Особенности художественно-эстетического развития детей с аутизмом
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Провоторова Анастасия Александровна

Последовательная коррекционно-развивающая работа средствами искусства заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на детей с аутизмом, что способствует раскрытию их внутреннего потенциала и становлению способности к социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh.-estetich._razv._deti_s_ras.docx65.77 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Особенности художественно-эстетического развития детей с аутизмом

Известно, что большинство детей с расстройствами аутистического спектра имеют высокую эмоциональную чувствительность к музыке, ритмическим стихам, ярким изобразительным и театральным образам. Четкая пространственно-временная природа произведений искусства находит особый отклик у детей с аутизмом из-за их склонности к определенному внутреннему порядку.

Кроме этого, большинство аутичных детей очень чувствительны к стимулам внешней среды (зрительным, звуковым, обонятельным, тактильным); в их системе восприятия окружающей среды доминирует тот или иной сенсорный канал, и они стремятся получить желаемые впечатления именно через этот орган ощущения. Поэтому, например, когда речь идет об интересе для ребенка к определенному музыкальному инструменту, то определяющими могут оказаться такие его характеристики, как его внешний вид (форма, линии, цвет), звук, особые ощущения этого инструмента по прикосновению, или его привлекательность по запаху и т.д.

Рациональность художественно-эстетических занятий с аутичными детьми обусловлена следующим:

1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком является отсутствие его внимания, пребывание на "своей волне". Особенно подобранные средства для художественно-эстетических занятий (определенные звуки, мелодии, тексты) привлекают внимание, и организуют относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с аутизмом;

2) обнаруженная большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты, материал для изобразительного искусства, элементы костюмов или декорации;

3) занятия, основанные на художественных принципах, способствуют преодолению стереотипных проявлений, характерных для детей с аутизмом, и расширению поведенческого репертуара, их эмоциональной активации, становлению релаксационных и регулятивных процессов, их способности к отзыву как предпосылки общения.

Созданная благодаря художественно-эстетическим занятиям творческая среда способствует интеграции личности детей с расстройствами аутистического спектра, позволит им почувствовать и осознать себя как неповторимую индивидуальность и раскроет радость взаимодействия с другими людьми.

Закономерности становления

художественно-эстетического развития в онтогенезе

Обычно дети в дошкольном возрасте способны реагировать на хорошее в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать.

Художественно-эстетические занятия являются специфической деятельностью, во время которой у детей формируется способность познавать действительность, себя, свои взаимоотношения с окружающим миром средствами искусства, а также проявлять себя с помощью различных видов художественно-эстетической деятельности.

Динамика становления эстетического восприятия дошкольников зависит от их чувствительности к эмоционально-эстетическому переживанию, которое имеет специфические особенности в раннем, младшем, старшем дошкольном возрасте (табл.1).

Возраст ребенка

Художественно-эстетическое развитие

от рождения до 1 года

 Ко 2-му месяцу отчетливо реагирует на пение и музыку; начинает выдавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками, может даже искать источник звука, поворачивая голову;

- Почти сразу реагирует на протяжный звук; внимательно, с удовольствием слушает игру на гитаре, металлофоне, свирели, других музыкальных инструментах;

- С 5-6-го месяцев движения становятся более разнообразными, энергичными; может даже пытаться сблизить руки в такт музыке;

- С 6-го месяца наблюдается уже устойчивое внимание к мелодиям; хорошо отличает музыку от простого шума: улыбается, радостно смеется, "поет", весело стучит ручками и ножками. На различную музыку реагирует по-разному: когда звучит плясовая - делает "ладушки", может постукивать ногой, а польется колыбельная - медленно раскачивается всем телом;

- С 7-8 месяцев продолжает развиваться способность к подражанию;

- С 9-12 месяцев радостно откликается на предложение взрослого попеть, потанцевать, тем самым, подтверждая, что "занятия музыкой" - любимое дело; способен сосредоточено и достаточно длительное время слушать музыку. Еще более дифференцированно реагирует на различный характер мелодии - колыбельную или танцевальную;

- К концу первого года жизни способен протяжно и довольно долго тянуть гласные "а", "и", слоги "на", "ба", в некоторых случаях в "песнях" даже угадывается ритм; начинает подстраиваться под пение взрослого и "петь" вместе с ним;

- Проявляет интерес к ярким рисункам, фотографиям и т.п.

1-3-й годы жизни

-  С удовольствием играет музыкальными игрушками: (триола, свирель, губная гармошка, треугольник, бубен, барабанчик, ксилофон т.д.;

- Более сложной и разнообразной становится реакция на действия взрослого: кивает головой, движется всем телом, делает "ладушки", даже пытается притопывать ногой в такт музыке;

- Привлекательность ритмических движений, музыкальных звуков, ярких цветов, выразительной мимики, ласкового голоса взрослого;

- Способность различать веселую и грустную мелодии, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки;

- Формирование игровой и элементарной художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, чтение стихов и т.п.);

- Элементарная художественная деятельность ребенка имеет признаки эстетического характера, а его эстетическое развитие связано с индивидуальным опытом и его интересами. В своих произведениях ребенок пытается достичь образности, проявляет элементы самостоятельности, творческой активности;

- Проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или танцах и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям;

- С интересом слушает инструментальную музыку, для которой характерны богатые выразительные средства и яркие образы. Обычно дети быстро запоминают ее;

- Появляется музыкально-эмоциональная активность: называет любимые песни до начала музыкального занятия, просит сыграть их или спеть, тем самым, настраиваясь на слушание. Угадывает знакомые песни по вступлению. С интересом слушает рассказ педагога, сопровождающийся музыкальными иллюстрациями, запоминает музыку и узнает, о каком персонаже или эпизоде она «говорит»;

- «Помогает» взрослому петь песни, выражая удовлетворение от своего участия в пении; быстро запоминает и воспроизводит в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми; способен самостоятельно выполнять (по слову педагога) 3-4 небольшие танца, 1-2 песни;

- Начальные попытки рисования (стадия «мазать»). Ребенок создает линии без рисунка, хаотично;

- Подражает движениям взрослого (графические изображения возникают случайно, как результат манипуляции с карандашом и бумагой. Ребенка интересует, в первую очередь, не изображение, а карандаш);

- Рисует и разглядывает каракули первый шаг в овладении «техникой» изобразительной деятельности. Каракули рисуют уже под контролем зрения. Способность контролировать движения, позволяет оставлять каракули в пределах листа;

- Рисует линии (изменение периода хаотических каракуль чертежам отдельных вертикальных и горизонтальных линий);

- Повторяет каракули (сосредоточение внимания на многократном повторении каракуль, новые попытки, при которых преимущество начинает предоставляться тем сферам, которые понравились, повторения);

- Овладевает первичной формой орнамента (движения руки подчиняются определенному ритму, штрихи упорядочиваются, возникает самый простой орнамент);

- Создает первые изображения (образ предмета случайно возникает из нарисованных линий, ребенок сначала рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, называет его);

- Начинает усваивать сенсорные эталоны

3-5-й годы жизни

-  Способен выделять музыку силой звука (громкий, тихий); эмоционально реагировать на разнохарактерную музыку (веселую, грустную);

- В танцевальных движениях и групповом маршировании появляется ритмичность;

- Способен обращать внимание на качество движений и их согласованность;

- Проявляет самостоятельность при выполнении танцев, игр и упражнений: начинает движения после вступления, меняет их в зависимости от формы, динамики (громко - тихо), регистра (высокий - низкий); выполняет движения согласованно, соблюдая заданный темп; передает игровые и танцевальные художественные образы; движется по кругу;

- Начинает видеть в своем рисунке образы, происходит переход от стадии «мазать» до стадии примитивных изображений;

- Способен создавать с помощью линийопределенные образы предметов;

- Появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, напоминающее многоугольники, углы, отрезки линий; появляются «головоногие» - первые изображения человека. Постепенно конструкции усложняются;

- Продолжает изображать различные предметы и их движение; предметы все чаще можно узнать, у них появляется все больше деталей. Ребенок открывает в мире определенный порядок, также проявляется и в рисунке;

- Заинтересовывается настроением произведений искусства, замечает связь между содержанием произведения и его выразительными средствами, начинает избирательно относиться к жанрам искусства и конкретных произведений, сравнивать их.

