Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения
консультация по коррекционной педагогике

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и уровень развития речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения

 

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения»

Виды здоровьесберегающих технологий:

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении:

  • Медико - профилактические;
  • Физкультурно - оздоровительные;
  • Технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

 

К данным технологиям относится технология личностно - ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

  1. Часто встречаемые заболевания, связанные с нарушением зрения у детей: дальнозоркость, амблиопия, близорукость и косоглазие
  2. Пособия для детей с близорукостью и косоглазием, которые я использую при работе с детьми ОВЗ – это лабиринт, пирамидка, шнуровка, мозаика
  3. Гимнастика для глаз. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз
  4. У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении таких задач так же помогают игры с природным и бросовым материалом «Разноцветные крышечки», «Перебери фасоль».
  5. Вроде на первый взгляд обычное рисование произвольно выбранная тема. Но есть одно но. Если  с обычными детьми без каких-либо проблем со здоровьем мы пользуемся карандашами, то с ребенком ОВЗ мы используем фломастеры. Чтобы не нагружать зрение.
  6. «Игры для детей с ослабленным зрением». Еще я использую игры из коллекции игр Воскобовича «Квадрат Воскобовича», «Коврограф Ларчик». Эти игры используются на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, воображения и речи.

При работе с детьми ОВЗ важно соблюдать определенные требования. Так мы на занятиях и в свободной деятельности используем яркие и насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает.

  1. Схемы зрительных траекторий я использую для разминок и упражнений на зрительную координацию. На стенах расположены зрительные ориентиры и детям предлагаю найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем пробежать глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз.
  2. Метка на стекле (По Аветисову)

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагаю рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем предлагаю перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что ребенок там видит.

    9. Сегодня нельзя забывать о современных технологиях. Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы, которые способствуют повышению эффективности глазных заболеваний. Это еще позволяет решить вопрос наглядности, активизирует деятельность дошкольников, способствует повышению мотивации к обучению.

Заключение

Регулярное проведение коррекционных работ на занятиях, а также в самостоятельной деятельности с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показывает, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая, координация движений; повышается познавательная активность, улучшается  психо - эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей с нарушением зрения Тема: «В гостях у бабушки».

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с нарушение зрения через занимательные игры и упражнения....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения в домашних услових.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения способствует развитию двигательной и речевой области коры головного мозга, развитию психических функций....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы на тему: “Путешествие в зоопарк”

План-конспектнепрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы на  тему: “Путешествие в зоопарк&rdquo...

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...

Консультация учителя-дефектолога. Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к ...