Коррекционно-развивающие занятия "Играем вместе, вместе растем".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Боровкова Елена Павловна

Групповая коррекционно-развивающая программа

по формированию и развитию дружелюбных отношений в социуме в средней группе

«Играем вместе, вместе растем».

 

 

1.Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте у детей закладывается обобщенное отношение к окружающим людям. Для полноценного развития личности ребенка, очень важно сформировать положительное и доброжелательное отношение к окружающим его людям. Это достигается посредством воспитания у детей дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым.

Процесс коммуникации между детьми учит их не только жить в коллективе, но овладевать нормами морали и поведения, которые в дальнейшем оказывают влияние на регулирование его взаимоотношений с окружающими. Большое значение при этом имеет такое качество как дружелюбие.

Дружелюбие – это базовое доверие к окружающему миру и людям, помогает воспринимать их как надежных и заботливых.

1.2 Цель программы: развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности, дружеских отношений.  

1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:

формирование доброжелательных межличностных отношений у старших дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 

«Детство»

городского округа Котельники Московской области

140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9

тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14  тел./факс (495) 559-81-54

ds-detstvo@yandex.ru                                                                 http://detstvo-kotel.edumsko.ru/ 

Групповая коррекционно-развивающая программа

по формированию и развитию дружелюбных отношений в социуме у старших дошкольников

«Играем вместе, вместе растем».

1.Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте у детей закладывается обобщенное отношение к окружающим людям. Для полноценного развития личности ребенка, очень важно сформировать положительное и доброжелательное отношение к окружающим его людям. Это достигается посредством воспитания у детей дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым.

Процесс коммуникации между детьми учит их не только жить в коллективе, но овладевать нормами морали и поведения, которые в дальнейшем оказывают влияние на регулирование его взаимоотношений с окружающими. Большое значение при этом имеет такое качество как дружелюбие.

Дружелюбие – это базовое доверие к окружающему миру и людям, помогает воспринимать их как надежных и заботливых.

1.2 Цель программы: развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности, дружеских отношений.  

1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:

формирование доброжелательных межличностных отношений у старших дошкольников.

2. Содержательный раздел:

2.1 Содержание программы по разделам:

1. «Мы понимаем друг друга без слов», 25 мин.

2. «Внимание друг к другу», 25 мин.

3. «Согласованность действий», 25 мин.

4. «Общие переживания», 25 мин.

5. «Взаимопомощь», 25 мин.

6. «Добрые слова и пожелания», 25 мин.

2.2. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

1.

«Мы понимаем друг друга без слов»

1

- развитие коммуникативных навыков; чувства эмпатии; толерантности; дружеских отношений;

- формирование бережного и позитивного отношения друг к другу;

- повышение самооценки.

  • Приветствие;

Игра «Жизнь в лесу»;

Упражнение «Добрые эльфы»;

Упражнение «Волны»;

Упражнение «Театр теней»;

Игра «Ожившие игрушки»;

Прощание.

2.

«Внимание друг к другу»

1

- развитие коммуникативных навыков; чувства эмпатии; толерантности; дружеских отношений;

- формирование бережного и позитивного отношения друг к другу;

- повышение самооценки.  

  • Приветствие;
  • Упражнение «Общий круг»;
  • Упражнение «Переходы»;
  • Упражнение «Зеркало»;
  • Игра «Испорченный телефон»;
  • Игра «Передай настроение»;
  • Игра «Кто сказал?»;
  • Игра «Радио»;
  • Игра «Упрямое зеркало»;

Прощание.

3.

«Согласованность действий»

1

- развитие коммуникативных навыков; чувства эмпатии; толерантности; дружеских отношений;

- формирование бережного и позитивного отношения друг к другу;

- повышение самооценки.  

Приветствие;

Игра «Сороконожка»;

Упражнение «Лепим скульптуры»;

Игра «Слепой и поводырь»;

Упражнение «На тропинке»;

Упражнение «Лабиринт»;

Игра «Путанка»;

Прощание.

