Презентация "Дети с нарушением речи"
презентация по коррекционной педагогике

Холодова Татьяна Александровна

Нарушения речи – обобщающий термин, использующийся для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации
человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_rechi_holodovat.a.dozs-18-1.pptx371.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением речи

Слайд 2

Нарушения речи – обобщающий термин, использующийся для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. (Г.В.Чиркина) Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи. Расстройства речи есть нарушение вербальной коммуникации, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Слайд 3

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: они не соответствуют возрастной норме развития речи; не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; оказывают негативное влияние на общее психическое развитие ребёнка; носят устойчивый характер; самостоятельно не преодолеваются.

Слайд 4

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ различная внутриутробная патология, которая приводит к на­рушению развития плода. родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям; различные заболевания в первые годы жизни ребенка (особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго -энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства); травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга; наследственные факторы (нарушения речи могут являться лишь частичными проявлениями общего нарушения нерв­ной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной не­достаточностью); неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефи­циту в развитии речи.

Слайд 5

ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ Классификация нарушений речи

Слайд 6

Система логопедической помощи детям СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Специальные (коррекционные) школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида Логопедические пункты при общеобразовательных школах Специальные логопедические группы в детских садах общего типа Логопедические кабинеты при поликлиниках и психоневрологических кабинетах Специализированные ясли Специализированны дома ребёнка Детские психоневрологические санатории

Слайд 7

Задачи развития речи в вариативных программах ДОУ: когнитивные формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата. структурные осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического; функциональные формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

Слайд 8

• принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи . Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения; Принципы дошкольной педагогики при решении коррекционных задач: • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей ; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира; • формирование речи осуществляется в определенной последовательности — от конкретных значений к более абстрактным — путем решения речемыслительных задач. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах на начальных этапах коррекции; для развития частных механизмов речи: например, нормализация моторики артикуляционного аппарата; усвоение навыков слоговой структуры и др.;

Слайд 9

• принцип обеспечения активной речевой практики . Он заключается в употреблении и восприятии детьми различных форм речи в меняющихся условиях общения. Для каждой формы речевого нарушения используются наиболее адекватные частные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности. • принцип формирования элементарного осознания языковых явлений. В основе усвоения речи ребенком лежит неосознанное обобщение явлений языка. У детей с речевыми нарушениями этот процесс происходит своеобразно и дисгармонично вследствие первичного недоразвития языковой способности. Необходимо на ранних стадиях коррекции формировать не только произвольность речи, по и ее осознанность. В наибольшей степени этот принцип продуктивен при обучении и воспитании детей с общим недоразвитием речи (алалией, дизартрией, ринолалией ) и при подготовке к обучению и предупреждению нарушений письменной формы речи;

Слайд 10

Методы при обучении детей с системными речевыми нарушениями: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, ситуативно-тематическая организация языкового материала, концентричность в подаче и закреплении речевого материала, опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы, подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений. Традиционно используются словесные, наглядные и игровые методические приемы развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Слайд 11

Методы формирования различных компонентов речевой системы: методы лингвистические: структурный (изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы ); метод лингвистического описания (описание единиц языка и их функционирования в языковой системе); метод дескриптивный (эмпирическое описание строения детского текста); психолингвистические методы: ассоциативные методики; методики семантического шкалирования ; формирующий лингвистический эксперимент (формирование языковой способности. А. А. Леонтьев, 1969).

Слайд 12

Особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности.

Слайд 13

Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом. Разделы коррекционных программ по работе с детьми с нарушением речи: I. Моторное развитие. П. Восприятие. III. Внимание и память. IV. Формирование пространственных представлений. V. Критичность , контроль, программирование психической де­ятельности. VI. Развитие мышления.

Слайд 14

устранение дефекта (например, дефектов произношения, голоса); нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого расстройства (при выраженной дизартрии ); преодоление вторичных влияний на личность и интеллект ребенка. Логопедическое воздействие включает в себя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...