Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было полезно и  интересно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления у старших дошкольников

В последние десятилетия многие психологи и педагоги пришли к необходимости развития творческого потенциала нашего подрастающего поколения. Главная же ценность при развитии творческого мышления у детей дошкольного возраста – это развитие дивергентного мышления, тогда как традиционно акцент ставится на развитие конвергентного мышления, когда взрослый предлагает детям проблемные ситуации и задачи уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответ ребенка оценивается по таким критериям, как:

- степень точности ответа;

- степень подробности;

- скорость (кто раньше);

- аккуратность и степень соответствия установленной форме ответа.

Конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако обязательно надо предоставить детям возможность развития и творческого дивергентного мышления, как мышления, характеризующегося разрушением глобальных стереотипов и ограничений, а также большей свободы в решении проблем. Оно позволяет эффективно преодолевать шаблонные ограничения и расширять диапазон мышления. Ведь реальные проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни не имеют однозначных ответов, в отличие от учебных задач. И помощь взрослого ребенку в развитии дивергентного мышления поможет ему лучше адаптироваться к постоянно меняющимся условиями жизни и стать успешнее и в учебе, и в личной жизни. По моему мнению, информационный век, когда многое зависит от скорости принятия правильного решения, подтверждает достаточно убедительно актуальность движения в этом направлении и работы по этой проблеме.

   Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного развития. В противном случае, оно просто угасает. Необходимым условием должно быть создание соответствующей среды, стимулирующей развитие творческого мышления:

  1. Необходимо создание психологической атмосферы, свободной от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением, т.е., моделирование ситуаций незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и жестко контролируемых.
  2. Разрешение и поощрение множества вопросов.
  3. Внимание к интересам каждого ребенка.

И, напротив, необходимо уменьшить возможность возникновения таких ситуаций, как:

  1. Жесткие стереотипы в мышлении и поведении.
  2. Неодобрительные оценки воображения и фантазии.

       Упражнения и задания, предлагаемые при создании такой среды предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:

  • Беглость – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.
  • Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении задач, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
  • Оригинальность – это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
  • Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Предлагаемые детям упражнения направлены на развитие творческого потенциала, т.к. творческая деятельность априорно предполагает свободу действий ребенка.

Дети могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре или в группе, т.е. сотрудничество и кооперация поощряются, что представляет благоприятные возможности для:

- обучения сотрудничеству и пониманию того, что «один ум хорошо, а два – лучше»;

- развитие способности к лидерству;

- возможности для менее творческих детей пережить успех, сотрудничая с более творческими детьми.

Придерживаясь принципа неоцениваемой деятельности, взрослый максимально освобождает ребенка от страха сделать ошибку и дает ему возможность самостоятельно оценить свою творческую продукцию. А главное, что опыт творческого подхода к решению различных проблем, поможет детям в их будущей жизни, и, в конечном счете, приведет способности генерировать интересные, нестандартные идеи в школе, в ВУЗе и в дальнейшей жизни. Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, улучшают и развивают свои творческие мыслительные способности, что, в конечном счете, благоприятно сказывается на их успешности как в профессии, так и в жизни.

В качестве примеров развития творческого дивергентного мышления можно предложить следующие задания:

  1. Учимся видеть необычное в обычном.

Необычное использование обычных вещей.

Как по-другому, не по прямому назначению, можно использовать: формочку, стакан, газету, пустую пластиковую бутылку, палку и т.д.

Назвать все возможно-невозможные варианты, чем можно, например,  рисовать.

  1. Волшебные превращения.

 На что похож рисунок своей ладошки? Преврати его в…

Дорисуй и дополни линии, чтоб получилась картина.

  1. Угадай, что это, на что похоже?

- по нарисованному силуэту предположить все возможные варианты того, что может находиться в мешочке.

- путешествие кляксы.

            4.   Придумай или продолжи сказку.

                  Можно использовать с коллективом детей, которые по-очереди говорят по    

                  одному предложению.

  1. Лоскутное одеяло.

Каждый ребенок на своем листе бумаги в течении одной-двух минуты что-то рисует. Дальше меняются по часовой стрелке листами и дорисовывают, что считают нужным в полученном листе и снова передают листы. Работа ведется до тех пор, пока каждый не получит свой листок. Дальше обсуждение.

Можно каждому ребенку украсить свой небольшой листик, используя разные техники и создать панно «Лоскутное одеяло группы».

  1. Создай свое неповторимое несуществующее животное.

Можно использовать наклейки глаз, носов, копыт, лап и других элементов. Вырезки из журналов.

  1. Юный дизайнер.

Украшаем первую букву своего имени.

  1. Создаем фотоколлекцию.

«Невозможное – возможно», «Необычное в обычном», и т.д.

  1. Волшебная мозаика.

Создаем из плоских геометрических фигур картины.

  1. Использование правополушарного рисования.
  2. Придумай правила.

Как играть в игру под названием «Кузнечик»? Придумай к ней правила.

В какие игры можно играть с мячом?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Проект «Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Проблемно-ориентированный анализПредставляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.ПроблемаПричиныСпособ устранения1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечен...

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....

Опыт работы музыкального руководителя "Развитие творческих способностей в развитии музыкально-театрализованной деятельности дошкольников"

У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Д...