Содержание деятельности педагогов по развитию непроизвольной памяти на основе использования дидактических игр и упражнений.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Деменок Мария Викторовна

Первый блок – Впечатления. Нужно получить глубокое, яркое впечатление о том, что ребенок хочет или должен запомнить. Для этого необходимо:

1.Развить способность к сосредоточению. Сосредоточение – это способность сохранить внимание на определенном объекте, не позволяя вытеснить его другими объектами или мыслями.

2. Научить ребенка наблюдать.  Пробелы в памяти возникают главным образом из-за некачественных наблюдений.

3.  Научить ребенка использовать как можно больше анализаторов  для получения более яркого впечатления. Чем больше  мы их используем: потрогаем, понюхаем, послушаем, измерим длину, вес и т.д., тем легче и надежнее запомним предмет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание деятельности педагогов по развитию непроизвольной памяти на основе использования дидактических

игр и упражнений.

(Из опыта работы на группе с детьми 3-4 лет).

(Имена детей заменены)

 При планировании  практической работы мы исходили из утверждения известного психолога  Карла  Сишора о том, что «средний человек использует не больше 10% врожденных возможностей своей памяти. Остальные 90% пропадают, потому что он нарушает естественные законы запоминания».  Это: 1. Впечатление. 2. Ассоциация. 3. Повторение. Именно в этом порядке их надо вводить в действие. Поэтому работу по развитию памяти детей мы разделили на три блока.

В качестве главного средства развития памяти мы использовали дидактическую игру, так как именно в игре ребенок сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания.

Играя, дети наблюдают, запоминают, расширяют свой кругозор. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия, «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
При подборе игр мы воспользовались материалами психологического центра
«Адалин», руководитель А. Пономаренко, играми, разработанными А. Назаровой, Б. Никитиным, А. Забрамной,  Д. Костенковой и др.

 При этом мы учитывали, что у наших детей ярко проявляется связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Поэтому мы широко использовали произведения фольклора: считалки, потешки, песенки, стихотворную форму задания и даже драматизацию небольших стихотворений, рассказов.(Приложении № 4) Такие формы работы вызывали у детей интерес и они сравнительно легко запоминали и без особых усилий воспроизводили виденное и слышанное. Например, Игра «Найди куклу». Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время  прячет куклу. Потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? «Маша, Маша (имя ребенка), поищи, с нашей Лялей попляши».  Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Благодаря этому у наших детей быстро совершенствовалась речь, они научились пользоваться предметами домашнего обихода, игрушками, неплохо ориентироваться в обстановке. Мы стремились, чтобы материал, который мы использовали в процессе проведения дидактических игр и упражнений, затем обязательно применялся в свободной деятельности детей.  

Первый блок – Впечатления. Нужно получить глубокое, яркое впечатление о том, что ребенок хочет или должен запомнить. Для этого необходимо:

1.Развить способность к сосредоточению. Сосредоточение – это способность сохранить внимание на определенном объекте, не позволяя вытеснить его другими объектами или мыслями.

2. Научить ребенка наблюдать.  Пробелы в памяти возникают главным образом из-за некачественных наблюдений.

3.  Научить ребенка использовать как можно больше анализаторов  для получения более яркого впечатления. Чем больше  мы их используем: потрогаем, понюхаем, послушаем, измерим длину, вес и т.д., тем легче и надежнее запомним предмет.

Данный блок посвящен формированию осознанного восприятия.

Таблица №2

Название игр

Цель

1.Игры на развитие способности к сосредоточению.

«Знакомство»;  «Что изменилось»;

»Шкафчики»; «Что исчезло»; «Послушай и запомни»; «Кто первый»; «В нашем детском садике»

Развитие слухового и зрительного внимания, сосредоточенности, слуховой и зрительной памяти.

2. Игры на развитие наблюдательности.

«Что забыл нарисовать художник?»;

«Найди предмет по описанию»;

«Узнай, что звучало?»;

«Опиши соседа или предмет»;

«Вспомни и покажи»; «Кого нет»; «Пуговицы»; «Игрушечная очередь»

Развитие действий восприятия

3.Игры на использование различных анализаторов.

«Найди сам»; «Раскрась изображение  по памяти»; «Угадай по цвету»; «Юный фотограф»; «Паровозик»; «»

Развитие зрительного анализатора

«Кто позвал?»;  «Кто как кричит»;

«Запомни свое место»; «Загадочные звуки»; «Музыкальный робот»; «Чудесные слова»

Развитие слухового анализатора.

Игры и упражнения с дощечками разной шероховатостью «Определи на ощупь»

Развитие тактильной памяти, осязания.

«Узнай по запаху»

«Узнай по вкусу»

Развитие обоняния и вкуса.

Второй блок – Ассоциации. Ассоциация является одновременно средством закрепления воспоминаний и последующего воспроизведения (вызова) их, они способствуют переходу от кратковременной памяти  к  долговременной. Обычно ассоциации устанавливаются  скорее интуитивно, чем логично, хотя подобная работа невозможно без умения находить сходство и различия. Именно, поэтому сначала надо развить у детей умение сравнивать, запоминаемые объекты, находить сходства и различия, группировать, классифицировать, обобщать, т.е. развить их мыслительные операции. Недаром непроизвольное запоминание и воспроизведение являются косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия, мышления и воображения.

Таблица № 3

Название игр

Цель

1. Игры на развитие мыслительных операций.

«Сложи картинку»; «Сравни и ответь»; «Дорисуй по образцу»; «Заплатки»; «Художник»; «Карта-головоломка»

Развитие анализа и синтеза, сравнения.

«Отгадай-ка»; «Кто где живет?»; «Чей домик?»; «Что где растет?»; «Как сварить кашу? (суп и т.п.)»; «Не забудешь, что купить?»

Формирование смысловой группировки на основе определения существенных признаков.

«Какой предмет лишний?»; «Найди пару»;  «Кто знает 5 предметов(овощей, животных …); «Игра во времена года»; «Лишняя игрушка»

Формирование умений классифицировать, обобщать.

2. Игры на развитие ассоциаций.

«На что похож?»; «Подбери название»; «Кто больше придумает слов про …»; «На что похожи эти значки,…»; «Волшебные кляксы»; «Простые рисунки»; «Фигуры», «Формы», развивающие пазлы «Ассоциации»

Подбор к знакомым предметам необычных образов.

Третий блок – Повторение. Мы можем запомнить все что угодно, в разумных пределах, утверждают психологи, если будем достаточно часто повторять это. Поэтому игры мы проводили ежедневно, начиная с ноября месяца, в утренние часы индивидуально с детьми, имеющий низкий уровень развития памяти и во второй половине дня с подгруппами  в течение 10-15 минут. Каждую игру мы повторяли в течение нескольких дней подряд, а затем возвращались к ней через неделю,  через месяц, усложняя и варьируя материал. Например, в игре «Раскрась изображение  по памяти», мы сначала предлагали ребенку предметы одного цвета (огурец, помидор, солнышко, чашку ), затем окрашенные в два цвета (мяч, яблоко, платье куклы, машинку)  и т.д. В игре «Знакомство», мы  заменяли  имя ребенка на имя его мамы, название домашнего животного, затем на имена  любимых героев из сказок, мультиков и даже компьютерных игр. Понравившиеся игры мы повторяли на прогулке, так игра из второго блока  «Кто больше придумает слов про …»,  в принципе, придумывать слова можно про все, главное выбирать знакомые всем предметы и припомнить как можно больше признаков.

При проведении игр мы использовали подгрупповую форму работы, разбив детей на две подгруппы, по уровню развития памяти: слабую и сильную. Кроме того мы проводили индивидуальную работу с Настей и Полиной, так как у них оказался самый низкий уровень развития памяти  и они не могут  участвовать в подгрупповой работе. С некоторыми детьми, хотя и имеющими средний уровень развития памяти, (Света, Алиса, Федя) нам вначале так же пришлось работать индивидуально, так как они на подгрупповых занятиях либо молчали, либо не успевали выполнять игровые  действия вместе со всеми. Но через полтора-два месяца этим детям индивидуальных занятий не потребовалось.

