Консультация для педагогов.«Взаимосвязь развития речи и развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей»
консультация по коррекционной педагогике

Макарова Наталья Семёновна

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений  и действий обуславливает  уровень физического и психического развития ребенка. Развитие речи невозможно представить себе без развития  движения. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой  моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_razvitiya_rechi.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

                             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                               «Детский сад «Теремок»

                      629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

                                        тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru 

                                         Консультация                     «Взаимосвязь развития речи  и  развитие тонких  дифференцированных  движений  пальцев и кистей рук детей»

                                                                                          Приготовила:

                                                                                          Учитель - логопед

                                                                                          Макарова Наталья Семёновна

                                                 Ноябрь 2018

               Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений  и действий обуславливает  уровень физического

и психического развития ребенка. Развитие речи невозможно представить себе

без развития  движения. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей

и мелкой  моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Развитие  двигательных навыков имеет огромное значение в жизни человека.

Раннее детство — время формирования  многих полезных  умений и навыков,

которые используются в течение всей последующей жизни. Навык формируется

путем повторения  определенного движения  или серии движений в определенном  порядке, с целью оттачивания точности и  силы движений, а также их                     автоматизации. Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две

группы:

- движения и действия, совершаемые  всем телом: умение ходить и бегать,

спускаться и подниматься по ступенькам лестницы, лазать по перекладинам вертикальной лестницы, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.

- движения и  действия, совершаемые руками: умение  использовать  различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку  и плоскогубцы, умение шить и вязать, одеваться и раздеваться, завязывать  шнурки и застегивать  пуговицы, стирать,  готовить еду, гладить  и складывать одежду и др.

Обе группы навыков  невероятно важны в  жизни любого человека. Общие

двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость,

быстроту, выносливость, помогают лучше  реагировать  на изменения условий

окружающей жизни.  Действия, которые мы  выполняем руками, — самые                 разнообразные.  Недаром  есть мнение, что именно развитие руки сделало из             обезьяны человека.  Навыки  ручных  действий  весьма  полезны (умение резать, шить  и пр.), а часто  просто необходимы  в  жизни современного  человека (умение писать,  набирать текст на клавиатуре), более сложные  специфические навыки  часто  являются  необходимой  частью профессиональных  умений (многие рабочие  специальности  подразумевают  использование  специфических инструментов  и особых умений — например, изготовление  ключей, ремонт обуви, обработка дерева  и пр.).

                 Большинство из этих навыков (за исключением профессиональных) формируются  в детстве, а затем используются  каждым из нас на протяжении последующей  жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются   автоматически, мы воспринимаем  эти умения  как должное.

В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений

и навыков  у малышей. Больший упор  делается на знания — сейчас модно

уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А  умение пользоваться  ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой  и другие навыки, так необходимые  в быту и в жизни,                                 воспринимаются  как нечто простое, само собой разумеющееся.                                 Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни и, несмотря на то, что  в детстве они формируются  наиболее легко и быстро, часто требуют особого внимания и специальной работы.   В противном случае родители могут вдруг  обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать,                      рисовать, решать задачки, в то же время не  умеет перелезть  через забор, играть

в футбол, аккуратно сложить свою  одежду или приготовить себе бутерброд.

            Советуем обращать  больше внимания на развитие умений и навыков

(особенно ручных действий) уже в раннем  возрасте. Это не только укрепит

руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Развитие движений рук и мелкой моторики пальцев имеет большое значение для малыша, ведь развитие  моторики рук  оказывает серьезное влияние  на развитие речи ребенка. Подражание движениям рук, игры с пальцами   стимулируют, ускоряют процесс  речевого и умственного развития ребенка.

           Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и

исследования  физиологов, которые  доказали, что двигательные импульсы

пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю  кору  головного мозга ребенка. Поэтому  развитие  рук  помогает ребенку хорошо  говорить, подготавливает руку к  письму, развивает мышление.

               Игры, направленные на развитие  мелкой  моторики рук, стали особенно популярны  в  последнее время. Рынок предлагает разнообразный выбор книг,             пособий и игрушек по этой теме — это и разнообразные пальчиковые игры, театр

на пальчиках, специальные  игрушки    (например, бусы, шнуровки, куклы с                различными застежками на одежде) и др. Чем можно объяснить такую тенденцию?

          Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие  моторики рук, в особенности  у детей городских. Еще лет  30 назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось

больше  работать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать,

вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить

еду и др.  Сейчас многие  операции выполняют  за человека машины — кухонные комбайны, стиральные и посудомоечные машины, моющие пылесосы и др.

Кроме этого, ритм  современной жизни постепенно вытесняет приготовление

еды использованием готовых полуфабрикатов, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием… Все эти тенденции отражаются

самым непосредственным образом на  развитии детей, особенно на развитии

моторики рук. Некоторые логопеды  называют  неразвитые руки ребенка очень

образно: «пальчики как вареные макаронины». Имеется в виду, что даже просто

на ощупь чувствуется, насколько слабо развиты  мышцы  руки ребенка, его ручки и пальчики мягкие, безвольные, слабые, малыш испытывает большие затруднения в выполнении тонких движений руками  и пальцами  или не может их выполнить вообще. Именно поэтому  необходимо использовать в работе с малышом

игры  для  развития  кистей рук и пальцев.

Развитие движений рук  включает:

- развитие хватания: ребенок  учится  захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве                   (направление и расстояние), учитывает  в своих действиях форму, величину

предмета  (маленькие  предметы  ребенок  хватает одной рукой, большие —

двумя руками), ребенок учится  хватать предметы  по-разному — кулаком,

щепотью (тремя пальцами) или  указательным и большим пальцами;

- развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать  действия,

когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий  лежит в основе конструкции  многих                               дидактических  игрушек — это пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.;

- подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать

движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

- развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые  разнообразные движения, складывать  пальцы

в определенную позицию и удерживать ее, и эти важные умения по мере

тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА .   Развитие мелкой моторики

            В ходе  проведения  специальных  игр и упражнений  развивается ручная умелость, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев  дифференцируются.

Все эти движения развиваются и оттачиваются в  результате  описанных  ниже

игр и упражнений, которые  помогают  развить руки малыша, учат  пользоваться

их уникальными возможностями.

                                                      Массаж рук

НЕСЛОЖНЫМ, но весьма эффективным методом развития моторики рук                является массаж. Предлагаем последовательность простейшего вида пальчикового  массажа, который можно делать и  в домашних условиях (за основу взят массаж  рук по методике О. Приходько).

Упражнение «Гладим кошку» Взрослый поглаживает ручки малыша                     (обе поверхности  рук — внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к  центру» 6–8 раз, отдельно на каждой руке.

Упражнение «Согнем — разогнем!» Взрослый  одновременно сгибает и разгибает все пальцы  руки ребенка (за исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

Упражнение «Рисуем  на ладошке» (или «Мотаем клубочек», «Варим кашку») Взрослый делает спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение

по внутренней стороне большого пальца — 2–4 раза по каждой ладони.

Упражнение «Ходилки  по пальчикам» («мы вот так шагаем — топ-топ-топ»)

Взрослый  точечно нажимает большим и  указательным  пальцами  на середину

каждой фаланги  каждого  пальца ребенка по направлению от его кончика к                      основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы

кисти  массируются  по очереди 1–2 раза.

Упражнение «Зарядка для большого пальчика» Взрослый отводит и приводит

большой палец ребенка  в трех направлениях: вперед — назад, в бок — в сторону, по кругу.

Упражнение «Гладим кошку» (повторение) Взрослый ласково поглаживает

каждую ручку ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5–6 раз.

Также для массирования пальцев и ладошек можно использовать  следующие простые упражнения:                                                                                                                             Катись карандаш. Для этой игры понадобится карандаш с ребристыми краями. Предложите малышу покатать  карандаш между ладошками. Покажите, как прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед-назад. Если у малыша не получается и карандаш выпадает из рук, можно сначала научиться катать карандаш  по столу — одной рукой, потом другой.                                            Сенсорные шарики    Для этой игры подберите шарики и мячики с различными  поверхностями — гладкие, с узорами, с пупырышками, мягкие и более жесткие шарики и др. Дайте возможность малышу манипулировать с шариками — трогать, гладить, перекладывать, мять, развивая таким образом мышцы рук и получая новые   тактильные ощущения.                                                             Погружение  Приготовьте для игры большую пластиковую миску, наполненную на треть фасолью. Предложите малышу опустить руки в фасоль, зарыть их, затем пересыпать фасоль в руках, захватывать и сжимать фасолинки  в кулачках,катать их между прямыми ладошками. В следующий раз можно использовать в игре  горох или крупы — гречку, рис, пшено. Организуйте такую же игру во время игры  в песочнице.                                                                                                              Игры с предметами                                                                                                     МНОЖЕСТВО игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, которые есть в любом доме, и игрушки,  которые  есть в детской комнате каждого малыша. Также рекомендуем использовать  специальные игрушки, принцип действия которых  направлен прежде  всего на развитие мелкой моторики  рук. Кроме  этого,  полезно  использовать  различные  материалы, развивающие моторику рук, — пластичные материалы  (тесто, пластилин, глину), сыпучие материалы (крупы и бобовые, песок и др.), материалы с  различной  фактурой (шероховатые, с пупырышками и др.)  и т.д.

