Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике

Татарникова Эльвира Дмитриевна

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки.                 

Основой этого направления стали труды А. Эллиса и А. Бека, также давшие толчок развитию когнитивного подхода в психологии. Впоследствии в данную методику были интегрированы методы поведенческой терапии, что привело к её нынешнему наименованию.

Этот метод стал применяться для лечения всех распространенных клинических синдромов, включая тревогу, панические расстройства и пищевые нарушения. Изучение результатов применения когнитивной психотерапии показало ее эффективность в лечении широкого круга клинических расстройств. Когнитивная психотерапия применялась ко всем возрастам (детям, подросткам, гериатрическим пациентам) и использовалась в различных условиях (амбулаторно, в стационаре, для пар, групп и семей).

Используя накопленный опыт, настоящая книга впервые рассматривает весь комплекс когнитивной психотерапии расстройств личности.

Работа когнитивных психотерапевтов привлекла к себе внимание во всем мире; повсюду в Соединенных Штатах и Европе были созданы центры когнитивной психотерапии. На основе обзора работы клинических и консультирующих психологов Смит (Smith, 1982) сделал вывод, что «когнитивно-поведенческий подход сегодня является одним из самых сильных, если не самым сильным» [21]. Начиная с 1973 года интерес к когнитивным подходам среди психотерапевтов вырос на 600 % .                    Когнитивная теория депрессии (А.Бек, А.Бандура) основана на утверждении, что главная причина возникновения депрессии возникает и протекает в результате возникновения и проявления комплексов, из которых складывается субъективная картина мира и собственных возможностей. А.Бек утверждает, что познание является первичной детерминантой эмоций, настроения и поведения. Негативный взгляд на мир и окружающую реальность заставляет человека создавать неадекватно картину всего окружающего и объяснять все свои действия, а так же слова и действия окружающих невозможностью и неспособностью что-либо изменить и повлиять на текущую перемену событий. А.Бек объясняет большинство типичных депрессивных симптомов, таких как паралич воли, попытки самоубийства и самообесценивание как результат специфических когнитивных детерминант[3].                                                                   

Когнитивный подход является основным методом анализа депрессивного расстройства человека. Однако возникновение депрессии это зачастую не причина, а следствие[2].                                                      

Депрессия позднего возраста характерна более застоявшимся и хроническим характером проявления, так как в процессе старения значительно ухудшается здоровье, двигательные функции, возникает слабость и закомплексованность. Учитывая тот факт что старение - это необратимый процесс, усложняются и возможности лечения данного депрессивного расстройства. Чаще всего при возникновении депрессии люди понимают, что их жизнь подходит к завершающему этапу и что-либо изменить они уже не в состоянии. Данный аспект скорее является следствием, а не причиной депрессивного расстройства. Поэтому его лечение проблематично.          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой  психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

1Понятие о когнитивно-поведенческой психотерапии и ее основные принципы.

Метод когнитивно-поведенческой терапии - это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем.                                                                        Чисто поведенческие терапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е. неуместного, не помогающего в данной ситуации поведения.        Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и, как следствие, угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему[2].                                                                Для усиления эффекта используется метод домашних заданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное в промежутках между сеансами.                                                                                        Когнитивные терапевты считали, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведь одно и тоже событие можно воспринимать по-разному[7].                                                                                Когнитивные терапевты считают, что для повышения комфортности нашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться с различными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон, изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления[10].                                                                                        Когнитивно-поведенческие терапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, что сочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно в образе мышления, позволяет увеличить эффективность терапии.                                                В настоящее время КПТ признана эффективным методом краткосрочной терапии. Она может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе. Метод позволяет работать с огромным множеством различных проблем, в том числе с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна[2].                        Главным условием, впрочем, как и для любого психотерапевтического подхода, - это желание клиента измениться и его активное включение в процесс работы с терапевтом.

Основные теоретические положения:

  1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства. Таким образом, в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведёт к психической патологии.                                        
  2. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов (см. пункт 3). Центральный фактор — «частные владения» (личное пространство) — англ. personal domain, в центре которого лежит Эго: эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения.

