Общаемся без конфликтов
статья по коррекционной педагогике

Сухань Лилия Витальевна
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – довольно сложная категория родителей. Они переживают за своего ребёнка, постоянно беспокоятся о нём, хотят ему помочь и защитить его. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был здоровым, умным, добрым, весёлым и жизнерадостным. Хочется гордиться своим ребёнком, слышать о нём от окружающих только хорошее. Но это, к сожалению, не всегда возможно. Поэтому не только дети с ОВЗ нуждаются в поддержке, но и их родители. Следовательно, задача педагога так говорить с родителями об особенностях их ребёнка, чтобы им захотелось продолжать общение, чтобы родители видели в учителе или воспитателе союзника, доброго и понимающего человека. Зачастую проблемы и потребности здоровых детей и детей с ОВЗ часто во многом схожи: в любви, в еде, в общении и т.д. Те же возрастные кризисы, те же проблемы в учёбе…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaemsya_bez_konfliktov.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Общаемся без конфликтов

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – довольно сложная категория родителей. Они переживают за своего ребёнка, постоянно беспокоятся о нём, хотят ему помочь и защитить его. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был здоровым, умным, добрым, весёлым и жизнерадостным. Хочется гордиться своим ребёнком, слышать о нём от окружающих только хорошее. Но это, к сожалению, не всегда возможно. Поэтому не только дети с ОВЗ нуждаются в поддержке, но и их родители. Следовательно, задача педагога так говорить с родителями об особенностях их ребёнка, чтобы им захотелось продолжать общение, чтобы родители видели в учителе или воспитателе союзника, доброго и понимающего человека. 
Зачастую проблемы и потребности здоровых детей и детей с ОВЗ часто во многом схожи: в любви, в еде, в общении и т.д. Те же возрастные кризисы, те же проблемы в учёбе…

Общение – сложный процесс

         Общение или коммуникация – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Умение общаться не даётся человеку от природы, навыкам общения приходиться учиться всю жизнь. 
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Конфликты неизбежны, но в нашей власти либо предупредить конфликт, либо конструктивно его разрешить. 
Так и педагог, находясь на рабочем месте, производит впечатление на родителей ещё до начала непосредственного общения.
Мы ещё не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано в соответствии с тем впечатлением, которое мы произвели. Наш внешний вид: одежда, причёска, походка подсказывают родителям, как с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя: быть аккуратно одетым, причёсанным, ухоженным. 
До начала разговора желательно сделать паузу 5–10 секунд, дать родителям время настроиться на беседу. За это время мы успеем принять доброжелательное выражение лица, спокойным, лёгким шагом подойти к родителям и начать разговор. Но не всё так просто. Не со всеми родителями общаться легко и приятно.

Для того, чтобы определить ваш настрой на общение с родителями, выполните упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель".

Подумайте, проанализируйте:
•    Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?
•    Были ли в вашей практике такие родители?
•    Что вы чувствовали при создании положительного портрета?
•    Сравните записанные отрицательные и положительные качества, сосчитайте количество записанных положительных и отрицательных качеств.  
•    Соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии педагогами родителей.

 

Если отрицательных качеств больше, чем положительных, следовательно, в настоящее время у вас превалирует отрицательный настрой на общение с родителями. Причины могут быть разными: работа без отпуска, семейные проблемы, недавние конфликты и т.д. Осознавая это, мы можем изменить положение вещей, настроится на позитивное общение. 

Тактические приёмы бесконфликтного общения

 

Надо помнить, что главная цель взаимодействия педагога с родителями это совместная помощь ребёнку. Для реализации данной стратегии необходимо сознательно использовать определённые тактические приёмы:
- Слова приветствия.
- Использование положительной информации для привлечения к общению. 
- «Я – высказывания».

«Я – высказывания» не содержат негативной оценки и обвинений другого человека. Они помогают точно выразить свои чувства при сообщении родителям о произошедшем конфликте с ребёнком. (Я обрадовалась…. Я была очень довольна…. Я огорчилась…. Я хочу помочь…. Меня беспокоит…. Меня радует …..)


