СТАТЬЯ.«Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности»

Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что дошкольное образование реализуется посредством применения различных видов детской деятельности (игровой, познавательной и исследовательской), использование педагогом интерактивных форм работы, которые позволяют охватить всех участников образовательного процесса и реализовать их творческий потенциал, знания и навыки на практике.

Квест - перевод с английского Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений»

Квест (квестор): от лат. «quaero» – ищу, разыскиваю, веду следствие.

Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету , предполагающее выполнение проблемного задания с элементами игры.

Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.

Квест - это игра с сюжетом, в которой путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи в ходе продвижения по сюжету. Суть ее в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче...

Квест – это командная игра. Команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Квест – это увлекательная игра идеально подходит для всех возрастных категорий. Такая игра наполняется самым различным содержанием и решает множество задач – от творческих до интеллектуальных. Все задачи решаются в игровой форме, в активной деятельности, с интеграцией образовательных областей

В ДОУ использование квестов предполагает решение  следующих задач:

- образовательных (вовлечение участников игры в активную, творческую деятельность, знакомство с новой информацией, закрепление имеющихся знаний, отработка на практике умений).

- развивающих (активизация интереса, развитие творческих способностей, фантазии, поисковой активности, стремления к самосовершенствованию, повышение образовательной мотивации, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

- воспитательную (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, ответственность за полученный результат, толерантность).

Преимущества квест – игр:

  •  Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
  •  Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
  •  Формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
  •  Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
  •  В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми, развиваются все компоненты устной речи детей.
  • Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества, наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи.

При использовании в образовательной деятельности квест - технологии ребенок :

  •  добывает знания, выстраивает работу по алгоритму;
  • приобретает умение   пользоваться картой-схемой, свободно ориентироваться в помещении ДОУ, самостоятельно находить предметы, изображённые символами на карте, за пределами группы;
  • реализует свои возможности в различных видах деятельности,
  • учится работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  •  приобретает умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

Основные  педагогические принципы квест - игр

  • Соответствие возрасту.
  • Доступность (задания не должны быть слишком сложными).
  • Безопасность (игра должна быть безопасной для жизни, психического и физического здоровья ребенка).
  • Целостность (этапы прохождения игры должны иметь логическую связь).
  • Эмоциональная насыщенность (задания должны увлекать, вызывать интерес и желание действовать).
  • Ограниченность во времени (на выполнение заданий дается определенно время).
  • Разнообразность (выполнение заданий предполагает использование различных видов деятельности)
  • Наличие ощутимого конечного результата и рефлексии.
  • Использование РППС и условий ДОУ

Классификация  квест – игр:

По месту проведения.  Квесты могут быть проведены как в помещениях детского сада (группа, музыкальный и спортивный залы, кабинеты специалистов, так и на открытом воздухе (территория детского сада, парк, город)

По количеству участников (групповые, подгрупповые)

По привлечению участников (с родителями и с социумом: библиотека, музей, дом детского творчества)

По способу организации:

- Линейные. Задания взаимосвязаны как звенья одной цепочки. Выполнив одно задание, игроки получают следующее. Игра развивается таким образом до тех пор, пока не будет пройден весь маршрут.

- Штурмовые. Участники получают задание и перечень мест с подсказками, самостоятельно выбирая пути продвижения к цели и способы решения поставленных задач.

- Кольцевые. Линейный квест заключенный в круг, то есть игра начинается и заканчивается в одной и той же точке. Это могут  быть команды, которые отправляются в путь из разных точек, каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

По форме организации образовательной деятельности (занятия, вечер развлечений, прогулка, праздник).

Процессе создания квест-игры требует от педагога высокого профессионализма и творческого потенциала. Во время подготовки образовательного квеста следует учитывать, что необходимо задействовать всех участников игры, давая им возможность проявить свои индивидуальные качества.

Структура квест-игры

1.Введение – ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста

2.Задание, вопрос, постановка проблемы или задачи для решения (получаем письмо, находим карту или незнакомый предмет, приходит сказочный герой, прилетает воздушный шар, волшебный клубок или экран.

3.Процесс. Порядок выполнения заданий.  Отправляемся в путешествие к кому-то, спешим на помощь, помогаем героям сказок. Выполняем разные задания в соответствии с темой образовательной деятельности, Дается инструкцию, помогающая участникам выполнить задание. За каждый правильный ответ получаем подсказку, в конце путешествия подарок, приз, сокровища.

4.Оценивание. Способы подведения итогов, награждения.

5. Заключение содержит в обобщенном виде итог прохождения квеста: знания, которые получили участники, идеи о продолжении темы, обратная связь (рефлексия). Какие задания для детей были трудными или наоборот простыми.

6.Формы отчета по реализации квестов могут быть различными: серия фотографий, рисунки, видеоролик, виртуальная экскурсия, фотоальбом, запись в библиотеку и т.д.

Формы

  • Соревнования
  • Проекты
  • Исследования
  • Эксперименты
  • Поиск «Сокровищ»
  • Расследования
  • Помощь героям
  • Путешествия
  • Приключения по мотивам художественных произведений

Основные задания для квестов, которые усложняются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей:

  • волшебное письмо – буквы, картинки или слова проявляются штрихованием листка (заранее нанесён воск). Второй вариант – слово или буква пишется молоком и проявляется при нагревании (проводит взрослый ведущий);
  • ребус - отгадывают слово-подсказку;
  • пазлы – картинка по теме квеста разрезается на несколько частей;
  • картинки с отличиями (5–10 отличий);
  • слово, зашифрованное значками;
  • загадка – место, где спрятана карточка со следующим заданием;
  • лабиринт;
  • нахождение отличий; лишнего предмета;
  • зеркальное отражение;
  • кроссворд – если дети не умеют читать, проводит и помогает ведущий;
  • эстафета;
  • викторина – тематика в соответствии со сценарием и темой самого квеста: животные, растения, времена года, географическая, предметы быта;
  • спрятанная подсказка;
  • срезаем конверты – на натянутой леске или верёвке висят конверты, надо найти  с подсказкой и срезать.

Примеров заданий  квест-игры можно привести множество. Интернет-ресурсы предлагают сценарии для детей всех возрастных групп.

Желаю вам творческих успехов в организации и проведении квест -игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы организации образовательной деятельности детей

Лэпбук  является одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы. Это  универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей,...

Презентация для педагогов "«Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях»

Презентация для педагогов в форме доклада "Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях....

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВЕСТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...