"Основные принципы и методы коррекционного обучения"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Колтунова Светлана Александровна

Коррекционное обучение – особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности учащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

Задачи коррекционного обучения:

  1. Охрана здоровья ребёнка и коррекция психосоматических неблагополучий в его развитии;
  2. Развитие социально-нравственных качеств;
  3. Формирование учебной мотивации;
  4. Развитие психофизиологических функций;
  5. Обогащение кругозора и развития речи;
  6. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
  7. Формирование учебной деятельности и коррекция недостатков.

Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обусловливает необходимость комплексного подхода к их решению.

 «Объект коррекции – живой и развивающийся ребенок, поэтому воздействие (как во всякой психотерапевтической и психокоррекционной практике) всегда по своей сути есть творческий процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учетом индивидуально-психологической ситуации развития каждой индивидуальной личности» (Микадзе, Корсакова, 1994).

Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта с ребенком, выяснения его интересов, наличия сверхценных интересов, уровня мотивации, самооценки, толерантности к психическим нагрузкам, времени, в течение которого ребенок может активно участвовать в занятии. Благодаря этому предварительному этапу коррекционно-развивающее обучение обеспечивает индивидуализированный подход к ребенку, соответствующий особенностям его познавательной деятельности и личности. Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – то есть возможностей и необходимых условий для коррекции дефектов, может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения. 

Формы коррекционного обучения:

- Коррекционные уроки по учебным предметам;

- Групповые коррекционные занятия по отдельным предметам;

- Учебная помощь школьникам, требующая особого внимания;

- Классы «здоровья»

Принципы коррекционного обучения:

- Принцип системности. Методологическое преимущество нейропсихологического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности. Он означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка в целом. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции психики ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.

- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, проходящему коррекционно-развивающее обучение. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой индивидуальность с особенностями онтогенетического развития, условий жизни и воспитания, и, следовательно, со своими особенностями личности и психического функционирования.

- Принцип комплексности воздействия, то есть сочетание (а не последовательное введение) в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции. Одна и та же психическая функция одновременно формируется и с помощью когнитивной, и с помощью двигательной коррекции, поэтому сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии является обязательным. Комплексное воздействие необходимо и для повышения общей мозговой активности ребенка, улучшения мозгового кровообращения, нормализации активационных процессов, снятия тонических нарушений, повышения работоспособности, недостаток которой есть одна из основных причин трудностей формирования и успешного функционирования всех психических функций и неуспешности в школьном обучении.

- Принцип от простого к сложному. Опираясь на «сильные» звенья психического функционирования, психолог работает над развитием самых «слабых» звеньев психической деятельности, при этом сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем, как уже говорилось, постепенно передает их ребенку не в одной изолированной функции, а во всех вербальных и невербальных функциях, в которые входит это звено. Переход от простого к сложному осуществляется по трем параметрам: совместное – самостоятельное действие; опосредствованное внешними опорами – интериоризованное действие; развернутое поэлементное действие – свернутое действие (Ахутина, Пылаева, 2003).

Формы коррекционного обучения:

- индивидуальные занятия;

- занятия в группах и в микрогруппах (диадах);

- игровые занятий;

- взаимодействии с родителями ребенка;

- взаимодействии с лечащим врачом ребенка, а также с педагогами школы или детского сада, инструктором ЛФК, логопедом, обеспечивая комплексный (бригадный) медико-психолого-педагогический подход к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы и методы коррекционного обучения.

Коррекционное обучение – особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности учащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

Задачи коррекционного обучения:

  1. Охрана здоровья ребёнка и коррекция психосоматических неблагополучий в его развитии;
  2. Развитие социально-нравственных качеств;
  3. Формирование учебной мотивации;
  4. Развитие психофизиологических функций;
  5. Обогащение кругозора и развития речи;
  6. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
  7. Формирование учебной деятельности и коррекция недостатков.

Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обусловливает необходимость комплексного подхода к их решению.

 «Объект коррекции – живой и развивающийся ребенок, поэтому воздействие (как во всякой психотерапевтической и психокоррекционной практике) всегда по своей сути есть творческий процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учетом индивидуально-психологической ситуации развития каждой индивидуальной личности» (Микадзе, Корсакова, 1994).

Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта с ребенком, выяснения его интересов, наличия сверхценных интересов, уровня мотивации, самооценки, толерантности к психическим нагрузкам, времени, в течение которого ребенок может активно участвовать в занятии. Благодаря этому предварительному этапу коррекционно-развивающее обучение обеспечивает индивидуализированный подход к ребенку, соответствующий особенностям его познавательной деятельности и личности. Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – то есть возможностей и необходимых условий для коррекции дефектов, может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения. 

Формы коррекционного обучения:

- Коррекционные уроки по учебным предметам;

- Групповые коррекционные занятия по отдельным предметам;

- Учебная помощь школьникам, требующая особого внимания;

- Классы «здоровья»

Принципы коррекционного обучения:

- Принцип системности. Методологическое преимущество нейропсихологического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности. Он означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка в целом. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции психики ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.

- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, проходящему коррекционно-развивающее обучение. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой индивидуальность с особенностями онтогенетического развития, условий жизни и воспитания, и, следовательно, со своими особенностями личности и психического функционирования.

- Принцип комплексности воздействия, то есть сочетание (а не последовательное введение) в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции. Одна и та же психическая функция одновременно формируется и с помощью когнитивной, и с помощью двигательной коррекции, поэтому сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии является обязательным. Комплексное воздействие необходимо и для повышения общей мозговой активности ребенка, улучшения мозгового кровообращения, нормализации активационных процессов, снятия тонических нарушений, повышения работоспособности, недостаток которой есть одна из основных причин трудностей формирования и успешного функционирования всех психических функций и неуспешности в школьном обучении.

- Принцип от простого к сложному. Опираясь на «сильные» звенья психического функционирования, психолог работает над развитием самых «слабых» звеньев психической деятельности, при этом сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем, как уже говорилось, постепенно передает их ребенку не в одной изолированной функции, а во всех вербальных и невербальных функциях, в которые входит это звено. Переход от простого к сложному осуществляется по трем параметрам: совместное – самостоятельное действие; опосредствованное внешними опорами – интериоризованное действие; развернутое поэлементное действие – свернутое действие (Ахутина, Пылаева, 2003).

Формы коррекционного обучения:

- индивидуальные занятия;

- занятия в группах и в микрогруппах (диадах);

- игровые занятий;

- взаимодействии с родителями ребенка;

- взаимодействии с лечащим врачом ребенка, а также с педагогами школы или детского сада, инструктором ЛФК, логопедом, обеспечивая комплексный (бригадный) медико-психолого-педагогический подход к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы и методы активного обучения в ДОУ

В статье рассматриваются активные методы обучения дошкольников, которые формируют у детей важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию...

Основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности

В работе петечисляются основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности, приводятся примеры....

Основные принципы и методы закаливания детей в период дошкольного возраста

Новорожденные детки способны обладать очень высокими адаптивными возможностями и приспосабливаться почти к любым условиям среды. Исходя из этого, родителям детей стоит с самого рождения пред...

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ                        ...