- Проявляет художественные интересы, стремление к творчеству, испытывает радость - появляется стадия схематического изображения: в смысле изображения появление сюжета, события; большее сосредоточение на картинке, стремление передать характерные черты и детали объекта

5-7-й годы жизни

Может высказывать суждения о музыке, оценивать ее; есть любимые произведения; проявляет самостоятельность в исполнении песен, танцев; интерес к коллективному пению с музыкальным сопровождением и без него; любит ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передает характер произведения; выполняет программные танцевальные движения и может использовать их в свободном танце;

- Способен замечать и эмоционально откликаться на выразительно-образные средства произведений искусства, объяснять особенности музыкальных, литературных, изобразительных произведений;

- Нуждается в эстетической деятельности;

- Способен воспринимать различные жанры (марш, танец, песня); имеют любимые пьесы, песни, танцы, игры; имеет музыкальную память, слух и певческие навыки; вокально-слуховую координацию;

- Умеет импровизировать в пении, танце; творчески изображать различные музыкально-игровые образы; владеет танцевальными движениями;

- Появляется интерес к музыкальной грамоте, ярче становится стремление отчетливо исполнить песню, танец, проявить творчество;

- Различает движение, эмоции;

- Детский рисунок все еще остается схематичным, но постепенно переходит на стадию правдоподобных изображений. Объекты, которые изображает ребенок, имеют ярко выраженные характерные черты. Происходит постепенный отход от схемы, и появляются попытки отразить достоверный вид предметов. В рисунках появляются линии земли и неба; изображенные предметы уже не «плавают» в пространстве листа, располагаются в одну линию, не перекрывая друг друга. Масштаб изображения указывают на значимость этого объекта для ребенка. Человеческая фигура уже имеет определенные пропорции, больше внимания уделяется одежде, образ рук наполняется функциональным содержанием (человек на рисунке держит какой-нибудь предмет), на голове появляется прическа

-наблюдается проявление интереса не только к процессу, но и к результату изобразительной деятельности. Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид дома и прочее. Рисунок становится моделью жизненных ситуаций, которые ребенок чувствует сам.

Уровни художественно-эстетического развития детей с аутизмом

Неравномерность развития детей с аутизмом сказывается и на художественно-эстетическом развитии. Многие умения и достижения, которые присущи детям с нормальным типом развития, остаются недосягаемыми для аутичных детей (сравнение произведений, объяснения особенностей художественных произведений, восприятия жанров, импровизации в пении, изображения музыкально-игровых образов, интерес к музыкальной грамоте, стремление отчетливо исполнить песню и т.д.), при этом в некоторых из них оказываются исключительные способности в художественно-эстетической области по ощущение звука или цвета.

Началу целенаправленной коррекционно-развивающей работы этого направления предшествует определение: на каком именно уровне находится ребенок с аутизмом в художественно-эстетическом развитии.

Основываясь на определенную логику развития аутичных детей в арт-педагогическом пространстве, разработана целенаправленная коррекционно-развивающая работа с ними, содержание и методы которой основаны на определенных уровнях (табл. 2):

Содержание

Характерные проявления

Образовательные задачи

Коррекционные задачи

1

Чувствительность к художественно-эстетическим средствам

 Созерцание периферийным зрением, гиперфокус внимания;

способность реагировать на ритмические, вокальные, двигательные проявления, допускать определенные звуки и прикосновения

Формировать навыки действовать вместе с другими детьми; развивать танцевальные, игровые действия с предметами

Преодолевать гиперфокус внимания, распространять диапазон восприятия сигналов окружающей среды; развивать способность к визуального контакта; формировать взаимодействие между зрительным, слуховым и тактильным анализаторами

2

Появление отзыва ребенка на обращение к нему средствами искусства

Способность к подражанию определенных звуков и действий, а также повторять те или иные движения во время слушания музыки или пения

Формировать способность действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию

Развивать способность поддерживать визуальный контакт; развиватькинестетическую систему; формировать зрительно-моторную координацию

3

Расширение спектра художественно-эстетических действий ребенка

Способность улавливать ритм музыки и подстраиваться под него; возможность играть и петь вместе с другими, подхватывать (с помощью специалиста) ритмические и вокальные проявления, способность обращать внимание на контекст ситуации

Формировать представление о произведениях музыкального и театрального искусства;

формировать способность к подражанию в целом;

развивать способность к функционированию руки как органа самостоятельной целенаправленного действия.

Корректировать стереотипные проявления; распространять поведенческий репертуар

4

Способность кк участию в занятиях художественно-эстетической направленности вместе с другими

Возможность переключения внимания,

способность участвовать в совместной деятельности и осваивать определенные формы художественного поведения или определенные навыки

Развивать способность наблюдать за действиями взрослого и выполнять действия по подражанию и показу; формировать способность к общему и самостоятельному выполнению действий с предметами

Достигать интеграции психических процессов; способствовать становлению социальных функций ребенка

5

Художественно-эстетическая активность ребенка, способность к совместной деятельности

Достаточный объем внимания, способность усматривать контекст ситуации;

инициатива в контакте;

желание осваивать новые умения

Формировать умение расширять, систематизировать представление об окружающей среде и собственное «Я»; формировать целенаправленный характер действий, способность к самоорганизации

Развивать зачатки пластичности и выразительности двигательных проявлений, способность к вокально-пластическому самовыражению.

При этом следует помнить: если ребенок проявляет развитость на определенном уровне, это не означает, что все задачи предыдущих уровней решены. Понимание этого должно побуждать специалиста возвращаться дополнительно к задачам предыдущих уровней, чтобы наверстать недоразвитие и способствовать становлению базовых процессов, состояний и свойств у детей с аутизмом.

Так как развитие ребенка с аутичными расстройствами носит дезинтегрированный характер, художественно-эстетические средства могут выступать интегрирующим фактором, когда в одном действии объединены интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные аспекты, которые непосредственно влияют на целостное развитие ребенка.

Необходимо отслеживать моменты, которые могут стать тормозом в поступательном развитии аутичного ребенка. Одним из таких препятствий является «застревание» ребенка на определенных сенсорных впечатлениях. Для одного ребенка это могут быть звуковые впечатления от музыкального фрагмента или звука, который она изымает с помощью музыкального инструмента (музыкальной игрушки), для второго - тактильные ощущения, что получает от манипуляций с материалом (пластилин, глина, мел и т.д.), для третьего - зрительные впечатления от движения тканей, лент и тому подобное.

Чтобы избежать чрезмерного углубления аутичного ребенка в детали сенсорного восприятия, процессы музицирования или рисования должны стать для него реальностью, полноценно восприниматься и осознаваться. Только тогда музыка или рисование может превратиться в средство двусторонней коммуникации между ребенком и реальностью, ребенком и взрослыми как партнерами по общению, сделать эти отношения сознательными, а опыт знакомства с музыкальными инструментами, мелодиями, красками, материалами и людьми (коррекционными педагогами, родителями) - положительным, с элементами творчества.

