Массажные игры в профилактике и коррекции речевого развития дошкольников.
презентация по коррекционной педагогике

Животенко Наталья Петровна

Массажные игры являются одним из перспективных направлений здоровьесберегающих технологий, всё чаще применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов не только в преодолении речевых нарушений, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Данная презентация знакомит специалистов с различными видами массажных приспособлений с комплексом занимательных массажных игр.  Поможет учителям- логопедам и дефектологам познакомить педагогов ДОУ  с ролью массажных игр в коррекционно- развивающем процессе в условиях инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masazhnynye_tehnologii.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер- класс для воспитателей. Массажные игры в профилактике и коррекции речевого развития дошкольников. Выполнила: учитель- логопед МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма Животенко Наталья Петровна

Слайд 2

С давних времён известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук- ручной и речевой моторики. Восточные специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” Сухомлинский В. А.

Слайд 3

Японская методика пальцевого массажа Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа . Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган: - массаж большого пальца – повышает активность мозга; - массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу; - массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника; - массаж безымянно пальца – стимулирует печень; - массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение; Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом: - работа рук способствует психическому успокоению; - предотвращает развитие утомления в мозговых центрах; - способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Слайд 4

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Слайд 5

Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Слайд 6

Массажные игры являются одним из перспективных направлений здоровьесберегающих технологий, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Массажные игры использовались в логопедической практике всегда, но в настоящее время активно совершенствуется предметная база. В настоящее время появилось огромное количество оригинальных и разнообразных специальных массажных приспособлений, обладающих повышенной эффективностью.

Слайд 7

Использование массажных игрушек: Очень полезное и приятное занятие, не требуя особых усилий, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. Оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Являются важной составляющей сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Могут универсально использоваться как в раннем так и в старшем дошкольном возрасте.

Слайд 9

Массажные мячики. Представлены разнообразно и могут быть: различны по величине; различны по цвету и прозрачности; различны по жёсткости; изготовлены из различных материалов; гладкие и ребристые; сенсорные, развивающие, звучащие мячики для малышей.

Слайд 10

-Образные мячики: «Смайлики», Колобки, ёжики, арбузики . - «Шарики- смешарики » с наполнением мукой, крахмалом, различными крупами и зёрнами; - Звучащие мячики- забавы; - Объёмный рисунок на мячиках может быть различен;

Слайд 11

Ёжик Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) Мячик. Я мячом круги катаю, (Движения выполняются по тексту) Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! Шишку, мячик покатаем, говорить мы начинаем!

Слайд 12

Тренажер Су-Джок . Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-Джок-терапии . Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Самомассаж шариком Су-Джок . Раз, два, три, четыре, пять! Буду шарик я катать. По ладошке прокачу И ее пощекочу. Шар по кругу я катаю И ладошку разминаю. И по пальцам прокачу Каждый я пощекочу. Вверх-вниз, вверх-вниз, Шар по пальчику катись. Сильно шарик я сожму, Подержу и разожму.

Слайд 13

Кольца. Могут быть: различны по величине (эспандеры для сжимания рукой различного диаметра и для надевания на пальцы); различны по цвету и прозрачности; различны по жёсткости; изготовлены из различных материалов (резина, силикон); гладкие и ребристые;

Слайд 14

Будь сильней, моя рука. Я сожму своё кольцо- Буду сильным молодцом. Буду младших защищать, буду слабым помогать. Пополам его согну И восьмёркой заверну. «Перстенек». На пальце -перстенек. Он блестит, как огонек. Крутился, искрился, С пальчика свалился – Назад возвратился.

Слайд 15

Овалоиды. Эспандер кистевой силиконовый «яйцо»; Пластиковые яйца от сюжетно- ролевых игр; Массажный арахис. Муляжи сливы, лимона.

Слайд 16

Слива. Сливу я держу в руке, (мячик в правой ладошке) Зажимаю в кулаке, (крепко сжать его) Отпускаю, разжимаю (раскрывают ладонь) И ладошками катаю .(катать мячик между ладонями) Н.Нищева Мне дала синичка хрупкое яичко. Птичка веток набрала, Крепко гнёздышко свила,- (свести ладони в форме гнезда) И снесла яичко Умница- синичка,- (взрослый кладёт в «гнёздышко» овалоид) Ты яичко покатай , (катать предмет межу ладоней, одна ладонь сверху, а другая снизу). Но из рук не выпускай: Очень хрупкое оно- Так у птиц заведено. О.И.Крупенчук

Слайд 17

Массажные коврики. Игольчатые коврики Ляпко . Аппликатор Кузнецова. Коврики из пластиковой травы. Упражнения с ковриком: «Травка» (Кладем коврик на стол или колени и выполняем движении соответственно тексту). На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!»-им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать.

Слайд 18

Массажные кочки и тактильные диски. Кочки (полусферы) Тактильные диски. Полусферы с шипами.

Слайд 19

Валики и ребристые карандаши. ( Самомассаж с использованием карандашей) Ручки греем (энергично растираем карандаш руками) Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. Добываем огонь (энергично растираем). Магнитный игольчатый массажёр «Чудо- валик»; Массажные валики; Ребристые карандаши.

Слайд 20

Природный материал. Шишки; Орехи. Игра с еловыми шишками. Раз, два, три, четыре, пять, Шишку будем мы катать. Шишку будем мы катать, Раз, два, три, четыре, пять. Еловая шишка колет ладошки, Мы покатаем шишку немножко. Орех. Прокачу я свой орех По ладоням снизу вверх, А потом обратно, Чтоб стало мне приятно. Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Слайд 21

Образные предметы.

Слайд 22

Бытовые предметы. Щётки; Прищепки; Бумага. Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Гусь Вот проснулся, встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок. -Дай, хозяйка, корма мне. Раньше чем моей родне! Котёнок Сильно кусает Котенок-глупыш! Он думает, что это Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш! »

Слайд 23

Самомассаж с использованием плотной бумаги . (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок). Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! (Берём в правую руку и мнём только правой рукой). В ручку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём. Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой). В ручку левую возьмём. И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём. И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола или парты) На бумажку посмотри, На что похоже говори ! (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка, ёжика, кубик- рубик , мячик, пирамидку, ёлку и т.д. зависит от фантазии детей и получившейся формы бумаги). 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!

Слайд 24

Массажные игры предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач: формирование познавательной активности и творческого воображения детей; развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения. развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Слайд 25

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В современном обществе весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий , т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"

Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями   и приёмами  коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...

Применение элементов песочной терапии в коррекции речевого развития дошкольников.

Применение элементов песочной терапии в коррекции речевого развития дошкольников....

Презентация "Организация предметно-развивающей среды для профилактики и коррекции речевого развития дошкольников"

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или пи...

«Коррекция речевого развития дошкольников в условия логопедического пункта с применением здоровьесберегающих технологий»

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, различны...

Представление из опыта работы на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».

Мяч это прекрасный инструмент  для развития у детей общей и мелкой моторики. закрепления правильного произношения, развития фонматического слуха. обогащение словаря. Игры с мячом способствуют раз...

Мастер–класс для родителей по теме: «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников»

В процессе мастер - класса  родители познакомятся с играми и упражнениями по развитию речи путем включения в практическую деятельность....