Формирование графических навыков и развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике

Данный материал поможет родителям и педагогам детей с нарушением зрения развивать мелкую моторику пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков и развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Детям очень нравится выполнять разнообразные упражнения с песком. Сначала им дается возможность привыкнуть к тактильным ощущениям при взаимодействии с песком, затем их учат ставить ладонь на ребро и удерживать ее в таком положении (песок помогает ровно держать ладони). Через некоторое время детям показывают, как можно оставлять пальцами следы на гладкой поверхности песка: проскакал зайчик — небольшие углубления, проскользнула змея — волнообразная линия и т.п. Затем при помощи отпечатков рук составляют различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Параллельно с этим учат детей делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать в него руки. После манипуляций с песком переходят к предметному конструированию из песка. Одновременно с этими занятиями дети вместе с педагогом рисуют на песке: различными трафаретами оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводить на песке детям проще, чем на бумаге, поэтому делают они это с огромным удовольствием. 

Положительных результатов можно добиться работая с бумагой. Ее можно использовать, чтобы научить детей приему отщипывания, отрывания клочков бумаги. Сначала дети отщипывают клочки от любой части листа бумаги большим и указательным пальцами правой руки (у левшей — левой руки), большим и средним пальцами, то есть в ходе отщипывания указательный и средний пальцы работают поочередно. Когда движение освоено, упражнение выполняется по определенному плану: отщипывание производится с одной стороны листа или по периметру листа, а также по ограничивающей линии, проведенной карандашом. Предлагается отщипывать бумагу то правой, то левой рукой. Чем мельче были клочки бумаги, тем больше напряжение пальцев, тем интенсивнее упражняется рука. Для развития более тонких координированных движений пальцев дети раскладывают мелкие камушки, пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам, нанизывают бусы, пуговицы на нитку, леску, штрихуют, раскрашивают. Раскрашивая картинки, дети учатся держать в руке карандаш, использовать силу нажима, при этом они стараются, чтобы линии не выходили за границу контура рисунка. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

Кроме того, для улучшения координации тонкой моторики с детьми можно выполнить следующие упражнения:

— перебирание крупы (фасоли, гороха, гречки, риса) двумя пальцами одновременно двумя руками (сначала действие выполняется 1-м и 2-м пальцами, потом 1-м и 3-м; 1-м и 4-м; 1-м и 5-м);

— смешивание контрастной воды (горячей и ледяной), мелкой крупы каждым пальцем поочередно, одновременно двумя руками (по часовой стрелке и против) при фиксации кисти ребенка.

Сначала эти движения отрабатываются каждой рукой и каждым пальцем поочередно, а затем упражнения выполняются двумя руками. Эти упражнения превосходно тренируют точность, синхронность движений обеих рук.

Особую роль в коррекционной работе по данному направлению играют специальные упражнения для мелкой мускулатуры пальцев (пальчиковая гимнастика), позволяющие корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Первоначально дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому все движения отрабатываются постепенно, сначала пассивно, с помощью взрослого.

Начинаем работу с массажа руки (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание до появления ощущения тепла). Дети постепенно усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения, например: «Пальчики "здороваются"», «Оса», «Дети бегут», «Коза и козлята», «Очки», «Стол», «Птичка пьет водичку»; «Цветок», «Улитка» и т.п.

Затем к ним присоединяем упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, например: «Зайка», «Этот пальчик», «Скакалка», «Где твой пальчик?» и др. При проведении этих игр педагог сначала сам проговаривает текст и выполняет движения вместе с детьми. После многократного повторения дети уже самостоятельно выполняют движения и в знакомом тексте помогают педагогу закончить начатую фразу.

В процессе длительного повторения этих упражнений дети могут изобразить, пользуясь движениями кисти и пальцев рук, разных зверей, птиц, предметы.

Пальчиковая гимнастика обязательно проводится на каждом уроке физкультуры. Затем упражнения, изученные на этих уроках, включаются в подвижные игры, например, «Космонавты» (использовались упражнения: «Моторчик», «Большая волна», «Фонарик», «Собачка»), «Совушка» (использовались упражнения: «Муравьи», «Лягушка», «Улитка», «Оса», «Змея») и другие игры.

На уроках физкультуры проводятся упражнения с лентами, которые способствуют развитию подвижности кистей рук. Например, выполняя упражнение «Серпантин», учащиеся совершают кругообразные вращательные движения кистью руки с лентой. Упражнение «Змейка» позволяет развить подвижность кисти в горизонтальном направлении (движение вправо—влево); упражнение «Змей Горыныч» развивает подвижность кисти в вертикальном направлении (движение вверх—вниз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....