Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка и его позитивной социализации в обществе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнера и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализован

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_vystupleniya1.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109»

                    Доклад на тему:

«Роль театрализованной деятельности в развитии

ребенка и его позитивной социализации в обществе»

                                                    Выполнила воспитатель ВКК:

                                                                                          Фролова Т.В.

                                Воронеж 2021

                                                           

Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнера и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами , настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

       У детей пятого-шестого года жизни отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры- настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на магнитной доске, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в современных со взрослым импровизациях на заданные темы.

      Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

       Первая группа умений связана с освоением позиции  «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам).

        Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, навыки правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

       Третья группа умений- это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

         Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театрализованными куклами, а затем- в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и др. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «В лесу», «Веселые обезьянки», «Котята играют» и т. д. ).

      Театрализованные игры могут включать в себя такие составляющие.

1. Игра- имитация отдельных действий человека, животных и птиц ( дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко- дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

2. Игра- имитация цепочки последовательных действий в сочетании  с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки  и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

3. Игра- имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

4. Игра- импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

5. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Большая кукла», А. Барто «Снег, снег»).

6. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.

7. Ролевой диалог героев сказок («Рувакичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

8. Инсценирование  фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

9. Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Театрализованная деятельность- универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребенка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.

     Несмотря на внешнюю простоту, театрализованные игры имеют развивающий эффект. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах, происходит развитие способностей и формирование личности ребенка-дошкольника. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя с ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

     Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания,-как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896-1965),-создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно  большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность- важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»,- утверждал Б.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

       Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица  какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.

  Театрализованная деятельность- одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность .Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

    Театрализованная деятельность является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра дает ему особое ощущение всесилия и свободы.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитие творческих способностей ребёнка.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память,внимание,совершенствуют речь и пластику движений,способст...

Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Виды театрализованной деятельности используемой в дошкольной педагогике(из опыта работы с детьми с нарушением зрения)...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для педагогов о значимости театрализованной деятельности в развитии речи детей....

Создание условий позитивной социализации в обществе

Создание условий позитивной социализации в обществе...