      Конечно, необходимо помнить, что малышу часто с  трудом даются  нелегкие

задачи  по развитию движений рук  и мелкой моторики  пальцев. Поэтому  в            работе необходимо соблюдать следующие условия:

   1) по продолжительности такое занятие не должно быть длинным, нельзя допускать переутомления ребенка;

2) необходимо подбирать  игры по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и  уровня  его умений (например, лучше сначала предложить сделать бусы из крупных бусин с широкими отверстиями, шнуровки поначалу так- же должны быть простые — всего несколько дырочек и т.п.);

3) чтобы создать мотив деятельности, чтобы малышу было интереснее  заниматься, чтобы он понял цель задания, занятие обязательно следует обыграть —придумать  интересный сюжет игры, использовать сюжетные  игрушки.

  Специальные игрушки, используемые на занятиях, не следует оставлять ребенку в пользование, иначе он быстро потеряет  к ним интерес. Такие игрушки

несут в  себе  прежде всего обучающую, а не развлекательную задачу.

   Такие игры  можно проводить  по-разному, используя различные сюжеты. Это зависит от предпочтений и фантазии взрослого и интересов ребенка.

Резиновая груша (развитие  силы рук)

В этой игре взрослый учит малыша нажимать на резиновую грушу, получая струю  воздуха. Направляя струю воздуха, получаемую при надавливании, можно сдуть  ватку или перышко со стола. Также можно использовать резиновую грушу во время  купания — в этом случае при надавливании мы получаем струйку воды.

Котёнок (развитие силы рук)

Для этой игры нужна маленькая резиновая игрушка котенок с пищалкой. Дайте малышу игрушку-пищалку и предложите поиграть — сжимать и разжимать. Во время  игры взрослый произносит слова:

— Ты, котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.      Игру можно повторять несколько раз, используя разные игрушки-пищалки.

Пластика (развитие силы рук)

         Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж  ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Такое упражнение может стать частью занятия лепкой. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине), надавливая  на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно).

Узоры на пластилине (развитие хватания двумя пальцами или щепотью, развитие силы рук)

     Полезно вдавливать  различные  мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это  могут быть бусины, детали мозаики, камешки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Вдавливать предметы в пластичный слой можно  в любом порядке. А можно использовать сюжет, в этом случае детали вдавливаются   в определенном порядке с целью создания изображения. Такое упражнение можно  проводить на занятии по лепке.

Мятая бумага  (развитие силы рук)

Предложите ребенку поэкспериментировать с бумагой — смять в комки ненужные листы бумаги (можно использовать старые газеты). Перед началом игры следует объяснить малышу, что мять можно только ненужную бумагу. Используя большие листы бумаги, можно получить большие комки — с ними можно организовать игру «в снежки». Используя небольшие кусочки бумаги, можно получить маленькие бумажные комочки, которые можно использовать в разных играх, а также на занятиях  аппликацией.

Рваная бумага (развитие  соотносящихся  движений рук)

      Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук плоский бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Используя полученные бумажные  кусочки, можно организовать игру в «Осенние листья» — разбрасывать бумажные   кусочки по комнате, а затем собирать в ведерко. Не забудьте вместе с малышом все  убрать по окончании игры.

Разбери и собери (развитие  соотносящихся  движений рук)

        Упражнение подразумевает наличие специальных  дидактических игрушек — разнообразных  деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек, в основе которых лежит принцип сбора игрушки путем  нанизывания фигурок  (кольца, шарики, кубики и т.п.) на стержни. Необходимо знать, что легче разобрать   такую игрушку, чем собрать. Поэтому в начале работы лучше предлагать ребенку   разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Кроме этого, можно варьировать уровень сложности задания, подбирая разные игрушки: сначала те, которые     состоят из одинаковых или похожих элементов (например, кольца пирамидки), затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип — сборка разных  деталей в определенном порядке.