Говоря о проблемах ребёнка лучше говорить с позиций его защитника – человека, который искренне переживает и готов помочь. Это является профилактикой возникновения конфликтов. 

 "Выбери фразу"

 

Педагог несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы наша речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. 

 Найдите в предложенном перечне пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять; 

 Извините, если я помешала...
Я бы хотела...
Вероятно, вы об этом еще не слышали...
Вам будет интересно узнать...
Я бы хотела еще раз услышать...
Мне представляется интересным то, что...
Я пришла к такому выводу, что...
Вы хотите...
Думается, ваша проблема заключается в том, что...
Давайте с вами быстренько обсудим...
Как вы знаете...
Хотя вам это и неизвестно...
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
Вы, конечно, об этом еще не знаете...
А у меня на этот счет другое мнение...
Конечно, вам уже известно...
Вы, наверное, об этом слышали...

 

Соотнесите их с верными ответами:

"Неудачные" фразы:

 Извините, если я помешала…
Я бы хотела еще раз услышать…
Давайте с вами быстренько обсудим… 
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
А у меня на этот счет другое мнение…

 

Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы.

 

 Техники активного слушания

​Для того чтобы процесс общения был более эффективным, педагогу желательно использовать техники активного слушания. Они включают в себя следующие приёмы:

​- Дословное повторение (воспроизведение вслух части сказанного). Даёт понять собеседнику, что вы внимательно слушаете.
- Перефразирование (повторение основного содержания другими словами). Это позволяет проверить, насколько правильно вы поняли партнёра. 
- Резюмирование (подытоживание основных идей говорящего) Позволяет подвести итог разговору. 

 Во время разговора мы можем использовать жесты и мимику, которые будут нам помогать: принять открытую позу, покачивать головой в знак согласия и т.д.

 Педагог в большинстве случаев старается всегда себя контролировать в ситуации общения. Предлагаю вам тест, который поможет вам выявить свой уровень коммуникативного контроля.

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву. 

Опросник
1.    Мне кажется трудным подражать другим людям. 
2.    Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих. 
3.    Из меня мог бы выйти неплохой актер. 
4.    Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле. 
5.    В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 
6.    В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному. 
7.    Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. 
8.    Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть. 
9.    Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу. 
10.     Я не всегда такой, каким кажусь. 

 Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов. 

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей. 

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей. 

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций. 
  
Здесь нет плохих и хороших ответов!

Низкий коммуникативный контроль может свидетельствовать о слабости нервной системы педагога на данный момент. В этом случае могут помочь техники самовосстановления:

1) Психологические средства: аутогенная тренировка (аффермации), мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция.
2) Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, хорошее общение. 
3) Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.
4) Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.
5) Фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки, аромомасла. Особое место занимает хороший зеленый чай. Правильно организованная чайная процедура обладает не только фармакологическим, но и ярко выраженным психологическим действием.

Используемые материалы:

Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)». – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

В.Г. Пузиков «Технология ведения тренинга». – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
 

2018-10-01_105918.png

2018-10-01_112039.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общей концепции конфликта.

Лекция знакомит  с формированием общей концепции конфликта в середине 19 века, и в  начале 20 века. Г. Спенсер. Г. Зиммель. Э. Дюркгейм....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ"УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ"...

Памятка для воспитателей "Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов".

Памятка для воспитателей "Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов"....

«Учим детей общаться без конфликтов»

Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками – со сверстниками и/или взрослыми. Эти ситуации неизбежны....

Тренинговое занятие «Общаемся без конфликтов»

Знакомство воспитанников с основами бесконфликтного общения. Развитие эмпатии и толерантности. Формирование навыков ответственности за свои поступки. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Ф...

Презентация на тему: "Учим детей общаться без конфликтов"

Детские конфликты — это одна из трудностей, разрешить которую предстоит взрослому. До определенного возраста дети нередко нуждаются в нашей помощи, чтобы выстроить социальную коммуникацию, прине...

Презентация "Учим детей общаться без конфликтов"

Презентация  "Учим детей общаться без конфликтов"...