Содержание многих игр и их герои не всегда соответствуют интересам современных дошкольников,  тому  с  чем они встречаются на экранах телевизоров и компьютеров.  Поэтому мы ввели  в некоторые игры современных   персонажей.  Любимый детский персонаж из современного мультсериала медвежонок Осо и его помощница. Дети очень любят медвежонка и им интересно, у помощницы всегда есть подсказка и специальные  шаги.    (Приложении № 5). Особенно когда игра для детей новая.  Например:  игра «Художник». Помощница помогает, она разделяет задачу на части:

шаг первый- рассмотри внимательно картинку.

Шаг второй — запомни

Шаг третий — отвернись и попробуй дать словесный портрет.

  При организации и проведении игр мы встретились со следующими трудностями:

-  Не все дети активно включились в игровую деятельность: одни (Федя, Настя) наотрез отказывались, другие (Полина, Вероника)  молча  стояли, смотрели, казались даже заинтересованными, но поиграть с нами также отказывались.

Мы не заставляли детей играть, предлагая просто посмотреть, понаблюдать, как играют другие дети. Однако  в индивидуальной работе мы отрабатывали данные  игры, привлекали родителей, предлагая им поиграть в эти игры с детьми дома. В результате такой деятельности через несколько месяцев практически все дети стали активными участниками как организованных так и свободных игр.

  • У некоторых детей (Сережа, Света, Полина, Илья) интерес к игре очень быстро пропадал, и они не доводили её до конца. 

Если мы видели, что кто-то из детей терял интерес к игре, или просто кто-то не включался вместе со всеми в игру, то к нам в гости «приходили»  суперагент медвежонок  Осо и его помощница.  И ребята с удовольствием объясняли ему и его помощнице, чем они занимаются. Так не заметно для себя,  дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их.

        Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от нас зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего, мы старались хорошо объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с используемыми в игре предметами, рассказать о правилах игры.

Особое внимание при проведении игр мы обращали на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры.  Игра должна соответствовать умственным возможностям детей, поэтому ко всем дидактическим играм, которые мы использовали, были разработаны варианты с разным уровнем сложности, что обеспечило  возможность индивидуального подхода к детям. Например, в игре «Заплатки» Полине и Насти( дети с самым низким уровнем развития памяти) мы предлагали найти заплатки к 2-3 платьям, а Веронике и Алисе ( средний уровень) к 4-5 платьям, причем, если у первых двух девочках платья резко отличались и по цвету и рисунку, то у последних только по цвету.

Игровое действие представляет большой интерес для детей. Поначалу малышей привлекал  в дидактической игре сам процесс игры, но к концу года их стал интересовать её результат, появился соревновательный момент, желание обязательно выиграть.  Игровое действие, если оно уже освоено в многократно проведенных играх,  мы усложняли, варьировали: вносили новые предметы (были картинки, а потом добавились кубики), вводили дополнительные задачи (не только правильно собирать пирамидку, но и называть величину кольца), действия (отбирать предметы разной формы), условия (перемещение действия игры на улицу), правила (выиграет тот, кто быстрее найдет пару). На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Появление  персонажей из современных мультфильмов, таких как  специальный агент медвежонок Осо и его помощница резко повышало активность детей  и желание довести начатое дело до конца. Дети  стали приносить из дома свои любимые игрушки и мы вместе с ними учили их играть, многократно повторяя материал, что и обеспечило эффективность нашей работы.

- Игры из первого блока не вызвали у большинства детей трудностей. А вот игры из второго блока на развитие умственных операций, особенно на группировку, классификацию и обобщение вначале  сумели выполнить только несколько детей, имеющих уже какой-то опыт развития памяти. И нам пришлось перейти на работу в малых подгруппах по 2 человека и даже индивидуальную форму работы. При организации работы мы опирались на утверждение психологов ( Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина и др.) о том, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи, и лишь на этой основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Таким образом, необходимо поэтапное формирование у детей различных умственных действий.  