Коррекционно-развивающая работа

Последовательная коррекционно-развивающая работа средствами искусства заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на детей с аутизмом, что способствует раскрытию их внутреннего потенциала и становлению способности к социальной адаптации.

Первые попытки коммуникации с такими детьми должны происходить с использованием привлекательных и интересных для них звуков, предметов, действий.

Привлекать интерес ребенка можно специфическими звуками,которые называются: шумы, скрипы, шорохи, шелест, стук, звон и тому подобное. Если ребенок заинтересовался каким-то из них, стоит задействовать его к извлечению этого звука, чтобы ребенок почувствовал, каким образом появляется звук и смог его воспроизвести. Развертывание музыкальных действий вокруг интереса ребенка вызывает у него чувство удовлетворения.

В начале процесса установления контакта с ребенком с помощью средств искусства следует использовать выразительные внешние стимулы: издавать звуки с использованием различных инструментов, подсовывать ближе к ребенку тот или иной инструмент, поощряя его прикоснуться к нему, исследовать его звуковые возможности; можно управлять его рукой, чтобы нажимать кнопки, или гладить струны инструментов, ударять по барабану или держать палочку и играть на ксилофоне (металлофоне). Для привлечения внимания ребенка можно применять дополнительные яркие средства: движения платками под музыку, прикосновения ними к ребенку, использование шариков, искусственных цветов. Особый интерес возникает у аутичного ребенка при созерцании за движениями гимнастической ленты, с помощью которой можно создавать самые разнообразные виды движений и обозначать их: вихрь, это волна, это ветерок; можно закрутить движение ленты вокруг ребенка и ласково обвить его им, побуждая ребенка высвобождаться из «пут».

Это все фрагменты игр на художественно-эстетической основе, которые нравятся ребенку и вызывают у него интерес, доверие к взрослому, на основе которых только и можно строить дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Показателем того, что попытки наладить контакт с ребенком имеют успех, будут такие проявления у ребенка, как:

1) появление и хотя бы незначительное сосредоточение внимания на тех звуках, действиях, которые производит педагог, или на тех предметах, которыми он манипулирует;

2) улучшение эмоционального состояния ребенка;

3) попытка повторить то, что ребенок воспринял благодаря зрительным, тактильным, слуховым или двигательным анализаторам.

Каждый из уровней художественно-эстетического развития детей с аутизмом имеет свой смысл и соответствующие задачи поступательного развития, поэтому педагог должен создать эстетически-развивающую среду, которая  вызывает у детей интерес к тому, что они делают, постепенное осознание этого, а также способствовала бы целенаправленному обучению и развитию.

Уровень 1. Чувствительность к художественно-эстетическим средствам

Первый уровень как начало последовательной коррекционной работы является возможным потому, что ребенок уже преодолел определенные страхи и имеет хотя бы относительную восприимчивость к сигналам окружающей среды. Он чувствителен к музыке, художественному слову, яркому представлению; способен допускать определенные звуки и прикосновения, реагировать на ритмические, вокальные, двигательные проявления.

Образовательные задачи уровня:

- Формировать навыки действовать вместе с другими детьми;

- Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами.

Коррекционные задачи:

- Преодолевать гиперфокус внимания, распространять диапазон восприятия сигналов окружающей среды;

- Развивать способность к визуальному контакту;

- Развивать сенсорную сферу;

- Формировать взаимодействие между зрительным, слуховым и тактильным анализаторами.

Эти задачи конкретизируются в соответствии с составляющими образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: изобразительного искусства, музыкальной деятельности и театрального искусства.

Музыкальная деятельность

Показатели успешного развития детей: ребенок имеет чувство безопасности и доверия, а также предпосылки арт-педагогического диалога с педагогом (благодаря специально подобранным средствам привлечения ее внимания и заинтересованности).

Задачи

Образовательные:

формировать умение правильно издавать звуки с использованием музыкальных инструментов; действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку, звуки и слова.

Коррекционные:

- Развивать терпимость к звучанию музыки и пения других людей;

- Развивать способность к визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;

- Налаживание взаимодействия между анализаторами с помощью разноплановых ресурсов музыкальных упражнений.

Методы, способы, приемы

На первых порах педагог должен понимать, что ребенок с расстройствами аутистического спектра может своеобразно, иногда парадоксально реагировать на музыку. Например, закрывать ушки руками, реагируя на тихое пение или ласковое звучание определенного инструмента (например, гитары), и терпимость к резким звукам, например, постукивание по барабану или деревянным инструментам. Поэтому использование типичных музыкальных средств для создания радостной атмосферы, или ожидания определенного эмоционального отклика на музыку может не достичь своей цели.

В связи с этим типичными есть противоположные (но оба ложные) выводы: 1) надо не считать его реакции и все равно это делать, надеясь, что он привыкнет; 2) раз ребенок чего-то не хочет (слушать определенную музыку, или пение других), этого не надо делать. В первом случае происходит жесткое принуждение, во втором - уступка ребенку, действия по его «сценарию». Если речь идет о настоящем развитии аутичного ребенка, то главной должна быть идея расширения диапазона его восприятия сигналов окружающей среды, для большегоприобретения ним различных возможностей для самовыражения, становления конструктивного взаимодействия.

В основе заинтересованности ребенка лежат приемы активизации его внимания, а именно: четкость, выразительность, яркость подачи материала, разнообразные тембровые оттенки.

Налаживание музыкального контакта с ребенком происходит, прежде всего, через его эмоции и чувства. Речь идет об открытии для нее того «музыкального пространства», которое постепенно охватывает звуки, музыку, предметы, движения, голос и слова, которые взаимодействуют в рамках этого пространства.

Освоение этого пространства предоставляет ребенку ощущение безопасности. И это - первоочередная задача для педагога по отношению к ребенку с аутизмом. Вторым шагом является налаживание коммуникации с ним.

Так же, как и в случае со здоровыми детьми, когда речь идет о детях с аутизмом, то воспитателям и родителям желательно поддерживать малейшую самостоятельную музыкальную деятельность детей. Важно понять, на какие именно ритмичные, вокальные, двигательные проявления он реагирует, звуки и прикосновения допускает, и развивать «диалог», ориентируясь на приемлемые ним стимулы.

В начале ребенок может просто присутствовать на таких занятиях, но постепенно ему надо помогать участвовать в тех действиях, которые выполняют другие дети: поощрять подпевать и выполнять различные движения под музыку и пение взрослого; танцевальные, игровые действия с предметами; выполнять движения совместно со взрослым.

Не следует надеяться, что любое упражнение можно сразу выполнить с аутичным ребенком. Но у него, как и любого другого ребенка можно развить необходимые умения и навыки при условии, что педагог будет стремиться взаимодействовать с ним творчески, с выдумкой, а также вооружится терпением.

Среди разнообразных музыкальных упражнений, в арсенале руководителя музыкальных занятий, обязательно будут такие, которые вызовут интерес ребенка с РАС. Чаще всего - это музыка, или пение, которые имеют выраженную эмоциональную окраску.

В процессе развития взаимодействия с ребенком имеет смысл обращать его внимание на все разнообразие впечатлений, которые можно получить от манипуляций с определенными предметами, позволяющимии получить определенный звук, чтобы он слышал, видел, а также чувствовал во всех доступных для него восприятия деталях обстоятельства, в которых может оказаться.

