«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
статья по коррекционной педагогике

Дашина Наталия Владимировна

Наблюдая за детьми с РАС, пришли к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Цель проекта:

Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой личности

Задачи проекта:

Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству

Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность

Развивать формирование простых навыков творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности

Совершенствовать артистические навыки детей.

Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

Развивать познавательные способности у детей.

Развивать творческое воображение

Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки

Форма и методы реализации проекта:

Игры- драматизации.

Упражнения для социально- эмоционального развития.

Коррекционно - развивающие игры.

Упражнения по дикции.

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Ритмические минутки (логоритмика).

Пальчиковый игро-тренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукло-вождения.

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Сформированность духовно-богатой личности ребёнка.

Сфомированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально - компетентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, вежливость, доброта)

Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю.

Для родителей:

Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них.

Развитие более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

Принцип направленности.  Мы  учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.

Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

Принцип наглядности обучения.  Мы  продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

Принцип интегрированного подхода.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем  ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта:

Направления работы

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические,имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

2.Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов, масок.

2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т.д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.

9.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

10.Участие в театрализованных постановках «Без воды нет жизни».

11. Участие в совместных театрализованных постановках (родители - дети - педагог).

12.Посещение занятий.

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов.

2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр»

3. Методическое сопровождение (магнитофон, компьютер, мультимидийная система)

4.Подборка художественной литературы для театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного характера.

6.Конспекты театрализованных представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта:

1.Организационный

1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

2.Подбор литературы по проблеме исследования

3.Анализ литературы

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки»

2 Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

2.Составление анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3.Составление контрольных листов справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3 Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для театральной деятельности детей дошкольного возраста

4. Подготовка и проведение открытого театрализованного утренника «Стрекоза и муравей»

5. Подготовка и проведение открытого развлечения «Рождественские сказки»

6. Участие родителей в постановке экологической сказке «Без воды нет жизни».

7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4 Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5 Внедренческий

1.Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника»

2. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Итоги проекта:

• Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

• У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

• Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

• У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

• У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д.

Список используемой литературы:

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с

Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с

Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

[Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду  [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с

Доронова Т.Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2005 - 86с

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л.В., Куцакова С.И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2004 - 189с

Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей,  У Н.Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

План мероприятий по реализации проекта

СЕНТЯБРЬ

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Изготовление карточек с изображением пиктограмм.

Основной этап

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей на тему:«Театр в жизни ребёнка»

Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

Подборка речевых упражнений.

Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей»

Хороводная игра «Что нам осень принесла»

Показ теневого театра«Кот ,дрозд, петух и лиса»»

Изготовление карточек с изображением «Мимики»

Постановка сказки «Стрекоза и муравей»

НОЯБРЬ

Артикуляционная гимнастика:

Зарядка для губ «Весёлый пятачок»

Обыгрывание русской народной сказки «Репка».

Игра на развитие двигательных способностей:

«Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»

Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,

«Хитрая лиса»

Консультация для родителей на тему: «Сказочные герои глазами детей».

Чтение русско-народной песенки:

«Как дед уху хотел сварить»

Обыгрывание песенки.

ДЕКАБРЬ

Инсценировка по сказке «Кошкин дом» (по безопасности)

Выставка: книжка-малышка «Сказка моей семьи»

Пальчиковый театр «Теремок»

Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»

Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки»

Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз»

ЯНВАРЬ

Сценка сказки: «Колобок»

Пальчиковая гимнастика: «Мизинчик»

Консультация для родителей «Сказочные герои, глазами детей»

ФЕВРАЛЬ

Показ воспитателями настольного театра по сказке «Три медведя» для детей

Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»

Игровая ситуация с жестами «Считалочка»

Папка раскладушка: «Домашний театр»

Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки»

МАРТ

Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»

Театрализация сказки «Теремок»

Консультация для родителей: «Играйте вместе с детьми»

АПРЕЛЬ

Зарядка для языка «Конфетка» «самый длинный язычок»

Театрализация сказки: «Колобок» с использованием кукол би-ба-бо

Сюжетно ролевая игра «Театр»

Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Май

Постановка сказки родителями «Без воды нет жизни»

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»

Сказка- это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые».  Но ученые предполагают, что этот термин употреблялся еще раньше. В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать, Сказка складка, а песня быль, Сказка складом, песня ладом красна, Ни в сказке сказать, ни пером описать, Не дочитав сказки, не кидай указки, Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка  вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Композиция сказки:

Зачин. ( «Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»),

Основная часть. ( Интересное, непредсказуемое развитие сюжета),

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные. Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко.… Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции  создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказке, как жанру фольклора, свойственны все черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора. Сказочники нарушают правдоподобие. Смещение реального плана в изображении - отличительная черта всех сказок. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. В волшебных сказках свои чудеса: скатерть- самобранка, волшебный клубочек, живая и мертвая вода, гребешок, превращающийся в дремучий лес, молочные реки в кисельных берегах, ковер-самолет и т.п. В бытовых сказках присутствует своя фантастика: батрак Иван умудряется собрать оброк с чертей; прилипчивое горе-горемычное; журавли, которые уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой и другие. Одним словом, сказки воспроизводят невероятные события, дела, поступки. В сказке реальность представлена неправдоподобно.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные)

Беседа с детьми «Путешествие в мир сказок»

Образовательная область: познавательное развитие

Тип деятельности: интегрированное

Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Возраст детей: 5-6 лет

Формы организации: группа.

