Воспитание правильной речи
консультация по коррекционной педагогике

галимова галина павловна

Рекомендации по соблюдению единого речевого режима  воспитателями, логопедом и родителями для воспитания правильной речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_pravilnoy_rechi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правильной речи – это тоже педагогический процесс. Как мы воспитываем аккуратность, прилежность, так же ежедневно, постоянно мы должны заниматься воспитанием речи. Без комплексной совместной работы учителя, воспитателя и логопеда не может ожидаться каких либо положительных результатов.

Для этого доложен соблюдаться единый логопедический режим.

Единый логопедический режим предполагает:

Логопедический режим – это строго очерченный круг требований к общей, речевой культуре, к устной и письменной речи учащихся. Эта система мероприятий направлена на формирование правильной речи  детей, снятие речевых дефектов.

Педагоги должны помнить:

  1. Правильная речь взрослого, образец для речи ребенка.
  2. Родителю, учителю, воспитателю необходимо добиваться от ребенка правильного произношения и понимания новых терминов.
  3. Соблюдать все указания логопеда и выполнять их.
  4. В присутствии ребенка не высказывать сомнений в исправлении речи, внушайте уверенность в успехе.
  5. При подготовке домашнего задания ребенок должен говорить в слух.

Правила речи.

  1. При разговоре всегда смотри в глаза собеседнику.
  2. Сначала подумай, потом говори.
  3. Говори неторопливо, четко выговаривая гласные.
  4. Начинай говорить только на выдохе.
  5. Чтение вслух, выступление перед аудиторией способствуют развитию речи.

Правила эти просты, поэтому их надо знать каждому воспитателю и учителю, и по мере необходимости, в особенности по отношению к логопатам, напоминать их.

Развитие ручной моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, не произвольно высовывает язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

У ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, за тем появляется артикуляция слогов. Таким образом есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга».

А развитие речевой моторики у учеников первого класса вспомогательной школы имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки умственно отсталых детей к овладению письмом.

Проводится упражнение общего характера:

1. Конструирование из кубиков.

2. Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамид.

3. Составление предметных картинок.

4. Обведение контуров предметных изображений.

5. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

6. Работа с пластилином, мозаикой.

7. Многократные сжимания и разжимания пальцев.

Можно с детьми проводить пальчиковые игры без речевого сопровождения.

  1. «Пальчики здороваются»;
  2. «Оса»;
  3. «Игра на пианино»;

Так же  используются пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Этот пальчик вот танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот звонко скачет

Как веселый легкий мячик.

А мизинчик мой – малышка

Коготком скребет как мышка.

А большой мой толстячок

Тот улегся на бочек.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

Развитие артикуляторной моторики.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. В начале детям предлагается упражнение на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у умственно отсталых первоклассников отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица не выразительная.

Гимнастика для губ и щек.

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой, а за тем возвращаются в нормальное положение.

Гимнастика для языка.

  1. Высовывание широкого языка «лопатой».
  2. Высовывание узкого языка «Иголочкой»,
  3. Движения высунутого языка вправо и влево.
  4.  Круговое облизывание губ кончиком языка.

Развитие ритма.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью.

Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (.., .., ..,), слабые или сильные удары (отбить свое имя).

Развитие дыхания.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы вдох был плавным, постепенным, длительным.

1. «Пилка дров». Дети становятся парами друг против друга, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

2.  «Погреем руки».

3. «Надуй шарик».

4. Задуть свечу.  

Развитие слухового внимания и восприятия.

  1. «Кто хлопал?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

  1. «Чей голос?»
  2. «Поймай звук».
  3. «Кто это?»

Ребенку дают картинку животного, и он подражает крику это животного, не называя его. Дети должны узнать, кто изображен на картинке.  

 

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей

Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей. Что нужно знать родителям о логопедической работе над звукопроизношением....

Воспитание правильной речи у детей.

Речевые проблемы - это бич нашего времени....

Консультирование специалистов по теме: "Причины неуспеваемости детей начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи"

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых после...

Советы для родителей по воспитанию правильной речи у детей

Советы для родителей по воспитанию правильной речи у детей...

Рекомендации родителям по воспитанию правильной речи ребенка

Рекомендации родителям по воспитанию правильной речи ребенка....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....