  Простые известные стихи могут стать основой упражнений, в которых задействованы все возможные органы чувств. При этом, звук или прикосновение не воспринимается как отдельный чувственный раздражитель: они связаны, например, с движениями всего тела (припевка «Ладушки, ладушки»).

Подобные упражнения важно делать весело, обращая особое внимание на плотные прикосновения ладонями (ступнями) при контакте.

Известно, что музыкальное переживание само по себе сенсорно, поскольку музыка - и простейшие созвучия, и сложные образы - прежде всего воспринимаются чувственно.

Развитые сенсорные процессы являются показателями целостного восприятия, различения выразительных чувств, а также проявлений, связанных с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков. В основе развития музыкально-сенсорных процессов лежит вслушивание, различия, воспроизведение четырех основных свойств звука - высоты, длительности, тембра, силы.

В ситуации выполнения многих упражнений может происходить сочетание разномодальных анализаторов: это могут быть песни с использованием различных музыкальных инструментов, песни и музыкальные игры с определенными атрибутами, музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции (танцы с платком).

Выполнение подобных упражнений важно потому, что они развивают у ребенка с аутизмом способность к чувственному восприятию мира, его мировоззрения, позволяют раскрывать его возможности, удерживать внимание на новых впечатлениях от окружающей среды.

Театральная деятельность

Приобщение  аутичных детей к театральной деятельности - это непростая задача из-за стереотипности их собственных проявлений и уязвимости по отношению к стимулам окружающей среды. Но при условии последовательного знакомства аутичного ребенка с элементами театрализованных игр, а затем - дозированное включения их в активные театрализованные действия (инсценировки, спектакли, праздничные выступления), позволяет им привыкнуть к таким необычным формам активности, а также - получать удовольствие от особого синкретического действа, в котором объединены искусство слова, музыки и пластики.

Показатели успешного развития детей:

Дети способны воспринимать и эмоционально откликаться на театрализованную игру, допускать помощь педагога в выполнении определенных действий.

Задачи

Образовательные:

- Развивать предпосылки становления образных движений;

- Формировать умение слушать и реагировать на элементы театрализованной деятельности;

- Формировать способность к повторению (с помощью педагога) простых театрализованных действий.

Коррекционные:

- Корректировать ригидность и узость внимания, распространять диапазон восприятия;

- Развивать способность к визуальному контакту;

- Формировать взаимодействие между разномодальными анализаторами

Методы, способы, приемы

Помощь ребенку в способности делать простейшие образные движения; обращения внимания малыша на мимические и пантомимические жесты, их комментирование, согласование с интонационно выразительными фразами, стихами, песнями. Демонстрация разноплановых театральных реквизитов - платков, кукол-перчаток, элементов костюмов.

Уровень 2. Появление отзыва ребенка на обращение к нему средствами искусства

На этом уровне налаживание контакта с ребенком происходит, прежде всего, через открытие для него различных действий, которые происходят с использованием звуков, музыки, предметов, движений, голоса и слов.

Занятия должны все еще  носитьсвободный, непринужденный, игровой характер. Некоторые виды музыкальной деятельности могут быть взаимосвязанными: пение и слушание музыки сопровождать заданными движениями.

Образовательные задачи:

Формировать способность действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию.

Коррекционные задачи:

- Развивать способность поддерживать визуальный контакт, удерживая внимание ребенка на интересных для него образах, предметах и осуществляя с ними определенные действия;

- Развивать кинестетическую систему (тренировать способность выполнять определенные группы движений мелкой моторики);

- Формировать зрительно-моторную координацию.

Музыкальная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Умеет издавать звуки разными способами, способен участвовать в ритмично организованных арт-педагогических действиях.

Задачи

Образовательные:

- Учить подражать движениям, звукам;

- Формировать умение правильно издавать звуки с использованием музыкальных инструментов.

Коррекционные:

- Развивать способность поддерживать визуальный контакт;

- Гармонизировать кинестетическую систему (через активные целенаправленные движения мелкой и общей моторики);

- Формировать чувство ритма и зрительно-моторную координацию.

Методы, способы, приемы

Решение актуальных для второго этапа задач требует применения таких конкретных ориентиров.

Для того чтобы ребенок захотел подражать движениям и звукам, они должны быть привлекательными для него. Это могут быть игры со звуками или движениями, в которых педагог стремится приобщить ребенка.

Можно пробовать прикасаться и к другим частям тела ребенка: до ушек (немного их потереть), к плечикам (похлопать по ним), к грудине (гладить и постукивать, стремясь достичь раскованности ребенка). Затем эти действия превращаются в «сидячие танцы». Постепенно к движениям подключается выразительная гармоничная музыка и текст песни.

Можно придумывать много движений, а музыка появится в результате звуков - хлопки, притопы, щелчок и тому подобное.

В этом контексте чрезвычайно интересен такой способ извлечения звуков, как игра звуками своего тела и на его поверхности.Речь идет о так называемых «звуковых жестах» (Г. Кетман), а именно - игра звуками своего тела, на его поверхности: хлопки в ладоши, по бедрам, груди, притопыногами, щелчок пальцами, цоканье языком и тому подобное. Такую «игру» можно считать элементарным музицированием (К. Орф), потому что в ней используются те инструменты, которые даны человеку самой природой. Звуковые жесты являются особой формой темброво-ритмического сопровождения, что делает самое простоеактивное участие детей в музицировании. Их использование вносит элемент движения, необходимый для ощущения музыки и для освоения детьми его ритма, потому что так он лучше осознается и усваивается.

Педагогическая незаменимость звуковых жестов заключается в том, что овладение музыкальными действиями происходит непосредственно через тело ребенка. «Элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом предполагает взаимодействие между людьми.

В процессе выполнения детских песен детей с расстройствами аутистического спектра следует стимулировать к подражанию простых движений под музыку. Так, исполнение песни «Где же наши детки» с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, имеет свои нюансы: в начале педагог обращает внимание детей на части их тела (ручки, ножки), которые следует сначала помочь им «спрятать», а потом «найти», выдвинув вперед, а затем, когда идет припев «танцуют наши ручки (ножки)», способствовать не только изолированным движениям детей своими руками (ногами), но также контакту рук (ног) детей между собой. Благодаря таким действиям происходит осознание детьми своего тела, чувства других, а также принятие того, что они что-то делают (например, «танцуют») вместе.

В этом же смысле следует побуждать детей, чтобы они подпевали, подражая звукам и словам. Такие упражнения имеют особое значение, поскольку предполагают активную музыкальную деятельность самих детей, но для этого необходимо соблюдать ряд правил. Песни должны быть интересны, по содержанию, простыми по произношению текста, а также по рисунку мелодии, с короткими фразами, которые повторяются. В процессе выполнения таких упражнений педагог хвалит детей за то, что они подпевали, а также поощряет тех, кто еще не поет, но уже готов к подпеванию, например, губами артикулирует слова.

Ребенка можно побуждать повторять определенные слова-восклицания, приобщая к музыкально-ритмическим играм-диалогам. Произнесению слов-восклицаний может предшествовать подобное по ритму звучание ударного инструмента, как, например, в песне.

Учитывая склонность аутичных детей к стереотипии, стоит с самого начала демонстрировать различные варианты звучания голоса и побуждать детей к тому же подражанию. Так, например: в игре «Чей домик?» Ребенку предлагается показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).

