Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе» (далее Пограмма).

Цель программы: коррекция агрессивного поведения, снятие уровня тревожностии напряжения, сплочение детского коллектива, снятие мышечного напряжения.

Задачи:

  1. снизить уровень тревожности у обучающегося;
  2. снять излишнее напряжение;
  3. расслабить мышцы тела;
  4. создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения;
  5. повысить самооценку;
  6. научить доверять окружающим;
  7. снять нервное напряжение.

Форма проведения: Занятие проводится в форме ролевых игр, индивидуальных и групповых упражнений.

Состав группы: Оптимальная численность 7-12 человек.

Целевая группа: Обучающиеся 5-9 классов.

Программа рассчитана на 6 занятий по 20 минут (общая продолжительность 2 часа).

Место проведения: группа.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к чужому мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Предметные:

  • знать способы снятия напряжение, способы бесконфликтного поведения;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в пространстве;
  •  уметь строить элементарные логические рассуждение и строить простейшие выводы;
  • анализировать существующие результаты;

Коммуникативные:

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • уметь вступать в контакт ученик – ученик, ученик – взрослый;

Регулятивные:

  • Владеть основами самоконтроля, самооценки,взаимоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_snyatiya_urovnya_trevozhnosti.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии

«Справимся вместе»

Автор - разработчик

педагог – психолог Жукель Л.В.

Обсуждена и согласована

на Педагогическом совете

протокол № ___от_________.

.

г. Калининград

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе» (далее Пограмма).

Цель программы: коррекция агрессивного поведения, снятие уровня тревожностии напряжения, сплочение детского коллектива, снятие мышечного напряжения.

Задачи:

  1. снизить уровень тревожности у обучающегося;
  2. снять излишнее напряжение;
  3. расслабить мышцы тела;
  4. создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения;
  5. повысить самооценку;
  6. научить доверять окружающим;
  7. снять нервное напряжение.

Форма проведения: Занятие проводится в форме ролевых игр, индивидуальных и групповых упражнений.

Состав группы: Оптимальная численность 7-12 человек.

Целевая группа: Обучающиеся 5-9 классов.

Программа рассчитана на 6 занятий по 20 минут (общая продолжительность 2 часа).

Место проведения: группа.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к чужому мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Предметные:

  • знать способы снятия напряжение, способы бесконфликтного поведения;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в пространстве;
  •  уметь строить элементарные логические рассуждение и строить простейшие выводы;
  • анализировать существующие результаты;

Коммуникативные:

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • уметь вступать в контакт ученик – ученик, ученик – взрослый;

Регулятивные:

  • Владеть основами самоконтроля, самооценки,взаимоконтроля.

Тематическое планирование

Занятие № 1 «Знакомство».

Цель занятия: Снятие вербального напряжения, успокоение детей. Расслабление мышц спины, рук. Сплочение детского коллектива. Она активизирует детей, улучшит настроение, укрепит уверенность в себе и простимулирует к общению, тем самым положительно повлияет на ход всего тренинга.

Оборудование: клубок с разноцветными нитками.

Ход занятия:

1. Упражнение «Волшебный клубочек».

Дети стоят в кругу. Тот, у кого клубок автоматически становится ведущим. Ребенок называет свое имя и рассказывает что-то о себе по желанию. Оставляет себе нить и передает клубок другому. Желательно, чтобы упражнение начиналось с взрослого, чтобы ребенок наглядно увидел, что и как делать.

2. Игра «Воздушный шар».

Все игроки стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как медленно увеличиваются узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Упражнение«Любопытная Варвара»

Психолог показывает и объясняет: Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслбленна...

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напрежена и расслаблена.

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напрягись.

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаблена.

4. Прощальное упражнение «Мы вместе».

Дети кладут по одной своей руке наруку психолога, затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!»

Занятие № 2 «Наши имена»

Цель занятия: Развивать умение правильно оценивать себя, повышать самооценку, уверенность, смелость, развивать творческие способности. Расслабить мышцы рук.

Оборудование:Бумага или старые обои, карандаши, веселая музыка.

Ход занятия:

1. Приветствие «Улыбка по кругу».

2. Упражнение «Сосулька».

Психолог.Дети, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Я буду читать вам эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем ... А теперь выступаем. Замечательно получилось!

