиграю,

 Друг о друга их потру.

 Потом руки «помечали»,

 Плечи мягко разомну.

 Затем руки я помою,

 Пальчик в пальчик я вложу,

 На замочек их закрою И тепло поберегу.

 Вытяну я пальчики,

 Пусть бегут, как зайчики.

 Раз-два, раз-два,

 Вот и кончилась игра.

 Вот и кончилась игра,

 Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

 Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

 «Поиграем с ушками»

1.Организационный момент.

 Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2.Основная часть Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

 Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

 Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

 Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

 Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.

д) «Погреем ушки»

 Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

 Дети расслабляются и слушают тишину.

 Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

 Подходи ко мне, дружок,

 И садись скорей в кружок.

 Ушки ты свои найди

 И скорей их покажи.

 Ловко с ними мы играем,

 Вот так хлопаем ушами.

 А сейчас все тянем вниз.

 Ушко, ты не отвались!

 А потом, а потом

 Покрутили козелком.

 Ушко, кажется, замерзло,

 Отогреть его так можно.

 Раз, два! Раз, два!

 Вот и кончилась игра.

 А раз кончилась игра,

 Наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

 «Поиграем с ножками»

1.Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

2.Основная часть

а) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3.Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

 Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

 Мы ходили, мы скакали,

 Наши ноженьки устали.

 Сядем все мы, отдохнем

 И массаж подошв начнем.

 На каждую ножку

 крема понемножку.

 Хоть они и не машина,

 Смазать их необходимо!

 Проведем по ножке нежно,

 Будет ноженька прилежной.

 Ласка всем, друзья, нужна.

 Это помни ты всегда!

 Разминка тоже обязательна,

 Выполняй ее старательно.

 Растирай, старайся

 И не отвлекайся.

 По подошве, как граблями,

 Проведем сейчас руками.

 И полезно, и приятно

 Это всем давно понятно.

 Рук своих ты не жалей

 И по ножкам бей сильней.

 Будут быстрыми они,

 Потом попробуй, догони!

 Гибкость тоже нам нужна,

 Без нее мы никуда.

 Раз – сгибай, два – выпрямляй.

 Ну, активнее давай!

 Вот работа, так работа,

 Палочку катать охота.

 Веселее ты катай

 Да за нею поспевай.

 В центре зону мы найдем,

 Хорошенько разотрем.

 Надо с нею нам дружить,

 Чтобы всем здоровым быть.

 Скажем все: «Спасибо!»

 Ноженькам своим.

 Будем их беречь мы

 И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

 Проводится после сна.

 Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

 «Умывайка»

 «Раз» – обмывает правой рукой левую кисть. «Два» – обмывает левой рукой правую кисть. «Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

 «Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

 «Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

 «Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди. «Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку. «Восемь» – ополаскивает руки.

 «Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.

 «Десять» – вытирает руки насухо.

 Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

 Раз – обмоем кисть руки,

 Два – с другою повтори.

 Три – до локтя намочили,

 Четыре – с другою повторили.

 Пять – по шее провели,

 Шесть – смелее по груди.

 Семь – лицо свое обмоем,

 Восемь – с рук усталость смоем.

 Девять – воду отжимай,

 Десять – сухо вытирай.

Босоножье

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

 «Поиграем с носиком»

1.Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

 Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2.Основная часть

 Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

 Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

 Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

 Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

 На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

 Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

 На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

 Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

 Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

 Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

 Подходи ко мне дружок,

 И садись скорей в кружок.

 Носик ты быстрей найди,

 Тете Лене покажи.

 Надо носик очищать,

 На прогулку собирать.

 Ротик ты свой закрывай,

 Только с носиком гуляй.

 Вот так носик баловник!

 Он шалить у нас привык.

 Тише, тише, не спеши,

 Ароматом подыши.

 Хорошо гулять в саду

 И поет нос: «Ба-бо-бу».

 Надо носик нам прогреть,

 Его немного потереть.

 Нагулялся носик мой,

 Возвращается домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом

Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики

Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

Игровой самомассаж кистей рук.

Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Игровой самомассаж с предметами.

Разработки по проведению самомассажа....