4.

«Общие переживания»

1

- развитие коммуникативных навыков; чувства эмпатии; толерантности; дружеских отношений;

- формирование бережного и позитивного отношения друг к другу;

- повышение самооценки.  

Приветствие;

Упражнение «Злой дракон»;

Упражнение «Шпионы»;

Упражнение «Две страны»;

Упражнение «Нет! Да!»;

Упражнение «Актеры»;

Прощание.  

5.

«Взаимопомощь»

1

- развитие коммуникативных навыков; чувства эмпатии; толерантности; дружеских отношений;

- формирование бережного и позитивного отношения друг к другу;

- повышение самооценки.  

Приветствие;

Упражнение «Старенькая бабушка»;

Упражнение «Живые куклы»;

Упражнение «Гномики»;

Упражнение «Заблудившийся ребенок»;

Упражнение «Незаметный ребенок»;

Прощание.

6.

«Добрые слова и пожелания»

1

- развитие коммуникативных навыков; чувства эмпатии; толерантности; дружеских отношений;

- формирование бережного и позитивного отношения друг к другу;

- повышение самооценки.  

Приветствие;

Упражнение «Пожелания магов»;

 Упражнение «Добрые волшебники»;

Упражнение «Комплименты»;

Упражнение «Волшебные очки»;

Упражнение «День прощания»;

Упражнение «Открытки в подарок»;

Прощание.

2.3 Практическая часть

 1. «Мы понимаем друг друга без слов».

Приветствие. 

Дети стоят в кругу, передавая и говоря приятные слова друг другу.

Игра «Жизнь в лесу».

- «Давайте поиграем в животных, живущих в лесу. Мы не знаем человеческого языка. Но нам как-то надо общаться, поэтому мы придумаем свой язык. Когда мы здороваемся, мы машем друг другу; когда нам холодно, то прижимаемся друг к другу; когда хотим выразить другому свои дружеские чувства – обнимаем. Готовы? Тогда начали.

Сейчас утро, вы только проснулись, выглянуло солнышко;

- подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу;

- животные ходят друг к другу в гости;

- животные чистят свои шкурки» и т.д.

Упражнение «Добрые эльфы».

- «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступила ночь, они прилетели к людям, нежно гладили их, успокаивали и убаюкивали, присылали им добрые сны и люди засыпали. Они не знали, что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали?  А ведь они прилетают к каждому из вас и охраняют ваш сон. Давайте с вами поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня будут «людьми», а те, кто по левую – эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали! Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их».

Дети-люди лежат на полу и «спят», а дети-эльфы подходят к каждому из них и нежно гладят, напевают песенки. Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Волны».

- «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Психолог предлагает все желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Упражнение «Тень».

Дети делятся на пары – человек и его тень. Ребенок, который изображает человека, ходит и делает вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а «тень» в точности повторяет его движения.

Игра «Ожившие игрушки».

- «Представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и представьте, что она ожила и играет. Пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой. Только делать все это нужно молча. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас».

Прощание.

2. «Внимание друг к другу».

Приветствие (см. Занятие 1).

Упражнение « Общий круг».

Дети садятся в круг, так чтобы видеть каждого и по очереди глазами здороваются друг с другом по очереди.

-  «Давайте сейчас сядем на пол, так чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас».

Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он «поздоровался» со всеми детьми, то дотрагивается до плеча рядом сидящего ребенка, предлагая ему поздороваться следующему.

Упражнение «Переходы».

Предложить детям сесть так, чтобы был видеть переход от цветы к цвету, например, от темных волос к светлым волосам. Обсуждение кто за кем сидит, происходит вместе.

Упражнение « Зеркало».

Дети делятся на пары – человек и зеркало. «Зеркало» копирует все движения, которые выполняет «человек».

Игра «Испорченный телефон».

Задача – передать сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участник произносят первоначальный вариант сообщения и последний.

Игра «Передай настроение».