 Примеры:

  • Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.
  • Эйфория — ощущение или ожидание приобретения.
  • Тревога — угроза физиологическому или психологическому благополучию.
  • Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) либо нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида[6].
  1. Индивидуальные различия. Они зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор). Е. Т. Соколова предложила концепцию дифференциальной диагностики и психотерапии двух видов депрессий, основанную на интеграции когнитивной терапии и психоаналитической теории объектных отношений:
  • Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку). Провоцируется фрустрацией, потребностью в самоутверждении, достижении, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т. о., здесь речь идёт о нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обострённому самолюбию, уязвлённой гордости и чувству стыда)[16].
  • Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности»). Связана с эмоциональной депривацией. Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»)[3].
  1. Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и прочее.
  2. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия — утрата, тревожное расстройство — угроза или опасность и т. п.
  3. Напряжённое взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, её неадаптивные когниции ещё более усиливаются[11].

Ключевые понятия:                                                                                1. Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию.                                                 Схемы могут быть:

  1. Адаптивными/неадаптивными. Пример дезадаптивной схемы: «все мужчины — сволочи» или «все женщины — стервы». Разумеется, такие схемы не соответствуют действительности и являются чрезмерным обобщением, однако подобная жизненная позиция может нанести урон прежде всего самому человеку, создав ему трудности в общении с противоположным полом, поскольку подсознательно он будет заранее негативно настроен, и собеседник это может понять и обидеться.
  2. Позитивными/негативными.
  3. Идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.        
  1. Автоматические мысли. Это мысли, которые мозг продумывает настолько быстро, что они не успевают отразиться в словах во внутреннем диалоге, который человек обычно ведёт с самим собой, когда принимает решение. Однако при этом такие мысли успевают вызвать эмоции и влияют на принятие решений. Автоматизация происходит обычно с теми мыслями, которые раньше часто повторялись или которым человек придавал особую важность. После того как мысль «автоматизировалась», мозг больше не тратит много времени на повторное медленное обдумывание этой мысли, а вызывает чувство или действие мгновенно, исходя из предыдущих чувств и действий, связанных в памяти с этой мыслью. Подобная «автоматизация» может быть полезной, когда надо быстро принять решение, но может навредить, если автоматизируется неправильная или нелогичная мысль, поэтому в числе задач когнитивной психотерапии — распознавание таких автоматических мыслей, возвращение их из автоматического подсознания снова в область медленного словесного переосмысления, с тем чтобы удалить неверные суждения и перезаписать их в виде правильных контраргументов[17].                         Основные характеристики автоматических мыслей:                        Рефлекторность.                                                                        Свёрнутость и сжатость.                                                Неподвластность сознательному контролю.                                Быстротечность.
  2. Персевераторность и стереотипность. После того как мысли становятся автоматическими, они больше не являются следствием размышлений или рассуждений, а вызывают чувства или действия мгновенно и субъективно воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным фактам. Примеры: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно, поэтому я отказываюсь от любых сложных дел»[4].                                                
  3. Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы, непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов[4].                                 Виды:                                                                        Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.                                                                        Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.                                Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.                                                                                Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно преуменьшая свои возможности с ней справиться.                        Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.                Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление, или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). Например: «Если я не стану миллионером или знаменитостью, то я — полное ничтожество, и вся моя жизнь будет прожита зря». В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует о «диффузности самоидентичности».                                                                Долженствование — чрезмерное фокусирование на «я должен» поступать или чувствовать определённым образом, без оценки реальных последствий такого поведения или альтернативных вариантов. Часто возникает из-за навязанных в прошлом стандартов поведения и схем мышления.                                                                                        Предсказывание — индивид считает, что может точно предсказать будущие последствия определённых событий, хотя он не знает или не учитывает всех факторов, не может правильно определить их влияние.                Чтение мыслей — индивид считает, будто точно знает, что по этому поводу думают другие люди, хотя его предположения не всегда соответствуют реальности.                                                                        Наклеивание ярлыков — ассоциирование себя или других с определёнными шаблонами поведения или негативными типажами.
  4. Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии[4].

История создания конитивно-поведенческой психотерапии.