3. Игра «Мое имя».

Дети называют свое полное имя, затем - как их называют родители, друзья, чем нравится им это имя, если нет, то каким именем они хотели бы называться.

4. Упражнение «Танцующие руки»

Если дети чем-то обеспокоены или расстроены, эта игра даст детям (особенно расстроенным, беспокойным) возможность проявить свои чувства и внутренне расслабиться.

Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мел понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь животом на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Другими словами, так, чтобы у детей было пространство для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Затем вы можете посмотреть, что получилось. (2-3 минуты).Игра проводится под музыку.

5. Прощальное упражнение «Мы вместе».

Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!

Занятие № 3 «Кто я?»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. Расширить и углубить знания дошкольников о настроении, от чего оно зависит, помочь преодолеть негативные переживания, уменьшить тревожность.Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношения между детьми.Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.

Оборудование:звук моря, стул, корона.

Ход занятия:

1. Упражнение « Улыбка по кругу».

2. Упражнение «Тренируем эмоции».

Предложить детям:

- Нахмуриться, как: осенняя туча, разъяренный человек;

- Разозлиться, как: злая колдунья, два барана на мосту, голодный волк;

- Испугаться, как: зайчик, который увидел лисичку; птичка, которая упала из гнезда;

- Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, как мама ребенку.

3. Упражнение «Волшебный стол».

Предварительно узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, и что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, о чьем имени рассказывают, становится королем. На протяжении всего повествования о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласковые). Можно по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

4. Прощальное упражнение «Мы вместе».

Дети кладут по одной своей руке на руку психолога,затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!»

Занятие № 4 « Наши качества»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.Способствовать оптимизации внутригрупповых связей, активизировать самосознание, формировать позитивное самоощущение и способность к позитивной оценке других людей. Коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов.

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Ход занятия:

1. Упражнение « Улыбка по кругу».

2.Упражнение «Привет».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться, здороваться следует определенным образом:

- Один  хлопок в ладони - здороваемся за руки;

- Дважды хлопнули - здороваемся плечами;

- Трижды хлопнули - здороваемся спинками.

3. Упражнение «Чудо-ладошка».

 Процедура проведения: участники на листе бумаге обводят свою ладонь. Внутри каждого пальца необходимо написать по одному качеству, которое они больше всего в себе ценят. Затем листы передаются по кругу, и каждый участник дописывает в центре ладони то качество, которое он ценит в этом человеке. В конце упражнения рисунки передаются их автору. Обсуждается по кругу: понравилось, что написали его соседи, или нет. Что участники испытывают после оценки своих товарищей?

4. Упражнение «Щенок отряхивается».

 Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.

5. Прощальное упражнение «Мы вместе».

Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!

Занятие №5 « Я другой»

Цель: Дальше развивать уверенность детей в себе, преодолевать страх, тревогу, снятия напряжения, сплочение детского коллектива, повышение хорошего настроения детей.

Оборудование: Сказка «Девочка и мишка», лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Упражнение « Улыбка по кругу».

2. Сказкотерапия. Чтение сказки «Девочка и мишка».

Обсуждение, выводы.

«Жила-была маленькая девочка Марина. Жила она в обычном городе с мамой и папой. У Марины было очень много хороших игрушек, кукол, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, который ей заменял маму, потому что он пел колыбельные песни, как мама. Когда Марина  ложилась спать, мама рассказывала ей сказку и шла в свою комнату, поцеловав ее в щечку. Только гас свет, Марина накрывалась одеялом с головой, крепко смыкала веки и пыталась заснуть, прижимая к себе мишку, ей было очень жарко под одеялом, но выглянуть из-под него она боялась, ей казалось, что вокруг нее танцуют страшные человечки, которые хотят поймать ее длинными руками. Тогда Марина плакала и звала маму.

Мама приходила, обнимала дочь и была рядом, пока та не засыпала. Но один раз девочка проснулась, было очень темно, ее сердце колотилось, слезы текли с глаз, она стала звать маму, но мамы не было. От этого ей стало еще страшнее! Она знала, что можно включить свет, но нужно было к выключателю сделать несколько шагов. И здесь она заплакала еще сильнее. Услышала, что плачет не одна, а еще кто-то всхлипывает рядом с ней. Маринка притихла, вылезла из-под одеяла и увидела плюшевого мишку, у которого, как росинки, капали слезы.