Правила игры – передать настроение по цепочке (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.) с помощью мимики и жестов, не разговаривая. В конце игры можно обсудить, какое именно настроение было загадано.

Игра «Кто сказал?»

 Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали.

Игра «Радио».

Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся мальчик (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, какие-то характерные детали одежды). Пусть он подойдет к столу информации». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка.

Упражнение «Упрямое зеркало».

Дети делятся на пары – человек и зеркало.  

 - «Представьте себе, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот – вы поднимаете руку, а оно не поднимает; вы поворачиваете голову налево, а оно – направо; вы закрываете один глаз, а оно – другой».

Прощание.

3. «Согласованность действий».

Приветствие (см. Занятие 1).

Игра «Сороконожка».

Дети, встав на колени, кладут руки на плечи друг другу и пытаются пройти вперед.

Упражнение «Лепим скульптуру».

Дети делятся на пары, один – скульптор, другой – глина. Задача скульптора слепить из глины предварительно показанный образец (по фотографии). Затем дети сверяют свое «произведение» с образцом. Дети меняются ролями.

Игра «Слепой и поводырь».

Дети делятся на пары. Одному из детей завязывают глаза, он – «слепой», его партнер – «поводырь».  Поводырь должен провести «слепого» ребенка через различные препятствия, которые заранее созданы из стульев, столов, коробок и т.д. Цель поводыря – провести своего товарища так, чтобы тот не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями.

Упражнение «На тропинке».

На полу чертится узкая полоска. «Это – узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача – пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер и они не долетают до товарища».

Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один уступит дорогу другому.

Упражнение «Лабиринт».

Из стульев сооружается лабиринт.

- «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это – не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись, друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнуться, и вы не сможете больше выбраться наружу». Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом и начинают медленно проходить лабиринт, при этом первый ребенок идет спиной. После того как первая пара прошла «лабиринт», начинает движение вторая пара.

Упражнение «Путанка».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, взрослый их «запутывает». Дети должны распутаться, не разжимая рук.

Прощание.

4. «Общие переживания».

Приветствие (см. Занятие 1).

Упражнение «Злой дракон».

Дети имитирует жителей города, которые живут в домах. Психолог ходит между «домами», изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходят к следующему.

Упражнение «Шпионы».

Дети делятся на группы, получают задание и превращаются в шпионов. Задача шпионов добраться до своей «телеграммы». Периодически ведущий дает сигнал тревоги, и дети прекращают движение, замирая. Когда все группы выполнили задание ведущий подходит благодарит каждую за успешное выполнение.

Упражнение «Две страны».

Дети делятся на две команды. Те, кто справа – веселые, а те, кто слева – грустные. Задача – веселым «заразить» своим смехом и радостью грустных детей. Дети встают друг напротив друга,  те кто «заразился» радостью переходит в команду веселых.

Упражнение «Нет! Да!».

Дети бегают и кричат «Нет! Нет!». Встречаясь взглядами, друг с другом кричат еще громче «Нет!». По сигналу ведущего дети останавливаются, а затем продолжают бегать и на этот раз кричать «Да!», по прежнему заглядывая друг другу в глаза.

Упражнение «Актеры».

Психолог говорит фразы, а дети их изображают с помощью мимики и жестов.

- нахмурьтесь, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница.

- улыбнитесь как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок.

- позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого обидели.

- испугайтесь, как ребенок, который потерялся; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.

 - устаньте как папа после работы;  муравей, притащивший большую муху.

- отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, помогший маме убрать весь дом.

Прощание.

5. «Взаимопомощь».

Приветствие (см. Занятие 1).

Упражнение «Старенькая бабушка».

Дети делятся на несколько пар - «бабушка» и «поводырь». Остальные дети становятся «машинами». Задание – перевести пожилого человека через улицу с интенсивным движением. «Поводырю» нужно уберечь «бабушку» от машин, которые едут по дороге туда-сюда.    