Для развития песенного отзыва детям с аутизмом, так же, как и маленьким детям с нормальным типом развития можно предложить следующие дидактические игры, как «Позови кошечку», «Курочка и цыплята». Важно не забывать, что для активных проявлений аутичного ребенка следует стимулировать, и тогда, когда ему нужно слушать кого-то, и тогда, когда приходит его очередь что-то петь.

Во время музыкальных действий может происходить и стимуляция к подражанию простых движений. Так, характерную музыку (например, фрагменты «Карнавала животных» Сен-Санса), педагог показывает, как движется слон, курочка и петух, черепаха (в сопровождении соответствующих музыкальных фрагментов), побуждая детей следовать этим движениям рук, разворачивает это как выразительную и интересную игру.

Отдельно следует работать над становлением чувства ритма и скоординированностиу ребенка, потому что это способствует развитию его «включенности» в окружающую среду, и собственно его адаптивности как таковой.

Учитывая биоритмическую основу функционирования человеческого организма, чрезвычайно важным является воспитание у ребенка чувства ритма как стержневого средства организации взаимосвязи между процессами окружающей среды и функционированием человека в нем.

Известно, что незаменимыми для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха являются речевые упражнения. Ритм, заключенный в словах, фразах, чувствуется детьми естественно (даже если они сами не говорят, или не хотят говорить). Поэтому через ритмодекламацию под музыку (то есть воспроизведения ритма рече-дикционным способом) осуществляется овладение различными доступными детям текстами, выравнивается чувство ритма и ритмической пульсации.  Ритмико-подвижные игры под музыку восстанавливают или корректируют чувство ритма из-за физического участия в них (настройка кинестетической системы).

Существует понятие «языковое музицирование», суть которого заключается в том, что звуки (слова) прохлопывают, переносят на шумовые инструменты, делают основой многократных повторов. В основе речевого музицирования лежит идея общности выразительных средств речи и музыки.

Ритмический рисунок может быть задан совместными упорядоченными движениями, которыми являются так называемые хороводы, когда дети становятся в круг, держась за руки, и движутся по кругу. Если ребенок не может держать других за руки, между детьми становится педагог, который собой замыкает цепочку, при этом стремиться к тому, чтобы аутичный ребенок постепенно допускал, когда его за руку поддерживает другой ребенок, а потом - и сам держал его руку.

Для такого хоровода стоит выбирать песни, которые имеют и ритмичность, и протяженность. Тогда ребенок будет воспринимать ритм не только на слух, но и на ощупь, что будет способствовать большей интеграции впечатлений окружающего мира. Постепенное выполнение такой песни можно разнообразить дополнительными движениями: как сопровождение к определенным строкам–притопывание ногами, хлопки в ладоши, повороты вокруг себя.

Отрабатывать ритмичность и скоординированность можно и во время выполнения  упражнений на согласованность движений в текстового содержания.

Благодаря выразительным словесным и пластичным проявлениям педагога, ребенок сосредотачивает внимание на его движениях и, с определенной помощью (предоставлении импульса к его собственным движениям), выполняет хотя бы некоторые действия, соответствующие тем, которые демонстрирует педагог.

Театральная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Ребенок внимателен к художественно выразительным театрализованным действиям; способен  к запоминанию простых действий, связанных с театральным искусством.

Задачи

Образовательные:

- Формировать способность участвовать в художественных постановках и спектаклях;

- Развивать способность откликаться на проявления героев различных театрализованных действий.

Коррекционные:

- Развивать способность поддерживать визуальный контакт во время театрализованных действий;

- Формировать зрительно-моторную координацию через пластическое самовыражение.

Методы, способы, приемы

Знакомство с театральными атрибутами, характерными признаками и деталями, связанными с персонажами сказок и мультфильмов

Приобщение к систематическому слушанию с выразительно, богатыми интонациями исполняемых сказок, стихов, потешек.

  Помогать ребенку, выполнять образные действия, повторять движения и действия героев, показанные взрослым, мимические и пантомимические жесты.

Уровень 3. Расширение спектра художественно-эстетических действий ребенка

На этом уровне уже возможна организация восприятия художественно-эстетических занятий как активного, творческого процесса, включающего различные осмысленные движения.

Образовательные задачи:

- Формировать представление о произведениях музыкального и театрального искусства;

- Формировать способность к подражанию в целом;

- Развивать способность к функционированию руки как органа самостоятельного целенаправленного действия.

Коррекционные задачи:

 - Корректировать стереотипные проявления, распространять поведенческий репертуар.

Музыкальная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Приобщается к ритмичным и вокальным занятиям, играет и поет вместе с другими; воспроизводит нужные звуки и движения в ситуациях совместной деятельности.

Задачи

Образовательные:

- Развивать умение различать музыку в зависимости от различного темпа и силы звука;

- Формировать способность к согласованным движениям в соответствии с музыкальными образами;

- Формировать умение извлекать звуки с помощью определенного инструмента;

- Формировать способность подпевать в соответствующий момент звучания музыкального произведения.

Коррекционные:

развивать устойчивость внимания;

развивать мотивацию к выполнению упражнений.

Методы, способы, приемы

  • Несмотря на то, что у ребенка с аутизмом отсутствует мотивация делать, что ему предлагают, важно уметь присоединяться к его действиям, творчески преобразовывать их, задействовать предметы и обстоятельства окружающей среды.
  • На каждом занятии следует создавать атмосферу радостного настроения от общения с музыкой. Исполнение песен, музыкальных задач и игр каждый раз с определенными вариациями (игра «быстро-медленно», «тихо-громко», походка под музыку «змейкой» с преодолением препятствий, изображения различных животных с ориентацией на их название).
  • Приближаясь к этапу обучения, при котором применяют игры с правилами, следует постепенно вводить в занятия игровые элементы. Таким образом, задаются правила игры и ребенка побуждают соблюдать эти правила.
  • Последовательные подвижные действия в соответствии с образом животного можно отработать в игре «Животные».

Педагог предлагает детям шагать под музыку; затем он просит их поиграть с ним в такую игру; когда он скажет «зайчик», детям нужно попрыгать, на слово «конек» - ударять правой ногой (вроде копытом) в пол, «рак» - пятиться, «птицы» - бегать, размахивая руками, «аист» - стоять на одной ноге. Каждая следующая позиция вводится постепенно.

Выполнение известных музыкальным руководителям игр с детьми требует дополнительного внимания.

В музыкально-ритмической игре «Прогулка и дождик» педагог обращается к детям: «Дети, под такую спокойную музыку (звучит спокойная музыка) вы будете спокойно прогуливаться по комнате, как будто гуляете во дворе. А когда зазвучит музыка, похожая на стук дождя (звучит подвижная музыка), то вы будете бежать к этому укрытию (показывает на выделенную часть комнаты канатом, лежащим на полу, или стульями с двух сторон) ».

Вначале детям с аутизмом стоит комментировать происходящее, еще раз обращать внимание на характер музыки и нужные действия, помогать изменять движения. Постепенно подсказки сводятся на нет, и аутичные дети могут все выполнять после незначительного стимулирования.  Музыкальные руководители могут придать импульс движениям, подсказать одним словом и т.д.

Перед тем, как приобщить детей к подпеванию песни, им необходимо «вжиться» в этот ритм, например, походить по комнате, топая ногами и хлопая в ладоши, с определенным счетом вслух, пока ритм полностью не будет совпадать с движениями тела. Затем этот ритм с определенными словами можно воспроизводить на инструментах, или ударами ладони по большому мячу.

Важно дать ребенку возможность проявить себя и подыграть на том или ином инструменте.