Основателем когнитивной психотерапии является Аарон Бек [19]. Бек первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную теорию депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который и получил название когнитивной терапии.                                                                Её основные положения он сформулировал независимо от Альберта Эллиса, разработавшего в 50-е годы похожий метод рационально-эмоциональной психотерапии [14]. Различия между теориями Эллиса и Бека состояли в том, что Эллис был склонен искать универсальные для всех эмоциональных расстройств содержательные характеристики когнитивных процессов, а Бек попытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когнитивного содержания[17]. По мнению Эллиса, его подход также в большей степени, чем когнитивная терапия, делает упор на эмоционально-воспоминательно-(эвокативно-) эмпирические способы. [15]. Кроме этого, в модели Эллиса первоначальное восприятие раздражителя и автоматических мыслей не обсуждается и не подвергается сомнению. Психотерапевт не обсуждает достоверность, а только выясняет, как пациент оценивает раздражитель; таким образом, основной акцент делается на оценке раздражителя, в отличие от подхода Бека [6]. Но в целом бо́льшая конкретность, целенаправленность и индивидуализированность подхода Бека привела к тому, что именно ему отводится ведущая роль в разработке данного направления в психотерапии [17].                                        Основные труды Бека: «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976), «Когнитивная терапия депрессии» (1979), «Когнитивная терапия личностных расстройств» (1990). В предисловии к первой монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своём подходе как о принципиально новом, отличном от других ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений: традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии [1]. Эти школы, по мнению Бека, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен; источник расстройства пациента лежит вне его сознания[1]. С точки зрения Бека, ведущие школы мало обращали внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции; его же новый подход — когнитивная терапия — предполагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путём: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в самом сознании пациента[1].         С самого своего появления когнитивная терапия оказалась в конфронтации с психоаналитическими направлениями в психотерапии, но быстро завоевала авторитет в академических кругах. К достоинствам когнитивной терапии относятся: наличие естественнонаучного фундамента — наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии; наличие психологических моделей, описывающих специфику нарушений для каждой нозологической группы, этапы и техники терапии; краткосрочность терапии (в отличие, например, от психоанализа) — от 20—30 сеансов; наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах (экзистенциально-гуманистическая направленность, объектные отношения, поведенческий тренинг и прочее).                В середине XX века большую известность и распространение получили работы пионеров когнитивно-поведенческой терапии (далее КТ) А. Бека и А. Эллиса[5]. Аарон Бек первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную модель депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который получил название когнитивной терапии. Её основные положения он сформулировал независимо от А. Эллиса, разработавшего в 50-е годы похожий метод рационально-эмоциональной психотерапии [1].                                Но если Эллис склонен искать универсальные для всех эмоциональных расстройств содержательные характеристики когнитивных процессов, то Бек попытался отдифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когнитивного содержания.                                                        Большая конкретность, мишенеориентированность и индивидуализированность подхода Бека привела к тому, что нередко в европейской литературе именно ему отводится ведущая роль в создании когнитивной психотерапии[17].                                                        Система оказалась в конфронтации с психоаналитическими направлениями в психотерапии.                                                        Известными учёными были разработаны другие формы когнитивной терапии. Особо следует отметить рационально-эмотивную терапию Альберта Эллиса[5].                                                                                                В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений – традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен.        Эти три ведущие школы утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало обращают внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции. Новый подход – когнитивная терапия –  полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов[1].

Выделяют пять целей когнитивной терапии:

  1. Уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства.
  2. Снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения.
  3. Повышение эффективности фармакотерапии.
  4. Решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению).
  5. Устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений (схем), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи:

  • Осознать влияние мыслей на эмоции и поведение.
  • Научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними.
  • Исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»).
  • Заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли;
  • Обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.

Анализ основных методик, используемых в современной когнитивно-поведенческой психотерапии.

