Логопедический проект по развитию межполушарного взаимодействия "Кинезиология"
проект по коррекционной педагогике

Казакова Любовь Ивановна

Кинезиология- это древняя наука, стремительно развивающаяся в настоящее время. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста-залог гармоничного развития правого м левого полушарий мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kineziologiya.docx128.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Виктория»

ПРОЕКТ

«Развитие  детей  дошкольного возраста с ОВЗ

методом кинезиологии»

Выполнила: учитель-логопед Казакова Л.И.

2018 год

«Развитие детей дошкольного возраста  методом кинезиологии»

Информационная характеристика проекта

Автор проекта:

Казакова Любовь Ивановна

Учитель-логопед

Вид проекта:

Инновационный, практико-ориентированный.

Тип проекта: краткосрочный

Срок реализации: апрель-май 2018

База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 67 «Виктория» г. Смоленска.

Участники проекта:

дети подготовительных и старших групп, воспитатели группы, родители дошкольников

Проблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Обеспечение проектной деятельности:

картотека кинезиологических упражнений;

памятки для родителей и воспитателей по проведению кинезиологических упражнений с детьми.

Ожидаемый результат проекта:

дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:

  • эффективно корректировать нежелательные формы поведения;
  • корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи;

-овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

- улучшатся речь, внимание и познавательные процессы.

«Развитие детей методом кинезиологии»

«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»

М.Монтень.

Обоснование:

Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.

В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной, логопедической работы работы.

Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем  значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой

  • в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Актуальность проекта.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

С этой целью разработан проект «Развитие детей методом кинезиологии». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений,   пространственное   зрительное   и    кинестетическое  восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  Причем, чем интенсивнее нагрузка,   тем значительнее эти изменения.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.

Цель проекта:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Синхронизация работы полушарий.
  4. Снятие эмоциональной напряжённости.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Развитие способностей.
  7. Развитие памяти, внимания.
  8. Развитие мышления.

Для педагогов:

  1. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
  2. Повышение профессиональной компетентности.

Для родителей:

  1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
  2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Условия реализации проекта:

  1. Упражнения        проводятся        ежедневно        в        рамках        непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
  2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
  5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Продукты проекта для детей:

1. Картотека кинезиологических упражнений.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
  2. Презентация проекта.

Продукты проекта для родителей:

          Памятки по проведению кинезиологических упражнений с детьми

Методическое обеспечение: Литература:

  • Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
  • Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

Практическая реализация проекта

Вид работы

Где реализуется

  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Использование

кинезиологических упражнений на занятиях

  • Свободная деятельность

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)

Массаж ушных раковин

«Колечко»

«Капитаны»

  • Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  • Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к

     указательному пальцу) порядке.       Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  • Мы-капитаны! Одной рукой показываем «козырек капитана, другой - показываем «класс!». Меняем положение рук.

«Кулак-ребро-ладонь»

  • Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом  —  левой,  затем  —  двумя  руками  вместе.  При

затруднениях в выполнении можно помогать   себе   командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Лезгинка»

  • Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте

в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Пятачок»

«Винни-пух»

  • Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  • Одной рукой гладим себя по голве, а другой по животику и меняем ручки»

«Яблочко и червячок»

«Паутинка»

«Я - ученик»

«Оладушки»

  • Выставляем кулачки вперед, в одном кулачке спрятался червячок (большой пальчик), а в другом червячок выполз

вверх, меняем положение пальчиков.    

                                                       

  • Плетем паутинку, соединяя большой пальчик одной руки с мизинцем другой.

  • Поднимаем руку, как будто сидим за партой. Та рука, которая вверху - в кулачке, рука примыкающая – с вытянутой ладошкой. Меняем положение рук.    

  • На столе «печем» оладушки. Одна ладошка тыльной стороной смотрит вверх, другая внутренней лежит на столе.

«Змейка»

  • Сложить  руки ладонями друг к другу, сцепив

пальцы в замок.  Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.

Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в        упражнении должны участвовать все пальцы обеих  рук.

«Горизонтальная восьмерка»

  • Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. Можно рисовать восьмерки руками в воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект по развитию ритмической и динамической стороны речи «Игры с Пеппи»

В материале описан практико-ориентированный долгосрочный проект по формированию темпо-ритмических характеристик речи детей с ОНР, ФФН, а также для работы с детьми по развитию выразительности речи и пр...

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Логопедический проект по развитию речевого дыхания "Волшебный ветерок"

Тип проекта: практический, игровой.Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у  детей с речевыми нарушениями.Образовательная обл...

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по развитию межполушарного взаимодействия у детей

Презентация проекта по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Рекомендовано педагогами ДОУ,логопедам и психологам...

Групповой Проект : Тема " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Актуальность: Межполушарное взаимодействие- это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегрированную целостно работающую систему, формирующейся под влиянием как генетических...