В процессе обучения аутичного ребенка игре на детских музыкальных инструментах стоит последовательно осваивать конкретный инструмент. Например, при обучении игре на металлофоне сначала важно отработать выполнение простых распевок на одном звуке, что позволяет научиться выполнять ритмический рисунок распевки, придерживаться общего темпа, одновременно начинать и заканчивать игру. Затем разучивают распевки, построенные на двух звуках, что способствует развитию звуковысотного слуха. В дальнейшем детей учат выполнять распевки, построенные на трех-четырех и более звуках. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах следует чаще использовать музыкально-дидактические игры. Когда ребенок выучит произведение, можно подключать и другие детские музыкальные инструменты.

Несмотря на нехватку организованного внимания у аутичных детей, их все равно стоит приучать к прослушиванию музыки и детских песен, а также - к движениям под музыку, при этом, непосредственной задаче должна предшествовать постепенная подготовка к ней.

Перед началом прослушивания новой песни ребенка также следует подготовить к ее восприятию, настроить на то, что он сейчас услышит. Чтобы ребенок с расстройствами аутистического спектра лучше ориентировался в окружающей среде и был способен корректировать собственные проявления в зависимости от сигналов окружающей среды, на музыкальных занятиях его следует учить своевременно переходить от одного движения к другому в соответствии к музыке. Упражнениями для такого музыкально-ритмического задания могут быть такие известные движения, как переменный шаг, боковой галоп, подскоки и высокий шаг.

Постепенно у аутичного ребенка формируется способность выполнять определенные движения под ту или иную музыку. При этом важно работать над четкостью и выразительностью исполнения ним движений, их согласованию с ритмическим рисунком мелодии. Так происходит становление телесного ощущения ритма, что является чрезвычайно важным в контексте развития аутичного ребенка, который, как правило, не чувствует своего тела, а значит - и себя в нем.

На этом этапе можно продолжить упражнения на «озвучивание речи» музыкальными инструментами и звуковыми жестами, при этом ребенок уже может выполнять более сложные задачи, чем на предыдущем этапе.

Продолжается также работа педагога по развитию способности ребенка подпевать в соответствующие моменты. Особенно здесь следует обращать внимание на то, чтобы ребенок смотрел на губы педагога, правильно воспроизводил  движения губ, пел (со временем - без напряжения в голосе), подпевал именно там, где надо.

Театральная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Способен к различным проявлениям в пределах театрализованной деятельности.

Задачи

Образовательные:

- Формировать представление о видах театрального искусства;

- Формировать способность к активным действиям с театральными атрибутами: рассматривать примерять, эмоционально реагировать.

Коррекционные:

- Корректировать стереотипные проявления;

- Гармонизировать эмоциональное развитие средствами театрализованного действа.

Методы, способы, приемы

  • Создание доброжелательной, радостной атмосферы, способствующей самовыражению ребенка в художественно-эстетической сфере развития.
  • Способствование появлению эмоциональных реакций на театрализованные игры, активное приобщение к использованию элементов костюмов, атрибутов при разыгрывании определенных сюжетов.
  • Разыгрывание театрализованных игр-представлений, с максимальным привлечением к ним детей.
  • Активизация  сопровождения театральных игр: проговаривание, подпевание, выразительные жесты, мимика, возгласы.

Уровень 4. Способность к участию в деятельности художественно-эстетической направленности вместе с другими

Понятно, что совместная деятельность у детей с аутизмом даже на художественном фоне возникает далеко не сразу. Иногда ребенок только через некоторое время позволяет взрослому приобщиться к собственной деятельности и наладить хотя бы элементы диалога через художественно-эстетические средства.

Образовательные задачи:

- Развивать способность наблюдать за действиями взрослого и выполнять действия по подражанию и показу;

- Формировать способность к совместному и самостоятельному выполнению действий с предметами.

Коррекционные задачи:

- Достигать интеграции психических процессов;

- Способствовать становлению социальных функций ребенка.

Музыкальная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Участвует в совместных занятиях с другими детьми, способен улавливать ритм музыки и подстраиваться под него.

Задачи

Образовательные:

- Развивать динамическое восприятие;

- Формировать умение играть на музыкальных инструментах;

- Формировать способность к музыкальному диалогу;

- Развивать способность выполнять танцевальные последовательные движения.

Коррекционные:

- Формировать способность детей к контакту между собой;

- Расширять объем внимания;

- Упражнять в различных выразительных проявлениях;

- Формировать способность выполнять несколько действий одновременно.

Методы, способы, приемы

Поставленные задачи можно решать с ориентиром на такую психолого-педагогическую работу.

Упражнения на развитие способности детей к коллективной игре и непринужденное общение в процессе игры друг с другом.

На этом уровне следует использовать такие игры, как «Тихие и громкие ладошки», «Тихие и громкие звоночки» (муз. С. Рустамова), где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко (в соответствии с изменением силы звука в музыке), а потом, задача усложняется: дети делятся на две подгруппы. В одной из них - тихие колокольчики, а у второй громкие; и звенеть каждая из групп может только под соответствующую музыку, что развивает выдержку и внимание.

Такая звуковая перекличка, которая осуществляется с помощью колокольчиков или ладоней, может продолжаться своеобразным музыкальным диалогом с использованием несложных музыкальных вопросов типа: «Где ты»? и ответов - «Я здесь»!

Способность играть на музыкальных инструментах как синтетический вид деятельности постепенно развивается и совершенствуется у детей с аутизмом. В большинстве аутичных детей  возникаетинтерес к инструментам и желание извлекать из них звуки. Но делают они это стереотипно, настойчиво стремясь получить определенные выборочные впечатление.

Поэтому обязательно нужно обращать внимание на то, как дети с аутизмом держат и используют инструмент. Важным моментом здесь является достижение определенной раскрепощенности в кисти руки, чтобы ребенок держал инструмент без напряжения, но крепко. При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в определенной степени участвуют плечо и предплечье. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, что позволяет получать красивый звук. Силу и раскованность мышц кистей рук, координацию движений можно приобрести в результате систематических занятий, а умение отрабатывают в процессе специальных упражнений, которые готовят ребенка к выполнению сложным действиям.

Ритмическая упорядоченность движений вызывает у детей с аутизмом (как и у любых других) положительные эмоции; постепенно они начинают испытывать радость от музыкальной деятельности, а также приобретают способность воспроизводить с воспитателем на слух различные звуки и интервалы. Для этих упражнений можно применять «Весенний вальс »(муз. А. Тиличеевои) и др.

Приобщение аутичных детей к совместной деятельности - это однаиз самых сложных задач. Здесь  могут стать полезными музыкальные игры в микрогруппе, одна из них - «Оркестр». Детей с аутизмом можно привлекать, предоставляя возможность выбрать тот инструмент который он хочет, но при этом каким-либо образом стремиться организовать очередность использования инструментов: чтобы не происходило «застревание» аутичного ребенка на определенном инструменте (или его части), через некоторое время ему стоит предложить другие инструменты на выбор и приучать его к тому, чтобы он, как и другие дети, играл на других инструментах.

При выполнении этих упражнений следует развивать у детей с аутизмом ощущение сильной доли в такте и умение воспроизводить четкий ритмический рисунок на детском духовом инструменте, начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, играть по очереди с другими детьми.

Музыкальные игры являются эффективной формой преодоления таких типичных для аутистов, как гиперфокус внимания, однотипность проявлений, отгороженность от других людей. Они позволяют охватить аутичных детей общей деятельностью и распространить спектр действенных и эмоциональных проявлений.