Сортировка

Покажите ребенку перемешанные в одной коробке бусины — пусть малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале лучше предлагать крупные бусины. Таким же образом ребенок может сортировать фасолины разного цвета, фасоль и горох, камешки разного размера, ракушки и проч. Поначалу не следует предлагать большое количество мелких предметов. Это задание можно усложнять, увеличивая  объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип сортировки — можно  сортировать предметы уже не на две, а на три, четыре, пять различных групп.

Инструменты (развитие навыков действия с различными инструментами)

Обучение малыша использованию ложки и вилки, позже — ножа происходит

во время еды — ребенок учится держать ложку (вилку, нож), есть с их помощью.

Кроме этого, в играх с куклой можно использовать пластмассовые приборы  из кукольной посуды.  Чтобы научить ребенка использовать разнообразные инструменты, которые придумал человек, необходимо приобрести их игрушечные аналоги:

- пластмассовые лопатки, совки и грабли удобно использовать на детской площадке во время игры в песочнице;

- при помощи  игрушечной удочки или сачка можно организовать  ловлю рыбок

в тазике с водой;

- чтобы  научить малыша  продевать  иголку с ниткой в отверстие, надо приобрести  соответствующую игрушку (безопасная пластиковая игла длиной 6–8 см, с  большим отверстием, в которое вставляется толстая нитка или шнурок, а также пластмассовая решетчатая рамка, которая используется вместо ткани);

- можно организовать  игру в ремонт, используя наборы пластмассовых инструментов — молоток, отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы и др.;

- в наборах игрушечных аптечек присутствуют более  специфические  игрушечные  инструменты — градусник, стетоскоп, шпатель, шприц и др.

Пересыпалки (развитие навыков действия с различными инструментами)

При помощи ложки, совка, воронки  учим малыша пересыпать сыпучие вещества —крупы, горох, чечевицу, песок — из одной емкости в другую.                               Можно использовать  коробки, стаканы, сосуды с узким горлышком (в этом случае используется воронка).

Также можно предложить ребенку пересыпать крупу или песок руками, зарывать

«прятать» руки  в песок или крупу, разрыхлять  песок  пальцами как граблями. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения также положительно влияют на развитие рук.

Погремушка  из бутылки

Подберите  сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую  бутылку без этикетки) и мелкие предметы — это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки. Предложите малышу брать их по одному, захватывая двумя или тремя  пальцами, и опускать в горлышко бутылочки. Обратите внимание малыша на то, что  бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым — получилась самодельная погремушка.

Не забывайте, что игры  с мелкими предметами следует проводить  под              контролем взрослого!

Копилка

         В этой игре используйте симпатичную детскую копилку из безопасного материала (дерево или пластик). Затем покажите малышу монетки, вместе рассмотрите их   и потрогайте, предложите ребенку опустить монеты в узкое отверстие копилки.

Внимание! В игре с совсем маленьким ребенком лучше для  безопасности использовать картонные круги  подходящего размера, с ребенком постарше можно использовать настоящие металлические денежки.

Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под             контролем взрослого!

Конструкторы (развитие силы рук)

Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие мелкой           моторики рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов   конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). Соединение  деталей конструктора — сложная задача для малыша. Поэтому сначала предлагайте не собирать, а разбирать конструкции. Подберите для малыша конструкторы с крупными деталями, так как с мелкими деталями действовать сложнее. Позаботьтесь о том, чтобы в конструкторе малыша был простой вариант соединения деталей между собой, не требующий больших усилий и дополнительных инструментов.

Пазлы (развитие силы рук)

Подберите  для малыша  подходящие  пазлы, состоящие из небольшого количества крупных деталей (2–4 детали), выполненных из удобного материала — дерева, толстого картона. В играх с пазлами необходима плотная подгонка деталей с рельефными краями друг к другу с целью получения целостного изображения, это потребует от малыша усилий и поможет развить мелкую моторику. Надо подбирать сюжет  и качество картинки в соответствии с возрастом малыша — это должны быть простые, знакомые ребенку изображения, с четкими контурами, без большого количества деталей.

Умелые ручки (развитие разнообразных движений рук и пальцев)

      Полезно изготавливать вместе  с малышом поделки  из различных  материалов — пластичных  материалов (пластилин, глина), природных материалов (листья, шишки, желуди, каштаны, семена и др.), из бумаги  и т.д. В ходе изготовления поделок могут использоваться различные инструменты — ножницы, стеки и др. Помимо развития   движений рук, изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка.

Клубочек  (развитие движений кистей и пальцев рук)

Научите малыша сначала разматывать нитки, а затем сматывать их. Сначала предложите разматывать, а затем наматывать толстую нитку или шнур на катушку или толстую палку (в этой игре удобно использовать картонную трубку от пищевой пленки   или фольги). Затем можно организовать игру с разноцветными   клубочками ниток.

Колечки и браслеты

Предложите ребенку интересную игру — надевать на кисти рук и пальцы предметы  и снимать их. В таких играх можно использовать разные подходящие предметы —пластмассовые браслеты и браслеты из бусин на резинках для надевания  на запястья, детские пластмассовые колечки и даже пластиковые бигуди для надевания  на пальцы ребенка. Также можно использовать резинки для волос  различного диаметра из разных материалов — маленькие  резиночки можно надевать на пальчики,  а большие на запястья. Начинать игры лучше с обучения малыша снимать надетые   взрослым предметы. Затем малыш учится самостоятельно надевать браслеты на запястья  и  кольца на пальцы рук.

Мозаика (хватание мелких предметов двумя или тремя пальцами)

          На занятиях с малышом  используйте разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать  мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Обратите внимание, что принцип мозаики и основы для их изготовления могут значительно различаться (например, есть основы с дырочками, а есть с выпуклой рельефной поверхностью) — желательно, чтобы малыш  имел возможность поиграть с разными видами мозаик. Также можно подобрать наборы, отличающиеся по размеру деталей.  Предлагайте малышу вставлять детали мозаики  сначала в  любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики «дорожки» и «столбики». Более сложным заданием станет выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

Бусы

Предложите малышу интересное занятие — нанизывать крупные бусины с широкими отверстиями на шнурок. Учите малыша  брать  бусины двумя или тремя пальцами (в зависимости от размера  бусинки), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие  бусины. На другом конце  шнура можно сделать  бант или узел, чтобы  бусины не скатывались. Если  малышу очень трудно, можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием).

Волшебный шнурок

        Подберите для малыша игрушки-шнуровки. Подбирать игрушку-шнуровку надо  в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития — игрушка должна развивать, но не быть слишком сложной. Сначала лучше использовать плоскостные  шнуровки, выполненные из дерева, толстого картона или пены, а затем объемные  шнуровки.

Узелки и бантики

      Научите малыша развязывать узелки, бантики, косички (завязывать и заплетать их   он научится гораздо позже — в дошкольном возрасте). Для этого используйте толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток.

Расстегни и застегни

Подберите для малыша игрушку, в которой присутствуют разные виды застежек. Навыки расстегивания и застегивания липучек, пуговиц, кнопок, молний и крючков   очень полезны, учат ребенка обслуживать себя, так как большая часть перечисленных видов застежек присутствует в одежде и обуви.

Прищепки

        Используйте на занятиях с малышом разноцветные прищепки. Начните с простых   заданий — прикрепите  прищепки  на край игрушечного ведерка (обратите внимание: край ведерка должен быть не загнут, иначе невозможно будет прикрепить прищепки) и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки  одновременно двумя пальцами. Также   можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить   прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Также можно организовать    игру  в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную   одежду.

Пианино (развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук)

Приобретите для малыша игрушечное пианино. Покажите ребенку, как можно

нажимать на клавиши пианино сначала одним пальцем, затем двумя пальцами

и т.д.

Весёлый  шнурок. Для игры понадобятся шнурки или ленточки шириной 2–3 см. Намотайте на руку     ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик в несколько рядов. Во время игры приговаривайте стишок:

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки. После этого попросите малыша намотать шнурок  на вашу руку.

Волчок  (развитие тонких движений пальцев рук)

        Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки  крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Подобным  образом можно запускать    кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.

Коробочки и крышки

Подберите для этой игры разнообразные коробки, банки и  бутылки с крышками,

спичечные коробки и т.д. — принцип  закрывания крышек должен быть разным. Сначала предложите ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать, что сложнее. Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь емкостей интересные  предметы или сладкие сюрпризы.

Волшебный ключик

Для этой игры подберите механическую заводную игрушку — курочку, собачку, машинку, жучка или др. Научите  малыша  заводить ключиком игрушку — ребенок учится движениями большого и указательного пальцев поворачивать ключ по часовой   стрелке.