Наши дети испытывали большие трудности при формировании у них операций классификации и обобщения. Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и конкретизацию, раскрытие его содержания требуют осознания детьми самого процесса образования группы. А для этого важно, чтобы ребенок не только воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие в образовании совокупности однородных предметов, связанных между собой по существенным признакам, отраженным в слове-названии группы.

Вначале мы показывали ребенку сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс их группировки, связанный с употреблением обобщенного названия, давали детям образец действия по созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержат в себе занятия и различные дидактические игры. Так, организуя игру в «Чудесный мешочек», мы каждый раз старались подбирать  различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т. д.). Вынимая по одному из них, воспитатель использует игровой сюжет, например,  говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка, а за ней и другие животные. Далее выясняют, какие животные пришли к детям, при этом ведут беседу о каждом животном. Но как во время игры, так и в заключение, когда просили детей вспомнить, кто к нам приходил, мы по возможности часто употребляли родовое название.

Таким же образом воспитатель, присоединяя один предмет к другому, образует иные группы однородных предметов, используя различные обобщающие слова. Аналогичная задача может разрешаться в играх «Что в коробочке?», «Кто в домике живет?», «Посмотрим, что у нас есть», «Нам прислали подарки», в игре с дидактической куклой (оборудование для ее комнаты - мебель, кормление куклы, где потребуется различная посуда, сборы куклы на прогулку, для чего необходима одежда и т. д.).

Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности однородных предметов и знакомятся с обобщенным названием группы, что позволяет им лучше запомнить предметы.

Мы привлекали  детей к группировке объектов,  упражняли их в отнесении единичного к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры.

В игре «Поможем кукле» нами были  использованы предметы разного назначения, которые разложены на столе. Если там находится одежда, то воспитатель предлагает детям примерно следующий сюжет: «Кукла Таня купила себе новую одежду (или выстирала, или ее Тане подарили), вот как ее много (воспитатель показывает и называет каждую вещь), тяжело Тане нести одежду, давайте, дети, поможем Тане. Пойди, Настенька, принеси Тане одежду». Если ребенок затрудняется выполнить поручение или собирает не всю одежду, воспитатель привлекает других детей. Аналогичные действия могут осуществляться детьми при сборах куклы на прогулку. Раскладывая на столе предметы мебели, или игрушки, или знакомые детям овощи, или посуду и т. д., мы, видоизменяя сюжет, предлагали детям принести кукле мебель для оборудования комнаты, игрушки - для того, чтобы кукла могла занять других кукол, пришедших к ней в гости; овощи - для того, чтобы приготовить обед; посуду - чтобы кукла (одна или с гостями) могла пообедать... В конце игры воспитатель делает вывод, еще раз повторяя родовое название.

В игре «Кто скорее соберет?» дети из четырех-пяти лежащих перед ними предметов собирают те, которые относятся к одной названной воспитателем группе. Например, перед ребенком лежат три разных предмета из игрушечной посуды и один предмет из одежды. В ответ на слова воспитателя: «Кто быстрее соберет посуду?» - дети объединяют эти предметы в одну группу (можно предложить корзиночки, подносы, коробочки, а также небольшой лист картона или плотной бумаги, на которую ребенок должен положить группу предметов, при этом игра может называться «Кто быстрее положит?»). Подобную игру легче проводить с картинками, так как в последнем случае возникают большие возможности варьировать содержание групп.

Используя  сюжет игры «Чудесный мешочек», мы организовали  новую игру - «Найди в мешочке» (птичек, зверюшек, машины, овощи, фрукты и пр.).