Этим ориентирам способствуют, например, известные игры «Паровоз», «Найди себе место» и т.д., которые предусматривают изменение видов деятельности в структуре занятия: активирующие-релаксационные-вновь активирующие упражнения, а также игры «по очереди». Приобщение  к подобным играм детей с аутизмом на первых порах требует дополнительных усилий педагога по обращению внимания ребенка на характер музыки и побуждения его к выполнению соответствующих действий. Но впоследствии ребенок умело реагирует и на музыку, и на движения других детей и пристраивается к ним.

Особенности функционирования сенсорной системы аутичного ребенка затрудняют одновременное выполнение ним нескольких действий. Да, ему трудно петь вместе с двигательнымсопровождением и танцевать. Но это не значит, что нужно избегать таких действий.

Стоит знать, что в начале изучения новых упражнений, требующих одновременной работы различных органов восприятия информации, с аутичным ребенком можно поочередно отработать способность выполнять, например, различные движения и подпевать, а потом их объединить в целое действо.

Развитию способности к согласованным действиям с другими людьми способствуют также упражнения на ориентировку в пространстве и согласованное движение вместе с другими (музыкальные игры, хороводы, элементы танца).

Определенную объединительную функцию выполняет танец, который своим внутренним движением подчиняет танцоров общему ритму, способствует привлечению к движениям все тело, насыщению его новыми ощущениями, отработке навыков подражания.

С аутичными детьми стоит разучивать различные танцы, например, «Хороводный танец» (муз. В.Лысенко) и др. Разучивая движения танца, важно учить аутичных детей слышать смену частей в музыке и отражать их в движении, а также обращать внимание на мимическую выразительность детей. Итак, через непосредственное участие в ритмико-подвижной деятельности у детей происходит развитие чувства единства музыки и движения.

Если для детей с нормальным типом развития основой подобных упражнений служит танцевальный опыт и их способность к естественным, свободным, координированным движениям, то с аутичными детьми надо специально разучивать выразительные движения. В процессе работы над танцевальными движениями можно применять упражнения на усвоение определенных движений и задачи на перестроения.

Ориентировочные упражнения на движения: шаги с носка, легкий бег, галоп вперед и в стороны, притопы одной ногой и попеременно обеими ногами, бег с высоким подниманием ног, подскоки, приставной шаг; приставной шаг с приседаниями, шаг польки. Постепенно можно отработать и сложные для аутичных детей движения: переменный шаг, вынесение ноги вперед на пятку и на носок с притопами, небольшой скачок на обеих ногах на месте с небольшим продвижением вперед и вращением вокруг себя.

Ориентировочные задания на перестроение: сужение и расширению круга, расхождение с пар на шеренги, продвижение в одной шеренге, парами, по четыре, в кругу, движение парами по кругу, соблюдая равное расстоянию, образование  нескольких кругов из одного, (походка змейкой).

Одним из главных средств, которое мотивирует  аутичных детейк подражанию  подобным движениям, является сама музыка.

Педагогу необходимо своими действиями побуждать аутичного ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в котором происходит танец, или ритмико-подвижная игра под музыку. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он  мог в нем ориентироваться и не боялся  делать в зале различные передвижения. Поскольку взрослый является ведущим в игре, он может сначала продемонстрировать ребенку приемы освоения пространства, используя образную выразительность и выдумку, а затем вместе с ним понемногу разнообразить характер и траектории движений.

Театральная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Способен  участвовать (с сопровождением взрослых) в совместных спектаклях и театрализованных действиях.

Задачи

Образовательные:

- Развивать способность выполнять театрализованные действия по подражанию и показу;

- Формировать способность выполнять игровые действия в соответствии с текстом, действиями и движениями героев сказок.

Коррекционные:

 - Развивать согласованность в разноплановых проявлениях (звуковых, пластических, мимических);

 - Формировать способность к взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми) в театрализованных действиях.

Методы, способы, приемы

  • Побуждение ребенка к активному восприятию театрализованного зрелища, когда ему предлагается сопровождать показ повторением слов, звукоподражанием, подпеванием, соответствующими движениями и жестами.
  • Игра в пальчиковом театре.
  • Приобщение к различным формам театрализованной деятельности: игре-импровизации, импровизации-шутки, показу настольного театра и театра игрушек.

Уровень 5. Художественно-эстетическая активность, способность к совместной деятельности

На этом уровне возможно постепенное усложнение материала от определенных операций и действий к целостному вокально-пластическому самовыражению. Возможно,с помощью  инструмента выстраивать взаимодействие детей с аутизмом с другими детьми, расширять способы их манипулирования с предметами и совершенствовать способность к диалоговому контакту детей между собой. Возможным становится также использование арт педагогических методов для стимуляции и развития творческого воображения, художественно-образных представлений, творческой активности детей.

Образовательные задачи:

- Формировать умение расширять, систематизировать представление об окружающей среде и собственном «Я»;

- Формировать целенаправленный характер действий;

- Развивать способность к самоорганизации.

Коррекционные задачи:

- Развивать зачатки пластичности и выразительности двигательных проявлений;

- Формировать способность к вокально-пластическому самовыражению.

Музыкальная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Умеет передать голосом и движениями характер музыки; владеет элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах; имеет навыки своевременного реагирования на инструментально-исполнительные сигналы педагога: способен слушать музыкальные проявления (игру, пение) педагога и детей, ждать своей очереди, чтобы присоединиться к музыкальной деятельности; умеет играть вместе с другими детьми.

Задачи

Образовательные:

- Развивать способность к ритмическому проговариванию несложных текстов в новых детских песнях, использование новых составов в рече-ритмических упражнениях;

- Формировать музыкальный слух и память;

- Формировать способность усваивать ритмический рисунок танца.

Коррекционные:

- Развивать быстроту реакции;

- Формировать способность к ориентации в пространстве.

Методы, способы, приемы

На этом уровне художественно-эстетического развития задания для детей имеют несколько усложненный характер, при котором есть возможность совмещать разноплановые проявления ребенка.

В упражнениях на «ритмодекламацию» происходит усовершенствование воспроизведения слогов в знакомых песняхрече-дикционным средством, тихим хлопком, расширение использования новых составов в рече-ритмических упражнениях.

Возможны такие целенаправленные действия ребенка, как подыгрывание на музыкальных инструментах знакомым мелодиям   «Марш Черномора», муз. М.  Глинки); выполнение  движений в зависимости от направления звучания мелодии (вверх или вниз), в таком задании, например, как поднимать куклу на движение мелодии вверх и опускать, если мелодия «уходит» вниз; искать спрятанную игрушку, ориентируясь на ослабление или усиление звучания погремушки или бубна (в играх типа «Горячо - холодно»).

Одним из вариантов музыкальной игры может быть «Оркестр», когда в группе выбирают дирижера и музыкантов, которые выполняют несложную песню, отстукивает ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

Другой разновидностью коллективной музыкальной активности является участие в так называемом «концерте» - чередовании различных «номеров», которые выполняет группа детей - «артистов» для своих друзей - «зрителей», с обязательным участием «ведущего». Детей так организуют, чтобы они поочередно выполняли различные роли и учились наблюдать за выступлениями других детей.

