Статья "Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике

Санникова Ярославна Сергеевна

Книжные иллюстрации оказывают особое влияние на развитие интереса книге у детей дошкольного возраста. Однако при предъявлении иллюстраций детям с нарушением зрения необходимо учитывать особенности их зрительного восприятия, речи, знать приемы, повышающие эффективность работы по восприятию иллюстраций и основные принципы их отбора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге

у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Книжная иллюстрация, как средство наглядности находится в тесной зависимости от текста литературного произведения, его сюжета и стиля. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Рассматривая книгу как сложный комплекс искусства слова, техники печати и иллюстрации, можно сказать, что знакомство ребенка с книгой впервые происходит через картинку. Иллюстрация для маленького ребенка является более убедительной и острой, чем слово благодаря своей реальной зримости.

Книжная иллюстрация помогает детям дошкольного возраста глубже и полнее понять текст, даёт знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.

Книжная иллюстрация является побуждающим фактором и одним из средств формирования у ребенка с раннего детства интереса и любви к книге.

Интерес к книге – это:

1) стремление к общению с ней;

2) умение слушать и понимать художественный текст: сюжет, идею произведения, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам; проникнуть в замысел автора; умение понять язык художественной литературы;

3) эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев.

Поэтому, говоря о развитии интереса детей к книге, мы имеем в виду развитие восприятия и понимания произведений художественной литературы, а также проявление у детей эмоционального отклика на произведение.

В книгах для самых маленьких зачастую все содержание заключено в рисунках. Для детей старшего дошкольного возраста иллюстрация является дополнением или пояснением к тексту. Нарядность привлекает ребенка, делает для него книгу привлекательной.

Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность в том случае, если детям не знаком соответствующий текст. Поэтому в большинстве случаев иллюстрации показываются либо после прочтения литературного текста (в том случае, если произведение не разделено на части, так как в противном случае может быть нарушено единство восприятия).

Если книга, текст разделены на отдельные главки, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части. Дети увидят и узнают героев, вещи, события, о которых шла речь в произведении. При повторном чтении после рассматривания иллюстрации словарный материал усваивается детьми весьма интенсивно.

Так как иллюстрации находятся в тесной зависимости от структуры литературного произведения, то крайне важна последовательность их показа, т.е. сохраняется последовательность, которая предлагается художником. Важно, чтобы иллюстрация следовала за текстом, иначе яркая картинка может увлечь детей, и они просто не услышат слов, не заинтересуются прочитанным.

В зависимости от возраста детей необходимо использовать необходимые приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.

Младший возраст. Задача взрослого – вызвать интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание их рассматривать, эмоционально откликаться на них, обращать внимание на некоторые средства выразительности: форму, цвет, позу. Для детей данного возраста очень важно узнавать в рисунке знакомые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомыми предметами, называть их, определять отличительные признаки (цвет, величину, форму).

Средний возраст. Задача воспитателя – обращать внимание на средства выразительности в иллюстрациях, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему, отражает характер героя. Особое внимание уделяется цвету, так как цвет не только украшение книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, передачи суточных и сезонных изменений в природе.

Старший возраст. Задачи работы в данной возрастной группе – обращать внимание на жанровый характер иллюстрации (сказочное или реалистическое, героическое или сатирическое, на пространственные свойства; показать роль и выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна; обращать внимание на индивидуальную манеру изображения того или иного художника, особенности их почерка.

С детьми старшего возраста возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные, а также сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т. д., поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

В тоже время значение обычной иллюстрации приобретает особый характер, если речь идёт о ребенке с нарушениями зрения.

Особенности зрительного восприятия иллюстраций дошкольниками с нарушением зрения:

- Детям с амблиопией и косоглазием требуется больше времени для рассматривания иллюстраций по сравнению с дошкольниками имеющими нормальное зрение (снижена скорость восприятия).

-У детей с нарушением зрения снижен объем восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины.

-Дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия.

В работе по развитию осмысленности сюжетного восприятия дошкольниками с нарушением зрения педагогу необходимо учитывать не только особенности зрительного восприятия, но и особенности их речи.

Дети с нарушением зрения имеют следующие особенности речи:

а) слово и признак предмета не всегда соотносятся;

б) бедность словарного запаса;

в) недоразвитие связной речи;

г) чаще нарушен фонематический слух, страдает звукопроизношение и выразительность речи;

Алгоритм рассматривания иллюстраций при работе с детьми с нарушением зрения:

1. Целостное восприятие (1-3 мин).

2. Перечисление, название всех объектов, затем определение: что расположено на переднем плане, что – на заднем плане.

3. Выделение времени года, части суток.

4. Рассматривание главных героев. Кто они? Чем заняты?

5.Качественные признаки объектов:

- форма, цвет, в том числе оттенки, величина настолько, насколько это возможно;

- функциональное назначение предметов, объектов (действия с предметом, объектом).

6. Выделение частей, деталей объекта.

7. Какие герои сюжетного изображения?

8. Причинно-следственные связи (взаимосвязь предметных изображений между собой).

9. Рассматривание композиционного плана сюжетного изображения.

Приемы, повышающие эффективность работы по восприятию иллюстраций:

- детальное рассматривание картины в соответствии с алгоритмом описания;

- детальное рассматривание по композиционному плану или по заданному признаку;

- вопросы к детям, активизирующие ориентировочно-поисковую деятельность (кто? что? где?) и вопросы, повышающие осмысленность восприятия;

- анализ детьми цветовой гаммы сюжетного изображения;

- различные задания по развитию зрительного внимания, памяти;

- задания на восприятие эмоций, поз, жестов героев картины;

- моделирование детьми событий в предметной и сюжетной игре и др.

Принципы отбора художественной иллюстрации для детей:

Кроме того, учитывая особенности зрительного восприятия детей с недостатками зрения, должны соблюдать ряд условий:

1.Нельзя использовать:

• окантованные картины;

• картины на красном, оранжевом, фиолетов фонах;

• картины с глянцевой поверхностью допускаются только в подготовительной группе.

2. Изображения демонстрируют на фланелеграфе, мольберте или доске.

3. Показывая объекты пользоваться указкой.

5. Должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

6. Не должно быть много объектов для восприятия. Картина должна предъявляться на цветном контрастном фоне. Детей рассаживают учитывая сторону окклюзии ребенка. Освещенность должна быть достаточна и равномерна. Педагог с указкой располагается между картиной и детьми. Либо в ряду с детьми и тогда пользуется лазерной указкой.

Иллюстрации выполняют ряд важнейших функций, одна из которых коррекционно-развивающая. Она является очень значимой для детей с нарушением зрения. В процессе восприятия иллюстраций, их использования обогащается чувственный опыт, развивается речь, мышление, происходит восстановление нарушенных функций зрения (повышение остроты зрения, цветоразличительной, прослеживающей и др.)

Благодаря иллюстрациям, которые учитывают специфику восприятия ребенка, его возрастные особенности появляется заинтересованность в книге, иллюстрации помогают расширить возможности ознакомления детей с нарушением зрения с окружающим миром, способствуют социальной адаптации и приобщению к чтению в более раннем возрасте. С ее помощью происходит закрепление и осмысление прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Статья предназначена для всех педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения. Статья содержит теоретический и практический материал по коррекционно - развивающей работе с детьми разного воз...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....