ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА. Методическая разработка по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Кравченко Елена Геннадьевна

В материале представлены  рекомендации из практической работы логопеда-дефектолога  по изучению цвета с детьми младшего возраста. Просто о сложном. Может быть использовано в работе специалистов и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_tsveta.docx25.18 КБ
Файл izuchenie_tsveta-1.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по изучению цвета из опыта работы логопеда-дефектолога.

Правильное развитие ребёнка – основа его жизни, благополучия, успехов в учёбе. Если ребёнок дошкольного возраста здоров – его не надо ничему учить, он всему научится сам. Если же есть хоть маленькие проблемы, нужна грамотная помощь. Нельзя учить всему и сразу. Необходимо учитывать законы диалектики, отражающие источник, механизм и направление развития в сторону прогресса или регресса – переходить от простого к сложному, от количества к качеству. Здесь особую роль играют зоны ближайшего развития. Это то, что ребёнок ещё не знает и не умеет, но может освоить с помощью взрослого.

Возьмём обучение цвету. Первый этап – цвет по аналогии. Обычно берутся четыре основных цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), но в трудных случаях можно взять и два цвета (красный, жёлтый). Не называя цвет, просим найти такой же (собираем пирамидки). Это задание можно сочетать с ловлей шариков и координацией рук – что чрезвычайно важно в развитии ребёнка. При выполнении этого задания специалист сидит за столом напротив ребёнка и предлагает ему не просто взять предмет (кольцо пирамидки или шарик для нанизывания), а  поймать тот, что катится ему в руки. Каждый пойманный шарик или кольцо нанизываются на пирамидку соответствующего цвета. Важно: всегда должны быть задействованы обе руки ребёнка. Предметы даются под ведущую руку, а вторая (замыкающая)  рука придерживает палочку, ящик, дощечку и помогает ведущей. Правильное взаимодействие работы обеих рук влияет на правильность работы полушарий головного мозга.

В этом задании большая роль отводится матери: она следит за правильностью выполнения задания, молча, помогает ребёнку. Если мать при этом будет делать замечания, ребёнок, во-первых, отвлекается от основного задания, а во-вторых, ребёнок, слыша голос матери, работает с ней, а не с дефектологом. Поэтому мать, молча, следит за руками ребёнка и поправляет их при необходимости.

Второй этап – цвет по названию. Сначала берётся один цвет – красный. Это самый значимый цвет, цвет жизни. По силе своего воздействия на человека он превосходит все остальные цвета. А учёные считают, что красный цвет наши далёкие предки первым выделили в красочной палитре мира.

Вначале создаётся матрица (основа) – чтобы в любой ситуации можно было опираться на неё: берутся предметы, которые всегда бывают красного цвета (например, вишня, мак, помидор), и привязывается название к этим стабильным по цвету предметам. Когда название цвета закреплено, можно брать любые другие предметы (которые могут быть любым другим цветом, не только красным), но сейчас они - красные (карандаш, машина, платье).

Изучая цвет, ведётся работа по формированию грамматического строя языка (мак какой? – красный; вишня какая? – красная; платье какое? - красное; помидоры какие? – красные), расширению знаний об окружающем мире, обучению элементарным счётным навыкам, развитию мелкой моторики, фонематических функций и т.д. – на материале занятия.

Землянику красную

В рот кладём,

Мухоморы красные

Обойдём.

Существуют особенности работы с оранжевым цветом. Он особняком стоит в русском языке. Один и тот же цвет обозначают двумя разными словами – оранжевый и рыжий в зависимости от того, одушевлённый это предмет или неодушевлённый. Например: оранжевый апельсин, оранжевый карандаш, оранжевая пирамидка – неодушевлённые, а рыжая лиса, рыжие дети, рыжая белка – одушевлённые. И тут тоже есть исключение – гриб рыжик. Несмотря на то, что это неодушевлённый предмет, его называют как одушевлённый.

Я взмахнул оранжевою кистью,

И оранжевыми стали листья!

А лошадка стала рыжей-рыжей,

Как лисичка, белочка и рыжик.

Можно использовать кубики «Узнай цвет», цветные фоны, разноцветные цепочки, «почтовый ящик», формочки. Для стимуляции интереса и закрепления цвета хорошо использовать водные раскраски и кисточки с насадкой, которые дают возможность формироваться правильной постановке пальцев для рисования и будущего письма.  Задания выполняют слева направо рука в руке. Рисуют вместе одну-две минуты (чтобы рука не устала), взрослый комментирует действия, называет предмет и цвет. Рисование очень нравится детям. Совместное рисование имеет огромное значение в установлении доверия ребёнка к взрослому, оно расслабляет руку малыша, позволяет правильно удерживать кисточку, учит правильным движениям (слева направо), развивает зрительно-моторную координацию. Ведущая роль взрослого в совместном рисовании расширяет общее развитие, представление об окружающем. Учитывая возраст ребёнка, имеющиеся у него нарушения, специалист оречевляет совместные действия, комментирует изображение, а может и задавать различные вопросы в ходе рисования («Сколько ёлочек?», «Какого цвета?», «Кто сидит на полянке?» и т.п.).

Важно: всегда вместе. Некоторые дети говорят: «Я сам!», редко, но бывает, что и отказываются рисовать со взрослым («У меня дома такие есть – буду там рисовать, как хочу.»). В таких случаях работа с раскрасками откладывается, а родителям малыша в данный период рекомендуется не использовать такие книжки дома.

Рисование – это очень желанное для ребёнка действие и поэтому мы его оставляем на конец занятия: «Если успеем», «Если ты всё быстро сделаешь».

Много можно написать про цвет. Главное, чтобы всё было быстро, весело, много коротких разнообразных заданий. И чтобы в конце ждал …приз! Но это уже совсем другая история.

Таким образом, мы видим, что качественное усвоение любого материала (в данном случае усвоение цвета) напрямую зависит от грамотных действий специалиста и обеспечивает правильное формирование умений и навыков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА Презентация к методической разработке по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога. Авторы: Бубнова Ольга Игоревна, Кравченко Елена Геннадьевна 2021г.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по театрализованной деятельности с детьми младшего возраста «В гостях у Петрушки»

Пояснительная записка       Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и деклама...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО(РАСКРАШИВАНИЕ)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ТВОРЧЕСТВО(РАСКРАШИВАНИЕ)»...

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми  с родным русским языком  при помощи физминуток, пальчиковых игр...

Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)

Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)...

Пособие по изучению цвета с детьми раннего возраста

Пособие для изучения основных цветов на липучках для детей ясельного возраста. В составе -   поле формата А4 с основными цветами  и местом для выкладки карточек на липупучках, 3 набора ...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук

На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения  бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду ...