Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

 В логопедической работе с  детьми с ОВЗ по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплексной системой, направленной в первую очередь на сохранение здоровья малыша, на коррекцию речевого нарушения и на личностное развитие. Преодоление этих нарушений с такими детьми  возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»

 (выступление на МО заместителей заведующих по УВР дошкольных учреждений города)

 

Павлова Л.А., учитель-логопед

   Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее развитие.

Свой МК хочется начать с притчи:

« Шёл человек по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Казалось, на песке - миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.

-Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Мальчик посмотрел на человека,  промолчал в ответ, не прекращал своего занятия.

 - Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими, не ужели ты все будешь бросать в море , ведь твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасённой души.

И тогда мальчик воскликнул, посмотрите, мы спасли все звездочки, сделали их счастливыми!!!»

Детский сад – это одна большая семья, и в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и есть плохо говорящие дети. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными;  затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом.  Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с тяжелыми речевыми дефектами, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше.  Поэтому, нам, педагогам, в чьих руках находиться детство, очень важно сделать нашу большую семью счастливой.

Очень важно отметить, что в логопедической работе с такими детьми по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплексной системой, направленной в первую очередь на сохранение здоровья малыша, на коррекцию речевого нарушения и на личностное развитие. Преодоление этих нарушений с такими детьми  возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы.

В своей работе  я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:

-артикуляционная гимнастика,

-пальчиковая гимнастика,

-су-джок терапия,

-дыхательная гимнастика,

-биоэнергопластика.

Остановимся лишь на нескольких приёмах здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работе, и которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. 

Регулярное выполнение  артикуляционной гимнастики помогает:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость),

-улучшить подвижность артикуляционных органов,

-укрепить мышечную систему языка, губ и щёк,

-уменьшить напряженность артикуляционных органов.

Су – Джок терапия.

Су-джок терапия –это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су-кисть, джок-стопа. Су-Джок –терапия оказывается воздействие на  биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Одной  из форм оздоровительной работы является пальчиковая гимнастика. 

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. 

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Упражнение 1

Лежа или сидя, спокойно вдохнуть носом, «надувая» живот, задержать дыхание на 1–2 секунды; считая до пяти, плавно выдохнуть через нос.

2-3

Упражнение 2

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот – прохладная воздушная струя («тушить огонь»). Выдох усиливать в конце упражнения.

Упражнение 3

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот – теплый выдох
(«согревая руки»).

2-3

Упражнение 4

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот со звуком «шшш». Следующий раз со звуком «ссс». Выдох усиливать в конце упражнения.

2-3

Упражнение 5

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот со звуком «ууу». Следующий раз со звуком «ооо» и «ааа».
Следить за грудным звучанием.

2-3

Упражнение 6

Закрыть левую ноздрю, через правую сделать глубокий шумный вдох-выдох. То же самое сделать через левую ноздрю.

2-3

Упражнение 7

При вдохе вторым и третьим пальцами обеих рук делать ввинчивающие движения по крыльям носа к переносице. Задержать дыхание на 2–3 секунды. Затем на выдохе интенсивно постукивать по крыльям носа

Следующую технологию, которую Вы так же можете применить в своей работе, это Биоэнергопластика

Биоэнергопластика являетя новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата , что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение. При этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые коллеги , предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергоплатики .Сначала  я вам покажу, а затем выполним вместе.

   «Дятел»

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Раздается чей то звук

(на первую строчку –постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую-наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, отчетливо произнося звук Д-Д-Д-д-Д-д)

Это дятел на сосне

(соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять , пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося д-д-д-д-д-д-д)

Долбит клювом по коре

Логопед: А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились??На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата  с движением рук

.

   Для детей с тяжелыми речевыми дефектами, так же не обходима , гимнастике  для глаз. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Упражнения проводятся спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Большие возможности в здоровьесбережение детей предоставляет дыхательная гимнастика .АлександраНиколаевна Стрельникова утверждала, что люди плохо дышат , говорят, кричат и поют, потому что часто болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому -и болезнь сама отступит». Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приемам дыхательной гимнастики.

Упр.«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

 Всех нас разбудил он вдруг,

(встать прямо ноги слегка расставить, руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам, выдыхая произнося ку-ка-ре-ку) 

А сейчас мы хотим познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

В своей работе мы применяем упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

 «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.  

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. И в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок

А теперь выполним ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Голос — один из инструментов взаимодействия между людьми. Если он от природы слабый и неуверенный, велика вероятность того, что сказанные вами слова не произведут нужного эффекта. Но профессор Феликс Алексеевич Кузьмин считает, что силу голоса можно и нужно тренировать. 

Вы сможете развить его силу при помощи специальных упражнений также, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Голос станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким. 

 

Упражнение 1 

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: 

— Иииииииииии. 

— Ээээээээээээ. 

— Ааааааааааа. 

— Ооооооооооо. 

— Уууууууууууу. 

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. 

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у». 

 

Упражнение 2 

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию. 

 

Упражнение 3 

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: 

роль 

забор 

руль 

сыр 

ринг 

товар 

рубль 

рыло 

ритм 

сирень 

риск 

мороз 

повар 

рысь 

 

Упражнение 4 

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки.

Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. 

 

Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием. 

Оздоровительные и фонопедические упражнения 

 Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающегося по энергетическим затратам от речевого.

 Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.  

 В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационнофонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.  

«Динозаврик»

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»

«Резиновая игрушка»

Купили в магазине  Резиновую Зину Она сказала : Ш-ш-ш-ш!

Потом сказала: C-c-c-c!

Затем сказала : Х-х-х-х!

Потом устало: Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: К-к-к-к!

И так обычно: Т-т-т-т!

Потом легонько: П-п-п-п!

И очень твердо: Б-б-б-б!

Жужжала тихо: Ж-ж-ж-ж!

И вовсе сдулась: З-з-з-з! (Согласные произносятся на выдохе и очень тихо)

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов в работе с детьми. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья детей, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер – класса предлагаем  вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

Остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Традиции и инновации: здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Ознакомление родителей воспитанников с нетрадиционными технологиями валеологического просвещения, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского с...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»

Консультация для педагогов об использовании разнообразных здоровьесберегающих технологий как на занятиях, так и в повседневной жизни детей....

Тема по самообразованию "Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя - логопеда"

Одной из главных задач учителя-логопеда в работе с детьми, имеющие нарушения речи скорректировать дыхание ребенка.Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также по...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя — логопеда дошкольного учреждения

laquo;Здоровьесберегающие технологии в практике учителя — логопеда дошкольного учреждения» Здоровье – это состояние физического, психического исоциального благополучия чел...