Задачи:

Обучения:

1.Расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. 2. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи.

3.Формировать художественно-речевые исполнительские способности.

Развития: 1.Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе беседы, 2.Развивать воображение, память, внимание; 3.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.

Воспитания: 1.Воспитывать любовь к художественной литературе; побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок. 2. Воспитывать у детей готовность к взаимодействию, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.

Предварительная работа

Организация “Книжного марафона”. Дети и родители предварительно за 2-3 недели начитывают дома детские художественные произведения: русские народные, авторские, волшебные сказки. К каждой сказке рисуют картинку.. Изготовление портретов сказочных героев, вылепленных фигурок сказочных животных. Изготовление костюмов сказочных персонажей.

Материал к занятию: диапроектор, слайды сказок («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси лебеди»

Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки.

Ход беседы.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по русским народным сказкам. Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет. Русская народная, но доселе модная!

Ребята, вы любите сказки? (Да).

— В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей).

— Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)).

Воспитатель. Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)

— Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы детей: колобок, заяц, лиса.)

(Звучат голоса птиц, Колобок игрушка). Воспитатель. Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я из сказки (Иллюстрация из сказки «Колобок»)! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.

Воспитатель. — И где же нам искать ларец? Колобок- А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает. Дети перемотали клубочки. Читаем записку

« Чтобы увидеть ларец, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство».

Воспитатель. Как?. Колобок- А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три… Вот мы и в сказочном царстве. На экране появляется изображение яблони.

Яблоня . — Сорвите скорей мои яблочки, а то совсем тяжко мне, ветки к земле склонились.

Воспитатель. Посмотрите, яблоки волшебные, (показываем сказку «Гуси лебеди») Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети угадывают- «Гуси лебеди» и рассказывают фрагмент сказки.

Воспитатель. Послушайте пословицу: «В тесноте, да не в обиде». Из какой это сказки (Показывают слайд из сказки «Рукавичка») Дети называют сказку «Руковичка».

Восп. – молодцы! Правильно назвали сказку. Давайте назовем всех героев сказки и изобразим их.

Дети называют. Воспитатель. Макар будет медведем. Саша – лисичкой, Вика мышкой. Дети изображают всех животных сказки- прыгают как зайчики, скачут как лягушки. Вы хорошие артисты. Слушайте дальше

Воспитатель. Чьи хоромы, того и хлеб. ( показываем фрагмент сказки «Три медведя») Дети называют.

Восп. Давайте с вами изобразим как ходят медведи. Какое лицо было у Маши когда она проснулась и увидела медведя. Дети изображают.

Восп. Молодцы хорошо изобразили.

Воспитатель.. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (показываем фрагмент сказки «Лиса и заяц) Дети называют сказку.

Восп. Правильно. Давайте вспомним кто помог зайчику прогнать лису .Дети- петушок. Воспитатель. Что говорил петушок лисе? Дети говорят все вместе.. Маша. Скажи это так , чтобы лисичка испугалась. Маша отвечает.

Воспитатель. Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть») Дети – это сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Восп. Давайте, представим, что мы с вами переходим по узкому мостику речку. Дети идут друг за другом расставив руки в сторону.

Восп. Вспомните как переходили реку «пузырь, соломинка и лапоть». Дети- они переходили по соломинке. Что случилось с героями сказки. Дети- они упали в реку.

Появляется колобок фрагмент сказки « Колобок». — Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки.

Воспитатель. Ты обещал нам подарить ларец.

Колобок.

— Я весёлый колобок,

У меня румяный бок.

Вам, ребята, очень рад.

Колобок. — Отгадайте для начала мои загадки, может, и помогу вам.

Только прыг через порог,

И пошёл гулять без ног. (Дети -Колобок)

Самовар она купила,

Тараканов пригласила.

«Именины отмечаю,

Приходите выпить чаю». (Дети - Муха-Цокотуха) — Молодцы.

Колобок.— А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка…

« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Нашли волшебный ларец.  (Колобок открывает ларец и достаёт детям угощения)

Воспитатель

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать,

Итог занятия. Воспитатель. Подошло к концу наше путешествие. Давайте, поблагодарим Колобка за угощение и вспомним с какими сказками мы повстречались. Дети – называют сказки «Маша и медведь, «Гуси лебеди».. Восп. Правильно. Что вам понравилось в нашем путешествие. Дети – смотреть сказки и отгадывать загадки. Попрощаемся с колобком и отправимся по следам в детский сад. Дети – до свидание колобок! По следам возвращаемся в детский сад.

Консультация для родителей «Расскажите детям о русских сказках»

«И нельзя без сказок

Нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти

Слова для любимых деток или малыша».

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.

ЧТО ДАЁТ СКАЗКА?

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказка – это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.

После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Уважаемые родители, помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.

Успехов Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Данный проект разработан  и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Проект: "Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности...

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средством использования театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средством использования театрализованной деятельности...

"Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...