Авторская программа коррекционно-развивающих занятий с кинетическим песком "В гостях у Песочного человечка" для детей 4 -5 лет.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Смирнова Ольга Владимировна

В программе представлена система коррекционно-развивающей работы с использованием кинетического песка: методические рекомендации, тематическое планирование, картотека игр и упражнений с кинетическим песком для детей 4 - 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято

Педагогическим советом

МДОУ «Детский сад №50»

Протокол № ____от «  »_______20___

Авторская программа

 коррекционно-развивающих занятий с кинетическим песком

«В гостях у Песочного человечка»

 для детей 4 – 5 лет.

Составила :

педагог-психолог МДОУ

 «Детский сад №50» Смирнова О.В.

2019

Актуальность.

Сохранение, наряду с физическим, психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования в условиях реализации ФГОС ДО.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного,  но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в дошкольном детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности Л.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.

 Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка, сопровождающаяся положительными эмоциями.  Исходя из естественной тяги ребенка к играм с песком, весьма эффективным является использование кинетического  песка в развивающих и коррекционных занятиях с детьми.

«Кинетический песок» - это инновационная атр-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок.

Игра с кинетическим песком  обогащает чувственный, тактильный опыт ребенка,  мотивирует его к решению познавательных задач, таккак вызывает положительные эмоции и интерес благодаря необычному материалу

В играх с кинетическим песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,  «мануальный интеллект ребенка». Поэтому перенос  традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других,  закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект, позволяющий сохранять и укреплять психологическое здоровье дошкольников.

Программа коррекционно-развивающих занятий «В гостях у песочного человечка» для детей  4 – 5 лет.

Данная программа основана на авторских программах И.П.Ивлевой, Л.В. Мальцевой, и Арцишевской

Цель: создание условий для естественного психологического развития детей.

Задачи:

  1. Развитие интеллектуальной сферы: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
  2. Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
  3. Развитие личностной сферы: формирование положительного восприятия себя и окружающих , повышение уверенности в себе.
  4. Совершенствование умений и навыков практического общения, игры.
  5. Снижение психоэмоционального напряжения.

Принципы песочной игры:

  • Создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить познавательную и творческую активность.
  • Реальное «проживание»,проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок: в кинетической песочнице осуществляется взаимный переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот.
  • Осмысление опыта и ситуации: разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть  на нее со стороны. Этот принцип песочной игры позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
  • Принцип обмена: в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная игра позволяет построить партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого.
  • Принцип оживления абстрактных символов: песочная игра позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

 Ожидаемые результаты:  

  • достаточно развита тактильно-кинестетическая чувствительность имелкая моторика рук;
  •  снижение психофизического напряжения, стабильное психоэмоциональное состояние каждого ребенка;  
  • оптимальное развитие познавательных и психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, речи;
  •   достаточное развитие эмоционального и социального интеллекта;
  •  сформировано положительное отношение к себе и к окружающимлюдям: сверстникам, взрослым;  

Форма работы.

Занятия с детьми проводятся  по подгруппам, 1 раз в неделю,  по 20 минут  в течение 6 месяцев, количество детей в подгруппе до 6 человек.

Структура занятий:

1. Приветствие.

2. Тактильная разминка – сенсорные игры.

3. Создание игровой ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4. Практическое задание по сюжету.

5. Рефлексия, ритуал прощания.

Материал к занятиям:

Кинетический песок.

Коллекция миниатюрных фигурок:

  • Домашние животные.
  • Дикие животные.
  • Рыбы, морские животные.
  • Птицы.
  • Растения: деревья, цветы.
  • Фигурки людей: семья.
  • Формочки для песка: геометрические, образные.
  • Геометрическая мозаика.
  • Бросовый материал:: трубочки для коктеля.
  • Палочки Кьюзинера, счетные палочки.
  • Природный материал: камни, ракушки.
  • Искусственные кристаллы.

Тематическоепланированиепопрограмме.

Месяц

Содержаниезанятия.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март.

Апрель

Занятие № 1. Знакомство с Песочным человечком.

  1. Приветствие «Как живешь?»
  2. Ритуал входа в песочницу.
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь».

  1. Знакомство с правилами игры в песок.
  2. Игровая часть «Подарок Песочному человечку»

Дети лепят фигурки из песка по желанию.

  1. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №2 В гостях у домашних животных.

  1. Приветствие «Какживешь?»
  2. Ритуалвхода в песочнуюстрану
  3. Тактильнаяразминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь».

  1. Игровая часть :

- отгадывание загадок о домашних животных;

- дидактическая игра, какое животное спряталось (6 животных)

- дидактическая игра « Кто что ест? Накорми свое животное»

 6. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №3.  В гостях у диких животных.

  1. Приветствие «Как живешь?»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь».

  1. Игровая часть :

- отгадывание загадок о диких животных;

- дидактическая игра, какое животное спряталось (6 животных)

- упражнение «Лесная полянка для животного»,

каждый ребенок создает свою создают лесную полянку, рассказывают о ней. .

 6. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №4. Зоопарк.

  1. Приветствие «Как живешь?»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь».

  1. Игровая часть :

- отгадывание загадок о животных жарких стран;

- дидактическая игра, какое животное спряталось (6- 7 животных)

- упражнение «Построй вольер для своего животного», дети рассказывают о животных: чем они им нравятся, что они любят есть.

      5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №5. Пальчиковый поход.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

  1. Игровая часть :

- упражнение «Пальчиковые походы»;

- дидактическая игра «Чей след на тропинке»

  5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №6. Снежинка.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуалв входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть :

- рисование на песке «Снежинка»

- упражнение «Укрась снежинку белой фасолью

и кристаллами»

 5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие № 7. Наряжаем елку.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке»

  1. Игровая часть :

- упражнение «Найди клад с новогодними игрушками» игрушки спрятаны в песке;

- упражнение «Укрась песочную елку».

       5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие № 8Пряник для Деда Мороза.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следына песке».

  1. Игровая часть :

- упражнение «Праздничный пряник для Деда Мороза»»,

Дети лепят из песка пряники разной формы, украшают их кристаллами.

5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие № 9. Песочные человечки.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «Чудесный мешочек» (набор геометрических фигур – формочек»

- упражнение «Конструирование песочных человечек из песка с помощью геометрических формочек»

       5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №10. Семья песочного человечка.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «Что изменилось» (набор геометрических фигур – формочек 7 – 8 шт., песочный лист)

- упражнение «Конструирование семьи  песочного человечка  из песка с помощью геометрических формочек»

       5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №11. Печатный пряник для Песочного человечка.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочную страну.
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- Упражнение «Пряник для Песочного человечка» ( из песка дети формируют квадратный пряник, по словесной  инструкции педагога украшают его), придумывают название прянику, угощают Песочного человечка.

       5. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия.

Занятие №12. Рыбка.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал хода в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «Какой рыбки не стало» (8 шт.)

- упражнение «Рыбка», дети по инструкции педагога лепят из песка рыбку, украшают ее.

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие №13. Осьминог.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «Что изменилось» (8 шт.)

- упражнение «Осьминог», дети по инструкции педагога лепят из песка осьминога, украшают его.

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие №14. Морскойфлот.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «4- лишний» (транспорт)

- Песочная картина «Морской флот», дети из песка по инструкции педагога лепят корабли, дополняют картину геометрической мозаикой.

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие №15. Моеморе.

  1. Приветствие «Слово в ладошку»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуйпесок»;

- упражнение «Песочныйдождь»;

- упражнение «Следынапеске».

  1. Игровая часть:

– упражнение «Море», дети создают свое море, по желанию заселяют его морскими животными, водорослями, рассказывают о своем море.

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие №16. Бусыдлямамы

  1. Приветствие «Я здороваюс ь везде.»
  2. Ритуал хода в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

– упражнение «Бусы для мамы» . Дети с помощью геометрических формочек круглой, треугольной, квадратной формы по заданной схеме из песочных фигурок выкладывают песочную основу для бус, затем украшают кристаллами, ракушками, камушками.

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие №17. Матрешки

  1. Приветствие «Я здороваюсь везде.»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

– упражнение «Укрась матрешку» . Дети с помощью геометрической мазаики украшают нарисованную на песочном листе матрешку по заданному образцу.

- упражнение «Что изменилось в наряде матрешки7» Дети закрывают глаза в наряде матрешки педагог добавляет или меняет местами фигуры, дети отгадывают. Что изменилось.

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие № 18. Кондитерскаяфабрика

  1. Приветствие «Я здороваюсь везде.»
  2. Ритуал входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «Что для чего ?» (картинки с инструментами кондитера).

– упражнение «Мы кондитеры» . Дети лепят из песка пироженные и торты.

- сюжетно-ролевая игра «Детское кафе».

5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие № 19. Строители

  1. Приветствие «Я здороваюсь везде.»
  2. Ритуал  входа в песочнуюстрану
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

- дидактическая игра «Что для чего ?» (картинки с инструментами строителя).

– упражнение «Мы строители» . Дети создают совместную песочную картину «Улица города».  Самостоятельно решают какой будут строить дом кирпичный (рисуют стекой на стене дома кирпичики) или деревянный (рисуют на стене своего дома бревнышки». Крышу строят из палочек Кьюзинера. Дают название своей улице, придумывают кто на ней живет.

.5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие № 20. «Космическое путешествие»

  1. Приветствие «Как живешь»
  2. Ритуал входа в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

– этюд «Полет на космическом корабле»

-  упражнение «Планета для  инопланетянина» Дети из кинетического песка создают планеты и выкладывают из геометрической мазайки инопланетянина по съхеме.

.5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

Занятие № 21. «Нашиу мные помощники»

  1. Приветствие «Как живешь»
  2. Ритуалвхода в песочную страну
  3. Тактильная разминка:

-упражнение «Здравствуй песок»;

- упражнение «Песочный дождь»;

- упражнение «Следы на песке».

  1. Игровая часть:

– загадывание загадок от Песочного человечка про наших умных помощников : нос, глаза, уши, язык, руки.

-  упражнение «Моя умелая ладошка» Дети из кинетического песка делают песочный лист, на нам отпечаток своей ладошки. Затем оживляют ее, украшают. Рассказывают Песочному человечку что они умеют хорошо делать руками, хвалят себя.

.5. Ритуал выхода из песочной страны, прощание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека игр с песком.

 "Отпечатки наших рук"

 

Цель: учить совместному действию

Задача: оценить собственные ощущения

 

 На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

 "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

 

"Необыкновенные следы"

 Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

 

Дидактическое упражнение "Змейки"

 

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки. Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок. Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

  «Песочный круг»

 Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

  «Узоры на песке»

 Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.


«Следы на песке»

 

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть,  обеими

 

ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

 

 «Разговор с руками»

  Взрослый  и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

«Кто в домике живет»

 

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа"

Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.

Дальше Вы можете посмотреть несколько видео о том, в какие еще игры можно поиграть с ребенком на пляже, чтобы летний отдых был полезным и интересным как для Вас, так и для Вашего малыша.) 

 

 

 «Норки для мышки»

 

Ребенок, вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 

Литература:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии.- СПб: Речь.2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия."
3 . Кузуб Н.В.  Осипук Э.И. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. – СПб: Речь ;М.:Сфера, 2011.

4.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2008.

5.Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.

6. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2010.

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

Авторская программа коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы (5-6 лет) "Говорим и показываем"

Программа «Говорим и показываем» посвящена проблеме коррекции психоречевого развития старших дошкольников. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми старшей (5-6 лет) для детей с ЗПР на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа содержит целевой раздел, в котором представлены: цели и задачи Программы, принципы и подлды к реализации Программы, значимые для разработки Программы характеристики, планируемые резу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на2019-2020 учебный год.

      Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федеральн...

Авторская программа адаптационных игр-занятий с кинетическим песком "Волшебная песочница" для детей раннего возраста.

В программе представлены  адаптационные игры-заняти с кинетическим песком для детей раннего возраста, методические рекомендации, тематическое планирование....