Детские музыкальные игры, как правило, синкретично связанные с песнями, хороводами, способствующими умственному, социальному и физическому воспитанию детей. Это могут быть своеобразные игры-соревнования с танцевальными движениями, импровизацией, драматизацией, где имеет место синтез слова, движения и музыки. Например, в музыкальной игре «Солнышко, дождик и гроза», музыкальные вставки постоянно сосредотачивают детей на изменение движений и выполнение задач; дети должны быстро среагировать на музыкальное вступление к песням «Солнышко» или «Дождик», начинать их петь, делать соответствующие движения , а на звучании музыкальной вставки «Гроза» - спрятаться под большой зонт. Подобные игры развивают такие возможности аутичного ребенка, как способность концентрировать внимание, координацию движений, учат определенным ритмическим движениям, умение слушать и различать простую мелодию.

В контексте работы над выразительностью проявлений детей, их следует учить выполнять последовательные движения танца (игры), овладевать ритмическим рисунком танца, сочетая это с ориентацией в пространстве, отражать характер музыки в движении, развивать умение определять характеры персонажей и их двигательные действия, пытаться передавать во время исполнения песен, отрабатывать четкость реакций (темповых, динамических) на изменения в характере музыки.

Сначала большинство композиций выполняется в свободном построении. Показ движений ведущий демонстрирует в «зеркальном отражении». Следуя ведущему, дети выполняют движения в заданном направлении: положение рук: вниз, вверх, вперед, в стороны, за спину, на поясе, на голове, за головой, до плеч, перед грудью; элементарным движениям: согнуть, разогнуть, поднять, опустить, наклониться, выпрямиться, отставить, приставить, развести, свести, присесть, встать; характеристикам движений: медленно, быстро, одновременно, последовательно, равномерно, с ускорением, спокойно, напряженно. При этом взрослый обозначает движения и их характеристики словами. Связь слова и мышечного чувства способствует закреплению этих понятий. Делать стоит все в кругу, который объединяет всех.

Итак, чтобы ребенок с аутизмом начал подражать пластическим движениям, педагог должен побуждать его. Успешность такого взаимодействия с аутичным ребенком обусловлена эмоционально выразительными проявлениями педагога, ритмической организацией в плане музыкального сопровождения и движений. Такую объединительную функцию может выполнять танец, который включает в себя внутреннее движение, объединяет танцоров общим ритмом.

Для того чтобы аутичные дети научились выполнять определенные движения, им надо отчетливо их показывать, обращать их внимание на эти движения, предоставлять импульс для их выполнения.

Следующим шагом является отработка алгоритма танца, чтобы двигательная память в дальнейшем помогала им вспоминать нужные движения в соответствии с фрагментами мелодии.

Музыкой для танцев могут служить не только мелодии, которые выполняют на музыкальных инструментах, но и песни. Песню может выполнять группа детей, солист, сам исполнитель одновременно с танцем, или чередуя с ним. Сопровождать танец могут также ритмы, выполняемые на музыкальных инструментах.

Театральная деятельность

Показатели успешного развития детей:

Появление гибкости в проявлениях и пластичности. Любопытство и желание участвовать в совместной творческой деятельности. Расширение опыта воспроизведения через движение сказочных образов, разноплановых по характеру.

Задачи

Образовательные:

- Формировать способность к целенаправленному самовыражению в пределах театрализованного действия;

- Развивать способность поддерживать сюжетно-ролевую и режиссерскую игру.

Коррекционные:

- Развивать скоординированность и слаженность двигательных действий согласно сюжета, музыкальных образов, характера произведения;

- Развивать способность к пластическому самовыражению.

Методы, способы, приемы

«Театр песни»; звуковое «озвучивание»; импровизированная театрализация песен, эмоционально выразительное их выполнение; игры-драматизации с музыкальным сопровождением, подготовленные взрослыми и детьми; прослушивания небольших сказок и музыкальных произведений, концерты силами детей (в том числе, для малышей), постановки несложных представлений кукольного или настольного театра; использование диалогово-ролевых и пантомимических игр; разноплановые выступления на сцене.

В кругу семьи

Для развития аутичного ребенка художественно-эстетическими средствами на начальном этапе уместно вводить дома определенные ритуалы. Это могут быть выразительные комментарии, которые сопровождают обычные действия ребенка, связанные с такими режимными моментами, как кормление, одевание, купание, засыпание и тому подобное. Такие ритуалы базируются на повторяющихся ритмах, что вызывает у ребенка чувство преемственности и неизменности, подготовленность к последовательным событиям. Необходимо опираться на эти повторения, привнося различные вариации, которые пробуждают у ребенка интерес к определенным действиям.

Стоит также стремиться вызывать различные реакции ребенка на музыку: сосредоточенность, улыбку, голосовые реакции; развивать его способность подпевать голосом или музыкальным инструментом, вызвать у него чувство удовлетворения от звука, инструмента в руках, повторение движений или звуков.

Если ребенок маленький, стоит с ним танцевать, держа его на руках. Кружить с ним, крепко прижимая все его тело к себе (глубокие объятия).

Если ребенок не терпит, когда кто-то поет, это не значит, что нужно перестать петь. Стоит пробовать снова и снова развивать у него толерантность к выразительным проявлениям другого человека, используя для этого различные интонации, тембр голоса, ритм, продолжительность пения и состояние ребенка в определенных ситуациях.

Родителям желательно поддерживать наименьшую самостоятельную музыкальную деятельность ребенка, учитывая его любимый музыкальный репертуар, варьировать его; распевать имена, вводить музицирование и пение в рассказывание сказок, игру и т.д..

Введение музыки в повседневную жизнь детей требует от родителей выдумки и инициативы. Любые перемещения в пространстве можно сопровождать маленькими импровизационными стихами-песнями. Так, например, когда мать уходит с ребенком по лестнице, можно произносить соответствующий текст: «вверх (или вниз) по ступенькам идем, топ-топ-топ-топ». Важным здесь является ритмизация текста, которая совпадает по времени с ритмичными движениями тела.  Качая ребенка,можно озвучивать ритмичное раскачивание с помощью песенки или стихотворения.

Для развития ритмического восприятия стоит пользоваться музыкальными инструментами, или тем, что они могут заменить. В домашних условиях это могут быть такие предметы: ложки, палочки, камешки, капроновые бутылочки или коробочки, которые наполняют крупой, горохом, фасолью.

Несмотря на то, что музыка влияет на состояние нервной системы (вызывает различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии к беспокойству, подавленности или агрессии), важно обратить внимание на то, какую музыку слышит ребенок дома. Возбуждающая, громкая музыка лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, и может даже побуждает к разрушительным действиям. Гармоничная музыка вызывает ощущение радости, покоя и может быть хорошим фоном для развивающих упражнений и занятий, поскольку способствует концентрации внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь ребенку расслабиться и успокоиться. С той же целью и для налаживания эмоционального контакта с ребенком ласковым голосом поют колыбельные, что передает нежные слова и чувства.

Для лучшего запоминания песни или музыкального произведения можно ассоциировать его с тем, что видит ребенок вокруг себя. Можно нарисовать то, что ребенок знает. Очень хорошо дети запоминают песни из мультфильмов. Родители аутичных детей должны не только поддерживать ребенка в его пении, но и следить за тем, чтобы оно не превращалось в своеобразную стереотипию.

Для этого важно петь с ребенком разными интонациями, привносить в инсценировку песни дополнительные детали, распространять песенный репертуар ребенка: петь песни, придумывать мелодии на известные стихи и тому подобное.

Важно также поддерживать желание ребенка рисовать карандашами и красками, лепить из пластилина и глины, выполнять аппликации из готовых форм, эмоционально комментировать и «обыгрывать» изделия, возвращаться к ним, делать выставку из того, что ребенок сам, или с помощью взрослых сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...