Статья в журнале "Медработник в ДОУ" №7/2014г. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК»
статья по коррекционной педагогике

Жарикова Галина Иосифовна

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  СРЕДСТВАМИ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ  ПРАКТИК» - 

Соавтор статьи в журнале "Медработник ДОУ" №7/2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_elze.doc55 КБ
Файл statya_med.docx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ  ПРАКТИК»

                                          Бурашникова Н.А. заведующий МБДОУ №14

                                          Жарикова Г.И., заместитель заведующего по ВМР

                                           Низамутдинова А.П., педагог-психолог

                                           Сабитова З.Д., учитель-дефектолог

      Сведения о ДОУ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  компенсирующего вида  № 14 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан открыто после реконструкции и капитального ремонта 02.03.2009г.

    Состав кадров:  всего работников – 40, педагогический персонал – 50%,

 из них: учителя-дефектологи – 4; учитель-логопед – 1; педагог-психолог – 1;

воспитатели – 12; музыкальный руководитель – 1.  

    В детском саду функционируют 6 групп с количеством 59 детей, в том числе: группа со сложными дефектами (2-4года); группа с нарушением интеллекта (4-7 лет); группа с нарушением слуха (3-7лет); группа с нарушением ОДА (4-7лет); 2 группы с ЗПР (5-6 лет и 5-7 лет).

    В последние два десятилетия резко ухудшилось здоровье рождающихся детей, увеличилось количество детей с трудностями в развитии,  обучении, адаптации.   Медики и педагоги бьют тревогу.

    Дети с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии требуют особых условий воспитания и обучения, а их родители - квалифицированной педагогической поддержки.

   Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка, в частности и его интеллектуального потенциала, средствами специального образования.

     У детей с ограниченными возможностями здоровья выражен замедленный темп созревания психических функций. По показаниям неврологов эти дети имеют гипертонус центральной нервной системы, постоянную потребность в движении и  снятии мышечного напряжения. Эти физиологические ощущения, вызывая дискомфорт в теле, отвлекают ребенка от мыслительной деятельности, тем самым, нарушая ход усвоения учебного материала.

   Для того,  чтобы помочь ребенку осваивать и познавать окружающий мир, необходимо принять  меры для выравнивания состояния его тела и мозга; внести какие-либо изменения или дополнения в используемые в практике формы организации педагогического процесса; а возможно и поискать нестандартные подходы и новые возможности для интеллектуального развития детей с ОВЗ; особые механизмы, направленные на расширение  интеллектуальных возможностей ребенка.

      В связи с этим необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы для преодоления нарушений в развитии и полноценного интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Пластичность детского мозга обуславливает большие потенциальные возможности разносторонней коррекционной помощи в формировании интеллекта ребенка.

       Исследователями-физиологами установлено:

- в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека;

-   движение является  наиболее предпочитаемой детьми формой обучения.

        Наукой доказано, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.

       Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистого тела, которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

       В свою очередь, исследователи – педагоги утверждают о том, что физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка осуществляется комплексно и взаимосвязано.

      Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой. Например, замечено, что ребенок, рано начавший ходить, обычно опережает сверстников в умственном развитии.

      В    практике накоплен большой опыт  форм организации жизнедеятельности детей, но в современном обществе появляются и новые методики, помогающие решать проблемы здоровья и развития детей.

      Обратимся к кинезиологии как науке о развитии головного мозга через движение, существующей уже двести лет и используемой во всем мире со времен Гиппократа и Аристотеля.

      Кинезиологические  практики позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

C 30.10.2012 г. на базе МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы функционирует региональная научно-методическая площадка «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кинезиологических практик» и заведующий Бурашникова Н.А. назначена ответственным за проведение опытно-экспериментальной работы.

