Статья на тему " Некоторые методы и приемы работы с детьми с ОНР"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ибрагимова Фарида Махмудовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

                                                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                            УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                        ДЕТСКИЙ САД № 27

               АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                         Статья

На тему «Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с ОНР».

                                                                                             Выполнил воспитатель:

                                                                                      Ибрагимова Фарида Махмудовна

                                                      Санкт-Петербург

                                                            2021 г

Некоторые методы и приёмы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР, из опыта работы воспитателя .

      Воспитатели нашей группы работают вместе уже много лет. Сообща мы ищем и внедряем в свою работу интересные методы и приёмы, которые помогают нашим деткам лучше освоить

новый материал.

   Произвольное внимание у детей с диагнозом ОНР недостаточно развито. Поэтому, мы через непроизвольное внимание прокладываем путь к развитию произвольного внимания.

В этом нам помогает наглядный приём - «проблемная ситуация».

Придуманные и изготовленные воспитателем, совместно с детьми, плоскостные фигурки девочек, которых зовут «Ошибка» и мальчика «Навредилки» появляются в различных зонах группы. Это означает: Здесь что-то не так!

Ребёнок, непроизвольно заинтересовавшись ситуацией, включив произвольное внимание, отыскивает ошибки, неточности и устраняет их. Объяснив всё детям и воспитателю, ребёнок убирает фигурку на место, в коробочку, где она хранится. Например: перепутана последовательность цифр в «гусенице» или на доске; переставлены месяцы в календаре природы; неправильно составлен герб

города Санкт- Петербург; в уголке  «Наши эмоции» у всех деток выставлены грустные пиктограммы и т.п.

    Для детей речевых групп важно развивать мелкую моторику рук.

В этом нам помогают «обводки» и приём – «давайте вместе».

Воспитатель начинает обводить трафарет сам, стараясь заинтересовать детей. Дети подключаются и тоже выбирают себе «обводку». Важно, чтобы работа имела смысл – обведем, раскрасим, придумаем сказку, рассказ. В этом речевом творчестве принимают участие все выполнившие работу.

    Сказки и рассказы записываем, пополняем копилку речевого материала.

Этот же приём используем для приобщения детей к изобразительной деятельности.

Сказки для наших деток имеют огромное значение. Они многому учат, помогают многое понять о взаимоотношениях, учат сочувствовать и сопереживать. Сказки помогают решать задачи по эмоциональному развитию дошколят.

Наряду с приёмами «чтения», «прослушивания», «обыгрывания» сказок мы используем приём – «моделирования сказок» в соединении с развитием графомоторной функции.

    Уже познакомившись со сказкой, например, «Колобок», ребёнок обводит трафареты, по лексической теме, в предложенной воспитателем карточке, с уже нарисованной ситуацией из знакомой ребёнку сказки. Ребёнок сам выбирает трафареты по лексической теме, ориентируясь на заданный ему звук, обводит их в свободных местах карточки, с уже прорисованными воспитателем элементами ситуации, по внешнему или внутреннему контуру на выбор.

     Рассказывая видоизменённую знакомую сказку, опираясь на созданную новую картинку-схему, ребёнок развивает своё речевое творчество, закрепляет лексическую тему, автоматизирует звуки в словах и в речи; развивается фантазия ребёнка.

     У детей с диагнозом ОНР бывают проблемы с памятью. Им сложно запоминать стихи, тексты песен. Детям неинтересно по несколько просто так периодически повторять слова стихов и песен. Очень продуктивным оказывается приём - «погружение ребёнка в звуковую среду». Дети играют, занимаются своими делами. Воспитатель включает магнитофон, и дети слышат стихи, которые выразительно читает воспитатель или песню, которую они поют на музыкальном занятии

(стихи и песни, записываются на специальном устройстве, не искажающем звук).

 Запоминание материала происходит значительно быстрее.

В своей работе широко используем мнемотехнические таблицы и коллажи. Применяем их при составлении рассказов по всем лексическим темам, при обучении детей составлению вопросов.

Применяем при разучивании и сочинении стихов, загадок, скороговорок.

Приобщаем детей к изготовлению этих схем и коллажей.

Имеются стихи, сочинённые нами о нашем городе, выучив которые, дети узнают много нового о конкретном памятнике или достопримечательности Санкт-Петербурга.

Имеются стихи и загадки, сочинённые и «зашифрованные» детьми вместе с родителями при использовании этих схем.

Используем в работе и мнемотехнические таблицы, разработанные другими педагогами.

    Очень широко применяем в работе «Игровой» метод.

Используем приём – «обучение игрушки» или «обучение игрушкой». Дети лучше усваивают материал, крепче запоминают, если им даёт советы кукла, а не воспитатель. Иногда куклы учат детей, а иногда дети учат кукол, доказывая тем, что они в чём-то ошибаются, причём, делают это очень увлечённо.

Используем в работе разнообразные обучающие игры и игрушки, созданные руками педагога и родителей вместе с детьми. В группе есть куклы: «Гусарик», «Поварёнок», «Знайка», «Незнайка», «Светофорик», «Страшила», «Медуница», «Карандаш» и другие.

 Обучающие пособия «Светофоры» создавались вместе с детьми. Теперь они помогают в работе по ознакомлению с правилами перехода через проезжую часть.

Важное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование занимательных игр и заданий. Они стимулируют развитие у детей самостоятельности, активности, развивают умение сосредоточиться, способствуют развитию произвольного внимания. Такие игры и задания способствуют развитию аналитического и логического мышления у детей.

В нашей группе имеется очень много ребусов, кроссвордов по лексическим темам и по ознакомлению с Санкт – Петербургом. Многие из них мы составили сами.

После ознакомления с достопримечательностями нашего города предлагаем читающим детям подготовительной группы закрепить свои знания при решении филвордов. В работе применяем филворды, разработанные и изготовленные нами.

Предлагаем детям вычеркнуть заданные слова и ответить на вопрос, какому памятнику или какой достопримечательности нашего города посвящён данный филворд.

 Филворды, ребусы и кроссворды используются многократно, т.к.  при этом используется игровизор. Материал служит намного дольше.

В своей работе мы стараемся использовать разнообразные методы и приёмы, которые способствуют всестороннему развитию детей, прочному усвоению детьми знаний, развитию у детей связной речи, произвольного внимания, памяти, с помощью которых мы можем вызывать и поддерживать интерес детей к новым, ещё не освоенным знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...

Методы и приемы работы с детьми.

Даны акктуальные методы и приемы в работе с детьми....

Доклад к педагогическому совету на тему: «Методы и приемы работы с детьми по развитию речи»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Методы и приемы работы с детьми по развитию речи»...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...

Статья на тему: «Методы и приемы работы с детьми с ЗПР»

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном под...