Или в мешочке находится несколько героев из одного мультфильма смешарики (лосяшь, нюша, копатыч, крош, ежик) и, так же как и в предыдущей игре, один-два героя, не входящие в этот мультфильм (медведь и колобок). Ребенку предоставляется возможность доставать из мешочка предметы и, вначале при помощи воспитателя, объединять родственные из них. При этом воспитатель ведет с детьми беседу о том, почему другие предметы не могут быть включены в упомянутую группу. Так Катя? (средний уровень развития памяти) вначале совершенно не справлялась с классификацией. В процесс обучения быстро научилась осуществлять данную операцию сначала в форме практического, а затем и в форме речевого действия. На вопрос: «Картинки, какой группы ты сумела запомнить?» - девочка отвечала: «Игрушки - флажок, шары, барабан, мячик, а еще – помидор, огурец, картошку – это овощи».

Чтобы поддержать интерес детей мы широко использовали произведения фольклора, игровые приемы, организацию активной деятельности детей.

К концу года с заданиями на группировку,  классификацию и обобщения справлялась  большая часть детей, что сказалось не только на увеличение объема их памяти, но и на активизации их умственной деятельности.

-  Но самую большую трудность вызвали игры на развитие ассоциаций. Они были вначале недоступны  детям. Здесь главную роль должен взять на себя воспитатель, показав пример подбора необычных названий к обычным предметам (ежик похож на бугорок земли; медведь на большую гору, а медвежонок на маленькую; змея похожа на верёвочку). Детей в дошкольном  возрасте интересуют не только окружающие их объекты, но и взаимосвязи между ними. У нас в группе есть целая серия мини игр-ассоциаций, которые  помогают ребенку в интересной игровой форме быстрее познавать мир, а так же, способствуют развитию у него памяти, мышления и внимания. (Приложение № 6).  Однако такие игры доступны только отдельным, наиболее развитым детям, поэтому именно развитию ассоциаций мы на будущий год уделим основное внимание.

В подтверждение нашей гипотезы:                                                                                           Нами в данной группе были созданы условия  предметно-развивающей среды, обеспечивающей разнообразную, сначала совместную, а затем самостоятельную деятельность детей; (Приложение № 7).                                                                   Обучение в детском саду будет эффективным, если родители дома занимаются со своим ребёнком, знают, что делать и как работать с ним. В нашем дошкольном учреждении формы работы с родителями разнообразны – это показ воспитательной работы, педагогические библиотечки,  оформление в группах информационных стендов, папок – передвижек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.                                                      Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье.                          Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.                                                                                                                Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, памятки с практическими рекомендациями. Оформляются информационные и тематические стенды, папки-передвижки (Приложение № 8).

К сожалению не все родители интересуются материалами, размещенными на стендах, в папках-передвижках. И нам, педагогам, просто необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.

В ноябре месяце в нашей группе было проведено родительское собрание на тему «Как развивать память своего ребенка» с показом  проведения игр с подгруппой детей. Мы совместно выработали общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, результат воспитания может быть успешным, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Год работы показал, что при работе с родителями надо искать и использовать современные средства – так мы используем интернет, создали, с помощью родителей, свою страничку. На свою страничку мы выкладываем свой     материал с рекомендациями.  Сделали свой форум (вопрос — ответ). Что очень помогает родителям. Мама, Сережи Воронова задала вопрос: Я сажаю Сережу заниматься, а он не хочет. Что мне делать? Ответ: Тренировать память малыша нужно постоянно. А делать это лучше в виде весёлых игр. Подбор игр есть у нас на сайте.

 Наш небольшой опыт показал, что родителей необходимо обучать взаимодействовать со своим ребёнком, так мы проводили совместное занятие родителей с детьми, на которых отрабатывали приёмы, которые можно использовать для запоминания материала.  (Приложение №9).

Только совместными усилиями педагогов и родителей можно развить память дошкольника, а значит обеспечить развитие всей его умственной деятельности.

II.3.Результаты деятельности педагогов по развитию

непроизвольной памяти.

   В апреле месяце --- года была проведена повторная диагностика.  При этом мы так же использовали  методику, предложенную В.Богословской.

Таблица продуктивности запоминания (апрель ----года)

п/п

Имя ребёнка

Возраст на ноябрь 2012г

1. Непроизвольное запоминание в естественных условиях.