     Виды кинезиологических методов, используемых в работе с детьми с

  ограниченными  возможностями здоровья в МБДОУ детский сад №14: 

- психогимнастика (развитие психомоторики);

     - динамические паузы, физкультминутки (повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях; обеспечение кратковременного активного отдыха дошкольников;

      - подвижные игры (развитие и совершенствование разнообразных движений, формирование физических и нравственных качеств);  

        - коррекционная ритмика (коррекция и развитие двигательной сферы с помощью музыки, пластических этюдов, дыхательных упражнений, основных движений);

   - пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук);

        - разные виды массажа (лечебно-оздоровительный, логопедический, антистрессовый, точечный и т.д.)

- упражнения для релаксации (расслабление, снятие напряжения);

- артикуляционная гимнастика (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять  простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков);

- дыхательные упражнения (укрепление иммунной системы, стимуляция обмена веществ)

                 - утренняя гимнастика (создание бодрого, хорошего настроения; подготовка детского организма к различным видам  деятельности);  

-  игры-занятия в сухом бассейне  (коррекция зрительно-пространственных

ориентировок через тактильное восприятие);

- фитбол-гимнастика (развитие двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов через занятия на больших упругих мячах);

- гимнастика пробуждения (устранение некоторые последствия сна (вялости, сонливости); увеличение тонуса нервной системы; усиление работы основных систем организма;  

- корригирующая гимнастика (формирование правильной осанки и исправление ее дефектов);

- занятия на детских тренажерах (повышение двигательной активности, совершенствование координации движений, укрепление суставного аппарата улучшают гибкость позвоночника, совершенствование осанки, укрепление сосудов сердца и мозга);

- упражнения на коррекцию плоскостопия (предупреждение и устранение дефекта);

- су-джок (стимулирование  кровообращения, снятие усталости и напряжения).

        Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими  через движение.

      Огромную роль играет и тот факт, что из всей услышанной информации человек запоминает лишь 20%; из того, что было воспринято зрительно, запоминается 40% и более 80% информации остается в памяти после того, как она была закреплена соответствующими практическими и двигательными действиями.      

       Наиболее продуктивным будет процесс всестороннего воспитания, актуализирующий как физическое, так и интеллектуальное развитие  детей.       

       «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, - писал И.М.Сеченов,- сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

        Вышеперечисленные кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры  больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка и коррекции проблем в различных областях психики. Эти упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме малыша происходят положительные структурные изменения, а при более интенсивной нагрузке и значительнее изменения. Применение данных методов для развития и воспитания ребенка позволяет улучшить его память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

28 марта 2014 г. в Институте Развития Образования Республики Башкортостан под руководством Бурашниковой Н.А. педагоги ДОУ приняли активное участие в организации и проведении авторской секции на международной научно-практической конференции «Современнный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» и представили опыт работы. В сборнике материалов к конференции опубликованы авторские статьи.

Литература.

  Галанов А.С. Игры, которые лечат. ТЦ Сфера. М.2001.

  Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. Москва, АСТ – пресс книга, 2006.

  Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  Голубева Л.П.Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М , 1996.

  Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.- М.:Просвещение, 1988.

 Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. М., 1998.

 Гуськова А.А. Подвижные и речедвигательные игры для детей. Учитель, 2012г.

  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1985.

  Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка. Под. редакцией С.А.Козловой. – М.:ИЦ «Академия», 2008. – 352с.

  Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-метод. пособие/ под ред. С.П.Евсеева. – СПб., 1999.

  Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.-сост. Е.Е.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2011.

  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.  

  Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду: Методическое                                            пособие. М., 2003.  

  Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.  Г. Г. Колос. М.: АРКТИ, 2008.                                                                                                                                                  

  Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947.

  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

   Физическое воспитание и развитие дошкольников. Учебное пособие. Под редакцией С.О.Филипповой, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

   Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М. Просвещение, 1986.

  Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Санкт- Петербург. 2002г.

  Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. Для воспитателя детсада.- М.: Просвещение, 1992.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Игры с природным и бросовым материалом как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями"

Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом  не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возмо...

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование кинезиологического комплекса даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния....

Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыс...