Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Деревяшкина Ирина Геннадьевна

Описаны направления работы педагога по развитию слухового восприятия у  детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с нарушением зрения

Для успешной социальной адаптации необходимо развивать слуховое восприятие у всех детей с нарушениями зрения.

Дидактические игры и упражнения можно условно разбить в зависимости от задач на несколько групп:

  • игры, формирующие эталоны звуков;
  • игры, формирующие умения выделять звуки реальных предметов, объектов и явлений окружающей действительности (звук колокольчика, транспорта, дождя);
  • игры, направленные на восприятие речи, формирование фонематического слуха, восприятие правильного произношения, интонационной окраски речи и т.д.;
  • музыкально-дидактические игры;
  • игры, сочетающие звуки и предметно-практические действия (ритмические, плясовые, пластические движения под музыку).

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Чтобы развить слуховую чувствительность, можно предложить детям звучащие игрушки — музыкальные молоточки, погремушки, металлофоны, барабаны, дудки, трещотки, бубны и др. Их использование позволяет тренировать детей в выделении различных звуков («Определи самый высокий или самый низкий звук в звучащем металлофоне», «Постучи молоточком так же, как я»). Такие упражнения полезны для понимания детьми характера звучания, темповой характеристики движения звука, тембровой окраски звука, динамичности оттенков звука.

Развивая слуховое внимание, следует одновременно учить детей ориентироваться в окружающем мире на звуки. Часто маленькие дети пугаются неизвестных звуков, поэтому необходимо, чтобы у них было как можно больше представлений о звучащем мире. Для этого полезны игры типа «Слушаем звуки улицы» (вода, ветер, дождь, шум машин, шарканье ног, шелест листьев, крики птиц, животных и др.).

Обогащение представлений о звуках реального мира способствует расширению социально-адаптивных возможностей детей с нарушениями зрения. Игры типа «Угадай, кто позвал», «Слушай, не зевай — ответ давай» позволяют детям понимать действия человека, сопровождающиеся звуком, ориентироваться на голос и облегчают процесс общения с людьми.

Одним из больших разделов, связанных со слуховым восприятием, являются словесно-дидактические игры, в которых дети учатся выделять фонематические признаки речи, слова и словосочетания. Особенно это важно для формирования правильного звукопроизношения. Для этого используются дидактические игры и упражнения типа «Послушай и повтори», «Тихо-тихо», «Угадай, что свистит, шуршит, скрипит», «Телефон».

Для развития слухового восприятия используются музыкально дидактические игры типа музыкального лото, «Угадай, на чем играли», «Слушай внимательно», «Погремушки», «Музыкальная шкатулка, «Парная шкатулка». Например, играя в музыкальное лото, дети прослушивают музыкальные произведения и заполняют карточки лото с соответствующими изображениями.

Целесообразно использовать игры, в ходе которых у детей формируется умение различать звуки по тембру (по звуку узнают птиц, животных: большой петух — маленький петушок, кошка — котенок, корова — теленок).

Таким образом, многие музыкально-дидактические игры позволяют преодолевать недостаточность слухового внимания и дифференцирования звуков, развивают музыкально-сенсорные способности, закрепляют умение различать звуки и ориентироваться на слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Презентация на тему "Логопедические игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

 Недоразвитие речи у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройство речи детей с нарушением зрения являются серьезным дефектом.  Вследст...

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...

Буклет "Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с РАС

В буклете для родителей представлена подборка игр и упражнений на развитие слухового восприятия для детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей.

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия...