Результативность дидактических игр на занятиях с детьми ЗПР.
статья по коррекционной педагогике

Деменок Мария Викторовна

Термин" познавательная, или дидактическая игра" правомерен по отношению к играм, которые целенаправленно включены в дидактический цикл обучения. Каждый этап дидактической цепочки - восприятие, понимание, закрепление, повторение - может быть обеспечен разнообразными игровыми приемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igra_dlya_zpr.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Результативность дидактических игр на занятиях с детьми ЗПР.

Под  дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия.
Термин" познавательная, или дидактическая игра" правомерен по отношению к играм, которые целенаправленно включены в дидактический цикл обучения. Каждый этап дидактической цепочки - восприятие, понимание, закрепление, повторение - может быть обеспечен разнообразными игровыми приемами.

В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения:

  • Наличие игровой ситуации.  
  • Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
  • Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.
  • Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Особенности детей с задержкой психического развития требуют личностно-гуманных условий для их развития,  обучения и воспитания. Эти условия составляют основу общей системы коррекционной - развивающей работы, в которой главная роль принадлежит педагогу- дефектологу, его профессионализму. В процессе взаимоотношения с педагогом, дети осваивают не только учебный материал, у них формируется также социальные нормы поведения, проявляющиеся качествах личности.  Для ребенка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры — важное условие. Учитель-дефектолог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность учителя-дефектолога, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата. Роль учителя-дефектолога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, учитель-дефектолог одновременно следит за выполнением правил. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

У детей с ЗПР слабая мыслительная деятельность, сложность в самостоятельном рассуждении, неразвита способность к обобщению изученного материала. Дети с трудом воспроизводят смысловые и причинно - следственные связи. Если педагог не делает специальных усилий, не использует педагогических технологий, направленных на усвоение знаний, умений и навыков, внимание детей нередко переключается. Только при четком и ясном изложении, в сопровождении наглядного пособия большинство детей понимают объяснения, что обнаруживается в умении пересказать услышанное, ответить на вопросы и с помощью педагога выполнить упражнение. Однако, в силу малой активности и недостаточной самостоятельности детей, усвоение знаний оказываются непрочными, так что к следующему занятию обнаруживается, что дети ничего не помнят.

При поступлении в ДОУ дети с ЗПР с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то детей с ЗПР надо научить этому. Большинство детей, имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

Например:  

Ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой рукой подхватить другой предмет и т. п.   Также детям с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку.  

Следовательно, нужна специальная работа. Дидактическую игру можно рассматривать как одно из эффективных средств обучения детей. Для того, чтобы дидактическая игра превратилась в подлинное сотворчество педагога и ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Ребенок должен испытывать потребность в данной игре, т.е. дидактическая игра , должна быть мотивированна ;
  • Занятие с использованием д/и. должны быть радостью для ребенка.
  • Каждый ребенок должен четко понимать условия игры и свободно включаться в игру;
  • Содержание д/и. строится на уже полученных знаниях, умениях и навыках.
  • Новый материал должен быть интересен.
  • Игровые действия детей должны привести к закреплению и повторению нового материала;

Таким образом, при отборе дидактических игр, прежде всего, учителем дефектологом должны учитываться коррекционные цели и особенности развития детей с ЗПР, что позволит достичь положительной динамики в обучении и воспитании.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для занятий с детьми дошкольного возраста

Разнообразные дидактические игры по разным разделам....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО_ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВНЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА https://interactive-plus.ru/article/472744/discussion_platform

Федькушова Надежда Вячеславовна,воспитатель,МБДОУ д/с № 123 «АБВГДейка»Г. Архангельск РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВНЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ...

Дидактическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста "Я и моя безопасность"

Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Оно включает в себя несколько важных разделов по обучению дошкольников безопасному поведению в...

Результативность дидактических игр на занятиях с детьми ЗПР.

Термин" познавательная, или дидактическая игра" правомерен по отношению к играм, которые целенаправленно включены в дидактический цикл обучения. Каждый этап дидактической цепочки - восприяти...