Упражнение «Живые куклы».

Дети делятся на пары – кукла и ребенок. Ребенок выполняет все капризы куклы, умывает ее, кормит, гуляет, укладывает спать. Но нельзя заставлять делать куклу то, чего она не хочет. Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Гномики».

Для игры нужны одинаковые предметы по числу участников. Один предмет должен быть испорчен. Смысл игры заключается в том, что кто-то из детей должен поделиться своим предметом с тем, у кого он испорчен.

Игра «Заблудившийся ребенок».

Сюжетно-ролевая игра. Выбирается ребенок – он заблудился в лесу, все остальные – это звери, которые не знают человеческого языка, но пытаются успокоить ребенка, помогают ему переночевать ночь в лесу и найти дорогу домой.

Упражнение «Незаметный помощник».

Дети делятся на пары – ребенок и помощник. Ребенок может выполнять определенные задания или просто ходить. Помощник незаметно помогает ребенку в выполнении заданий, поправляет аккуратно воротник, футболку, резинку на косичке. Главное условие – помощник старается выполнять свои действия не заметно.

Прощание.

6. «Добрые слова и пожелания».

Приветствие (см. Занятие 1).

Упражнение «Пожелания магов».

Дети делятся на пары – ребенок и маг.

- «Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов? Вы можете пожелать все что угодно, ведь вы – очень могущественные.  Дети меняются ролями.

Упражнение «Добрые волшебники».

Дети делятся на пары и встают друг напротив друга – заколдованные дети и добрые волшебники.

- «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошими словами. «Заколдованные» дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми словами». Добрые волшебники «расколдовывают» детей, говоря им ласковые и добрые слова.

Упражнение «Комплименты».

Сидя в кругу, дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Упражнение «Волшебные очки».

- «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет ото всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».

Упражнение «Конкурс хвастунов».

Дети сидят в кругу.

- «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом рядом. Посмотрите внимательно на того,  кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться».

Упражнение «День прощения».

- «Как часто мы обижаем, друг друга и даже не замечаем этого. А если и замечаем, то не всегда извиняемся. А ведь это так важно! Давайте сегодня, попросим, друг у друга прощения, даже если не за что, на всякий случай. Согласны? Тогда сделайте два круга – внешний и внутренний. Встаньте друг к другу лицом, попросите прощения, пожмите друг другу руки. После этого повернитесь к следующему.

Упражнение «Открытки в подарок».

Дети разбиваются на пары и рисуют друг другу открытки с пожеланиями.

Прощание.

3. Организационный раздел

3.1 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

Программа составлена основе рабочей программы «Мир детских эмоций Н.Л. Кряжевой.

Длительность занятий: 6 недель, 6 занятий, проводятся в форме тренинга.  

Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.

Продолжительность 25 минут.

3.2 Условия коррекционно-развивающих занятий

Методические пособия:

  1. Крядева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославл: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М:. Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.  
  3. Домилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т,А, Домилина, В.Я. Зендгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М:. Айрис – пресс, 2008. – 160 с.  
  4. Сечкина О.К., Чичигина Е.Ю., Умярова Е.Ю. Вместе играем и растем: развивающая психолого-педагогическая программа для детей раннего возраста и их родителей. Самара – 186 с.

Педагог-психолог ________________________Боровкова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия Тема: «Вместе весело играть»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами), I этап обучения .Тема: «Вместе мы сможем».

Тема: «Вместе мы сможем».ЦЕЛЬ: формировать интерес к занятиям физической культурой с учётом возможностей детей с ОВЗ (дети со сложными дефектами).ЗАДАЧИ: Воспитательные:- воспитывать у дет...

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Коррекционно - развивающий проект по сопровождению неполных материнских семей "Ты да я - вместе мы семья!"

Представлен коррекционно - развивающий проект по сопровождению неполных материнских семей "Ты да я - вместе мы семья!"...

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: "Вместе веселее"

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: "Вместе веселее"...