На сегодняшний день КТ находится на стыке когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа. Как правило, в учебных пособиях, изданных в последние годы на русском языке, не рассматривается вопрос о существовании различий между двумя наиболее влиятельными вариантами когнитивной терапии -- КТ А. Бека и РЭПТ А. Эллиса. Исключением является монография Г. Кассинова и Р. Тафрейта с предисловием Альберта Эллиса[2].                                                                                                Как основателя рациональной эмотивной бихевиоральной терапии (РЭБТ/REBT), первой когнитивной бихевиоральной терапии, … меня, естественно, привлекли 13-я и 14-я главы этой книги. В 13-й главе описываются методы когнитивной терапии Аарона Бека, а в 14-й представлены некоторые основные методы РЭБТ. Обе главы отлично написаны и раскрывают как многие сходные моменты, так и основные различия этих подходов. … Но я бы хотел также отметить, что РЭБТ-подход определенно в большей степени, чем когнитивная терапия, делает упор на эмоционально-воспоминательно-(эвокативно-)эмпирические способы[15].                Несмотря на то что этот подход может показаться похожим на когнитивную терапию Бека, все же есть существенные различия. В модели РЭБТ первоначальное восприятие раздражителя и автоматических мыслей не обсуждается и не подвергается сомнению. Психотерапевт не обсуждает достоверность, а выясняет, как клиент оценивает раздражитель. Таким образом, в РЭБТ основной акцент делается на оценке раздражителя[6].

Особенности КТ:                                                        Естественнонаучный фундамент: наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии.                                                                Мишене-ориентированность и технологичность: для каждой нозологической группы существует психологическая модель, описывающая специфику нарушений; соответственно выделены «мишени психотерапии», её этапы и техники.                                                                        Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20--30 сеансов.                                                        Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объектные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии                        Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.                                                 Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.                                                Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания[14].                        Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.                                                                                Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя[6].                        Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.                В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.                Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия[2].                                                                         Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах[3].                                                                Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что основная задача психотерапевта в поведенческом подходе к психотерапевтической практике, заключается в воздействии на установки клиента, ход его мыслей и регулирование поведения для улучшения его самочувствия.                Сегодня в современной психотерапии довольно важным считается дальнейшее развитие и модифицирование когнитивно-поведенческих техник, их обогащение приемами других направлений. С этой целью была создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии, основными задачами которой является развитие данного метода, объединение специалистов, оказание психологической помощи, создание различных обучающих курсов и психокоррекционных программ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб. : Академический проект, 1997. — С. 82
  2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. -- СПб.: Питер, 2003
  3. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. -- СПб.: Питер, 2002.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 5, с. 21
  5. Джудит С. Бек. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. -- М.: ООО "Изд. дом "Вильямс", 2006. -- С. 19
  6. Кассинов Г., Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. — М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2006. — С. 328
  7. Калина Н.Ф. Когнитивная терапия: рассудок, разум, рациональность ”// Основы психотерапии. М, 1997. 12, с. 45
  8. Карнетов Н.А. Депрессивные расстройства - диагностические ‘невидимки’ в психиатрической и обшемедицинской практике // Социал. и клиническ. психиатр. 1999, № 3, с. 85-90.13, с. 154
  9. Кензин.Д.В. Суицидальное поведение при депрессии в рамках растройств настроения и личностных расстройств// Российский психиатр. Журн., 2001 г, № 2, с. 41-46. 9, с. 215
  10. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т. В. Власова. -- Владивосток: ГИ МГУ, 2002. -- 110 с.
  11. Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия -- конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. –  № 4.
  12. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. -- 5-е изд. -- СПб.: Питер, 2003. -- Гл. 8.
  13. Пишо П. Эпидемиология депрессии / Журн. невр. и психиат. им. Корсакова, 1990, №6, с. 82-84. 21, с. 211
  14. Психотерапия : учебник / под ред. Б. В. Карвасарского. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2002. — С. 262
  15. Предисловие / А. Эллис // Кассинов Г., Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. — М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2006. — С. 13.
  16. Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика. -- М.: Академия, 2002. -- Гл. 3.
  17. Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. -- СПб.: Питер, 2002.
  18. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. -- М.: Психотерапия, 2009.
  19. Холмогорова А. Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — № 3.
  20. Хелл Д. Ландшафт депрессии. – М.: Алетейа,1999. 27, с. 218
  21. Smith, D. (1982). Trends in counseling and psychotherapy. American Psychologist, 37(7), 808 р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе....

Презентация "Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями"

Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многофункциональную инфраструктуру....

Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Музыкотерапия"

Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья...

Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Метод песочной терапии"

Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: «Открой свое сердце»

Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей кэлементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверс...

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровьядля детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Легко л...