Презентация "Развитие мышления в рамках учебной деятельности у детей с нарушениями интеллекта"
презентация по коррекционной педагогике

Черенкова Татьяна Сергеевна

Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Дети с нарушениями интеллекта имеют специфические особенности мышления и требуют специальных методов его развития.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления в рамках учебной деятельности у детей с нарушениями интеллекта Автор: учитель-логопед Черенкова Татьяна Сергеевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш» Смоленск 2020 г.

Слайд 2

Содержание: Понятие мышления Виды мышления Операции мышления Понятие умственной отсталости. Классификация. Особенности мышления детей с умственной отсталостью Основные принципы обучения детей с умственной отсталостью Приемы, способствующие развитию мышления умственно отсталых детей Приёмы, используемые на уроках социально-бытовой ориентировки в рамках определённых тем.

Слайд 3

1. Понятие мышления Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Мышление - это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Слайд 4

2. Виды мышления Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); генетически наиболее ранняя форма мышления. Первые его проявления можно наблюдать в конце 1 - начале 2 года жизни. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); Проявляется у дошкольников в возрасте 4- 6 лет. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Проявляется у ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе.

Слайд 5

3. Операции мышления Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Абстракция - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; Обобщение (или генерализация) - соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.

Слайд 6

4. Понятие умственной отсталости. Классификация. Умственная отсталость - это стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрения), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, шизофрения и др.) Классификация умственной отсталости: лёгкая умственная отсталость; умеренная умственная отсталость; тяжёлая умственная отсталость; глубокая умственная отсталость.

Слайд 7

5. Особенности мышления детей с умственной отсталостью К основным недостаткам мышления детей с умственной отсталостью (младший школьный возраст) можно отнести: Тугоподвижность . Характеризуется снижением мыслительной активности; длительность решения мыслительных операций часто не приводит к продуктивному решению; Инертность . Не умеет полученные мыслительные навыки перенести в другие условия. Даже при незначительном изменении условий, дети воспринимают задачу, как новую; Конкретность . Сложно обобщать. Низкая способность оперировать абстрактными понятиями Некритичность. Результаты не соотносятся с требованиями задачи с целью проверки их правильности. Беспорядочность, бессистемность представлений и понятий . При нарушении умственного развития все виды мышления оказываются недоразвитыми. Наиболее сохранным остается наглядно-действенное.

Слайд 8

6. Основные принципы обучения детей с умственной отсталостью Использовать красочный, содержательный материал, способный активизировать и удерживать внимание детей на протяжении всего процесса познания. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, они меньше испытывают потребность в познании. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Использовать материал, доступный пониманию детей с умственной отсталостью. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Эмоционально поддерживать ребенка на протяжении всего занятия. Руководить не только процессом его восприятия, но и эмоциональным развитием.

Слайд 9

4. Уделять значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации, т. к. главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям с умственной отсталостью требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.), они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. 5. Сопровождать процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросами-подсказками, т. к. у детей с умственной отсталостью отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Слайд 10

Развитие мышления у детей с умственной отсталостью - трудная задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки младших школьников в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Коррекция развития учащихся с умственной отсталостью, особенно младшего школьного возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста: предметно – практическая деятельность умственно отсталых детей на всех уроках. 7. Приемы, способствующие развитию мышления умственно отсталых детей

Слайд 11

№ 1 «Четвертый лишний» - задание предполагает исключение одного предмета (либо названия), не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. Способствует развитию логического мышления. № 2 *Придумывание недостающих частей рассказа – наряду с развитием логического мышления имеет важное значение для развития речи. № 3 * Составление предложений с заданным словом (словами) – развивает способность устанавливать связи между предметами. № 4 *Загадки – способствуют развитию интуиции, скорости мышления, умственной активности, логического мышления. № 5 *Разучивание стихотворений – способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка. № 6 *Пересказ и рассказ – также способствуют развитию связной и выразительной речи, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Слайд 12

№ 7 *Скороговорки – эффективное средство развития экспрессивной речи, они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. № 8 *Игры в слова – обогащают лексический запас ребенка, актуализируют пассивный словарь. а) Составление слова из отдельных слогов. б) Подбор признаков к предмету (узнавание предмета по признаку). в) Образование множественного числа существительных. г)Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. д ) Предложно-падежное управление. е) Подбор антонимов. № 9 * Использование картин с проблемным сюжетом –способствует развитию творческого мышления, пополняет запас знаний и сведений, развивает речь, упражняет наблюдательность. № 10 *«Нелепицы» - необходимо послушать (прочитать) предложение и исправить допущенные ошибки. Упражнение активизирует внимание, развивает мышление, актуализирует пассивный словарь.

Слайд 13

№ 11 *Конструирование – процесс конструирования, выбор деталей и прочее осуществляется в рамках уроков труда. Деятельность детей приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретенный опыт. № 12 *Изобразительная деятельность - в ходе изобразительной деятельности на уроках рисования (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве) ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания.

Слайд 14

8. Приёмы, используемые на уроках социально-бытовой ориентировки в рамках определённых тем. Тема «Жилище». Дан набор вырезанных изображений предметов мебели и изображение пустой комнаты, данной в перспективе. Расставить соответствующую мебель в заданной комнате (гостиная, спальня и др.), объяснить свои действия. Учитель меняет положение некоторых предметов. Надо определить, что поменялось, давая описание местоположения каждого предмета. Учитель неправильно расставляет мебель (обратная перспектива). Надо найти ошибку и объяснить в чем она. Тема «Трудоустройство». Даны карточки с картинками, на которых изображены люди разных специальностей. Назвать инструменты и механизмы Описать действия людей Определить профессию

Слайд 15

Тема «Трудоустройство». Даны карточки с изображением инструментов, различной продукции, одежды и карточки с названием профессий. Надо определить профессию: По продуктам деятельности (фрукты, машина, пирожное идр .) По рабочему месту (класс, сцена и др.) По инструментам и предметам, при помощи которых выполняются действия (градусник, шприц, кастрюля, терка, кисть, палитра, пила, молоток, электролампа и др.) По рабочей и форменной одежде Отобрать карточки, соответствующие определенной профессии Тема «Одежда и обувь». Даны картинки с обувью. Подобрать обувь для конкретной ситуации. Объяснить свой выбор. Сравнить 2 вида обуви Тема «Одежда и обувь». Даны картинки с одеждой и изображения четырёх времен года. Подобрать одежду соответственно сезону Описать время года Описать одежду и обувь Объяснить свой выбор

Слайд 16

Тема «Одежда и обувь». Даны символы, обозначающие вид ухода за тканью, образцы ткани Дать определение символу. Что он обозначает. По набору символов определить возможные виды ткани По образцу определить вид ткани и температуру ее глажения По образцу ткани определить соответствующие данной ткани символы по уходу. Тема «Одежда и обувь». Даны этапы подготовки к стирке, этапы стирки. Убрать лишние этапы Добавить недостающие этапы Тема «Торговля». Даны карточки с изображением продуктов, карточки с названием продуктов и игровое поле с витринами и названиями отделов. Подобрать названия соответствующие картинкам Распределить их на соответствующих витринах Объяснить к каким видам продуктов относится то, что стоит на витрине «Продукты» и разделить их на группы. Дать названия витринам для этих групп (мясные продукты, молочные продукты, бакалея и т.д )

Слайд 17

Тема «Торговля». Даны 6 карточек со списком продуктов, карточки с изображением продуктов и их ценой и игрушечные деньги. Подобрать продукты по спискам Подсчитать сумму стоимости продуктов с одного списка Набрать эту сумму из имеющихся денег Распределить продукты по названиям продуктовых отделов магазина Тема «Питание». Даны карточки с изображением механических и электрических кухонных приспособлений, карточки с названиями блюд, карточки с названиями операций. Дать названия приспособлениям, объяснить их назначение Подобрать к названиям блюд карточки с соответствующими приспособлениями, необходимыми для их приготовления (например: борщ, жареный картофель, овощной салат, яичница, кекс, пюре, кетчуп, котлеты, крем, чай) Подобрать к названиям операций (запечь, нашинковать, измельчить, заварить, вскипятить, взвесить, взбить, перемешать, отфильтровать, протереть, отжать, нарезать, поджарить) необходимые приспособления Распределить все приспособления на 2 группы: электрические приспособления и механические приспособления, чем отличаются эти группы

Слайд 18

Литература: Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед . ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973 Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной , О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. -- М.: Владос , 2003 - 32 с. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М. , 1953.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с нарушением интеллекта

Задачи: Коррекционно-образовательные: Формировать у детей представление о том, как можно рисовать целую фигуру, используя приём «дополнения». Учить рисовать короткие отрывистые линии под наклоном.Корр...

«Игровая мотивация, как средство развития мышления у детей с нарушением интеллекта младшего дошкольного возраста»

Давно не секрет, что в современном обществе  сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии.  Общество стремительно  развива...

" Нелепые ситуации" в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта

Рассматривается вопрос развития образного мышления , наглядно - образного и словесно - логического на примере сравнительной характеристики нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с УО....

«Особенности мышления детей с нарушениями интеллекта»

Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта  важно диагностировать н...

Формирование предпосылок к развитию деятельности у детей с нарушением интеллекта

В статье доказывается, что при специальном обучении у ребёнка с нарушением появиться мотив, интерес к способам действий, возникнет необходимость, потребность к действиям с предметами, и, сначала в сов...

Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта.

Игра – один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников с умственной отсталостью, обучая их различным действиям с предметами, способам и средст...

Доклад для воспитателей "Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) с помощью дидактических игр".

В данном материале описаны основны аспекты формирования игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями посредством дидактических игр, сделанных своими руками....