2. Непроизвольное запоминание в игровой деятельности.

3. Запоминание картинок в естественных условиях.

4. Запоминание картинок в активной деятельности.

1

Илья В.

3г 11мес

4

5

2

4

2

Сережа В.

3г 11мес

3

5

3

4

3

Света К.

3г 9мес

2

3

2

3

4

Вераника Н.

3г 11мес

5

6

3

5

5

Федя Ф.

3г 10 мес

3

5

3

4

6

Алиса Я.

4г 1мес

4

6

3

5

7

Катя Б.

4г 2мес

5

4

2

3

8

Ярослава Д.

3г 7мес

4

4

3

3

9

Палина Б.

3г 10мес

1

3

0

3

10

Настя Л.

3г 7мес

1

2

1

1

уровень непроизвольной и произвольной памяти

высокий ур.-2-20%

средний ур.-5-50%

низкий ур.-3-30%

очень низкий ур.-0

высокий ур.-5 -50%

средний ур.-4- 40%

низкий ур.-1-10%

очень низкий ур.-0

высокий ур.-0

средний ур- 5-50%

низкий ур-4-40%

очень низ. ур.-1-10%

высокий ур.-2-20%

средний ур.-7 -70%

низкий ур.-1 -10%

очень низкий ур.-0

Данные диагностики представлены также в диаграмме.  (Приложение №2)

Сравнительная характеристика.

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

ноябрь

апрель

ноябрь

апрель

ноябрь

апрель

ноябрь

апрель

Высокий уровень

0

2

2

5

0

0

0

2

Средний уровень

5

5

4

4

1

5

1

7

Низкий уровень

5

3

4

1

7

4

6

1

Очень низкий уровень

0

0

0

0

2

1

3

0

Как  показала  повторная диагностика:  значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем развития памяти, снизилось количество детей с низким и очень низким уровнем развития.  (Приложение № 3) Нас очень порадовали такие дети как Полина, Света.   Мы сумели заинтересовать родителей, и совместные усилия дали отличные результаты.  К сожалению, этого нельзя сказать о Настюше, хотя и у неё результаты стали гораздо лучше, и нам удалось заинтересовать её играми, благодаря которым она стала активнее  на занятиях, но из-за того, что родители не уделяли должного внимания на наши рекомендации. Нам  за один год нам не удалось повысить на более высокий уровень развитие ее памяти.

        Приведенные данные доказывают эффективность использования в педагогическом процессе специально отобранных дидактических игр и упражнений.  Наше исследование подтвердило, что совершенствование умственной деятельности детей: развитие действий восприятия, мышления, воображения являются главным условием развития непроизвольной памяти младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Годовое перспективно-тематическое планирование работы по развитию ориентировки в пространстве посредством использования дидактических игр и упражнений (старшая группа)

Планирование включает в себя и работу в организованной образовательной деятельности, и в совместной и также в самостоятельной детской деятельности. В плане присутсвуют авторские дидактические игры....

Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"

Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....

Мастер класс для педагогов "Развитие памяти детей среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений"

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов,обеспечивающих эффективное запомининие информации дошкольниками....

Содержание деятельности педагогов по развитию непроизвольной памяти на основе использования дидактических игр и упражнений.

Первый блок – Впечатления. Нужно получить глубокое, яркое впечатление о том, что ребенок хочет или должен запомнить. Для этого необходимо:1.Развить способность к сосредоточению. Сосредоточение ...

Развитие коммуникативных качеств дошкольников посредством использования дидактических игр и упражнений по речевому этикету

В материале подобранны игры, упражнения и различные приёмы для сознательного овладения дошкольниками формулами речевого этикета....

Содержание деятельности педагогов по развитию непроизвольной памяти на основе использования дидактических игр и упражнений.

Первый блок – Впечатления. Нужно получить глубокое, яркое впечатление о том, что ребенок хочет или должен запомнить. Для этого необходимо:1.Развить способность к сосредоточению. Сосредоточе...