«Ты также плачешь, боишься темноты и этих страшилок, которые вокруг нас? Не плачь, я тебе помогу, никто тебя не обидит. Я буду рядом собой, расскажу тебе сказку, спою колыбельную, а ты закрывай глаза и пытайся заснуть».

Марина уложила мишку, накрыла одеялом  и спела колыбельную.

Именно тогда мама заглянула в комнату. Увидела дочь, и спросила у нее, почему она не спит?

- Я включу свет, если тебе страшно.

- Нет, мамочка, тише! Ты мишку разбудишь. Он очень сильно плакал, и я рассказала ему сказку. А сейчас он спит и ничего не боится. И мне пора спать. Спокойной ночи.

Обсуждение с детьми.

3. Упражнение «Нарисуй свой страх».

Дети рисуют на листах бумаги свои страхи. Затем по сигналу педагога проговаривают стих и разрывают рисунки:Мы - уже не дети, страх прогоним навеки! Страх прогнали, страх порвали и храбрее стали. (Уничтожение рисунков.)

4. Прощальное упражнение «Мы вместе».

Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!

Занятие № 6 «Завершение» 

Цель: преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. Продолжение работы над повышением самооценки, предоставление ребенку возможности стать уверенным в себе.

Оборудование: стул, магнитофон, медленная музыка.

Ход занятия:

1. Упражнение « Улыбка по кругу».

2. Приветствие.

В разных ситуациях мы говорим разными голосами, разным тоном, громко или тихо, высоко или низко. Сейчас попробуем поздороваться с разной интонацией: сердито, радостно, испуганно, со злостью, растерянно, уверенно.

3. Релаксация «Достань звезду».

Психолог включает медленную, расслабляющую музыку и говорит: «Представьте себе, что вы стоите на полянке. Над вами - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно - голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взором яркую звезду. О какой вашей мечте она вам напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы вы хотели. А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаив дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь сильно, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Ура! Выдохните и расслабьтесь, ваше счастье в ваших руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзину. Радуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что-то очень, очень  важное для себя. Теперь можно немного отдохнуть. Закройте глаза. Опять мысленно посмотрите на небо. Есть ли там еще звезды, которые напоминают вам о других ваших мечтах? Если есть, то внимательно присмотритесь в них. А теперь откройте глаза, выдохните и тянитесь к своей новой цели!»

4. Упражнение «Последняя встреча».

Давайте всем скажем хорошие слова, слова благодарности за проведенные занятия.

5. Прощальное упражнение «Мы вместе».

Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!

Описание материально – технического обеспечения Программы

Стулья и парты класса

Дидактический материал

п/п

Наименование

1.

Клубок с разноцветными нитками

2.

Бумага или старые обои

3.

Карандаши цветные

4.

Корона

5.

Листы А4

6.

Ручки

Наглядные пособия

п/п

Наименование

Сказка «Девочка и мишка»

Учебно – методическая и справочная литература

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кол – во экземпляров

Литература для учителя

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах.

К.Фопель

Генезис, 1998-160 с,ил.

1

Дети группы риска

Под ред. Т.В.Волосовец

М. 2007

1

Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -

Лютова Е.К., Монина Г.Б.

М., 2000.

1

Ребенок с отклонениями в развитии

Е.М.Мастюкова

Просвещение, М.1992

1

Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

Соцздрав России, 1997

1

Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

Соцздрав России, 1995

1

Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

Соцздрав России, 2006

1

Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии

Т.А.Нилова

Спб, 1995

1

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.

Рогов Е.И.

М.:ВЛАДОС, 2006.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по снижению уровня тревожности у детей

Занятие направлено на снижение уровня тревожности у детей старшей группы. В занятии используются авторские управжнеия....

Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают п...

Курс занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет.

Курс занятий  по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет.  Этот курс поможет педагогу работать над снижением уровня тервожности у детей 4-7 лет. Содержит релаксационные упражнения...

Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет

Методическая разработка курса занятий  по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...

Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет

Методическая разработка курса занятий  по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...

Групповое занятие по снижению уровня тревожности

Занятие по снижению уровня тревожности...