Театр на пальчиках

             Для игры необходимо приобрести тряпичные или деревянные фигурки, которые  надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок можно придумывать и разыгрывать небольшие сюжеты. В театре на пальчиках мы поочередно двигаем разными  пальцами — когда персонаж говорит, он двигается или кланяется. Такие игрушки  можно изготовить из бумаги или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно использовать старые перчатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-волосы, то получаются сказочные персонажи.

Волшебные палочки

Для этой игры нужны счетные палочки. Предложите ребенку выложить из них простые фигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку  и др. При этом можно использовать разные по сложности инструкции: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти. Также предложите малышу выкладывать  округлые фигуры из шнурка или цепочки.    Простая  аппликация из плоских деревянных (можно использовать детали из счетного набора) или картонных фигурок также способствует развитию мелкой моторики.

Спрячь в ладошку

Для  игры  подберите маленькие  шарики и другие игрушки  мелких (которые помещаются в одной ладони) и средних (которые помещаются  в двух ладонях) размеров. Покажите, как можно спрятать шарик, зажав его в ладони.

Затем предложите спрятать шарик малышу:

— Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика! Теперь ты спрячь шарик!

         В следующий раз предложите малышу спрятать предмет среднего размера, который не помещается в одной руке — сначала дайте ребенку возможность попытаться сделать это самому, а если не получится, покажите, как прятать предмет, зажав  его обеими ладонями:

  — Лиса идет — скорее спрячь зайчика! Не помещается зайчик в ладошке?   Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой — теперь не видно зайчика.

Что внутри?

Для игры понадобятся разнообразные картонные коробки и непрозрачные небьющиеся банки  небольшого размера с крышками. Дайте малышу коробки, банки и бутылочки, закрытые крышками, предварительно спрячьте в них ка-

кие-либо интересные предметы небольшого размера или конфеты. Предложите малышу открыть коробочки:

— Смотри, какая красивая коробочка. Интересно, что там внутри? (погремите

коробкой) Давай откроем и посмотрим!

Предоставьте малышу возможность открывать крышки  других коробок  и банок самостоятельно. Также в этой игре можно использовать прозрачные контейнеры для  продуктов — разной величины  и с разным принципом закрывания крышек.

Непослушные шарики

Приготовьте  для  игры небольшие  шарики, бусины, крупу (горох, пшено

и др.), круглые камешки. Дайте малышу шарик и предложите покатать

его ладонью по столу (шарик на столе, плоская ладонь накрывает шарик сверху),

при этом возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения.                Старайтесь, чтобы во время игры шарики не выкатывались из-под ладони:

— Вот тебе маленький шарик. Давай поиграем с шариком — покатаем его

по столу. Только шарик непослушный — хочет убежать. Не отпускай шарик!

После того как ребенок научится катать шарики ладонями, можно предложить ка-

тать каждым пальцем поочередно бусины, крупинки.

Забинтуй ранку!

Для игры нужен тонкий бинт или ленточка шириной 2–3 см, а также

игрушечный мишка или кукла:

— Наш мишка заболел, он поранил лапку. Бедный мишка!.. Давай полечим мишку — замотаем ранку бинтом.

Покажите, как можно обмотать лапу бинтом несколько раз в несколько слоев:

— Вот теперь лапка не болит!

Таким же образом можно поиграть с куклой. А можно попросить ребенка забинтовать «ранку» на пальце взрослого или другого ребенка (для эффектности нарисуйте  на пальце ранку, используя фломастер красного цвета).

Сдуй  игрушку

Для игры нужна небольшая надувная игрушка. Дайте малышу  надувную

игрушку  и предложите поиграть с ней. Затем предложите сдуть игрушку (выдавить из нее воздух) — откройте клапан и покажите, как надо сжимать игрушку в руках:

— Сейчас наша игрушка полненькая, с толстеньким животиком. Игрушка               долго-долго играла — устала и стала худенькая… Вот такая!____

 

Использованная литература:

Е. Янушко – Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей от 1 до 3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развит...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанником ДОУ»

«Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанником ДОУ»...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Консультация для педагогов "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя".

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспита...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчи...

консультация для педагогов "«Взаимосвязь экологии и математики в воспитании дошкольника»"

Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Занимаясь с детьми математикой, я использую пословицы, загадки, физкультминутки, развива...