"Дружные помощники" (конспект и технологическая карта занятия по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с РАС подготовительной группы компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Дёмина Татьяна Анатольевна

Данный материал разработан в соответствии с такими особенностями развития детей с РАС, как:
- трудности с пониманием языка,

- трудности с употреблением языка,

- трудности с построением социального контакта,

- трудности в организации деятельности,

- отвлекаемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnye_pomoshchniki.docx21.61 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание

Цель: Развитие у детей интереса к коммуникации.

Задачи:

образовательные:

- формировать у детей потребность в совместной деятельности;

- формировать представления о труде через опыт собственной трудовой    деятельности в игровой форме (посадка цветов, постройка моста);

- закрепить представления о сезонных весенних явлениях (яркое весеннее солнце, ручьи, первые цветы и листья на деревьях);

развивающие:

- развивать эмоциональный отклик на предложенные виды деятельности;

- развивать умение работать в группе;

- обогащать активный и пассивный словарь детей, побуждая называть признаки и приметы весны;

- совершенствовать умения следовать инструкциям педагога;

- развивать умение ждать и соблюдать очерёдность;

- развивать навыки имитации движений (физкультминутка и музыкально-ритмическая игра);

воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к результатам своего труда;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, игровая технология, технология разноуровневого обучения.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, обручи для «клумб», ножницы, кисточки; «ручей» из голубой плёнки, «дощечки» красного и жёлтого цвета, цветы из картона белого, красного и синего цвета, ватман с изображением дерева, бумага зелёного цвета, клей, салфетки.

Предварительная работа:

Знакомство с весенними явлениями; наблюдение за природой и трудом взрослых на прогулках; НОД по художественно-эстетическому развитию в соответствии с лексической темой «Весна»; обогащение пассивного и активного словаря детей словами «весна», «солнце», «ручей», «мост», «цветы», «деревья», «помощь», «работа».

Содержание

1 часть - вводная

Дети находятся в группе. Воспитатель привлекает внимание детей звоном колокольчика. Предлагает подойти ближе.

- К нам пришли гости. Поздороваемся с гостями!

Снова звенит колокольчик:

- Колокольчик наш поёт, поиграть ребят зовёт!

Дети с помощью воспитателя садятся напротив интерактивной доски.

- Какое сейчас время года? Правильно, весна!

Воспитатель читает стихотворение:

Солнце ярче светит,

Дует тёплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам сейчас пришла весна!

- Ребята, главный помощник весны – это солнце.

На интерактивной доске воспитатель демонстрирует презентацию:

слайд № 1 (весенний пейзаж)

Солнце ярко засветило,

Подарило нам весну.

слайд № 2(изображение солнца)

Наше солнышко сияет,

Теплом землю согревает.

слайд № 3 (фото тающего снега, ручейков, ледоход на реке)

Тает снег, бегут ручьи.

слайд № 4 (фото/рисунок цветочной поляны, подснежники, ландыши)

На лужайках расцвели первые  цветочки.

слайд № 5 (фото/рисунок посадки цветов)

И на клумбы мы посадим красивые цветочки.

слайд № 6 (фото/рисунок деревьев в «зелёной вуали», отдельные веточки с распускающимися листочками)

На деревьях появились первые листочки.

Весной у солнца много работы, мы станем его помощниками!

Заглянул с утра в оконце

Любопытный лучик солнца:

«Поднимайтесь, хватит спать,

Нам весну пора встречать!»

2 часть - основная

Образовательная ситуация на игровой основе «Лучики для солнышка»

     На интерактивной доске воспитатель показывает изображение солнышка, которое теряет свои лучики и становится грустным.

- Ой, ребята, наше солнышко грустное, оно осталось без лучиков. Вместе мы поможем солнцу ярче засиять и нашу землю согревать. Мы дадим солнышку новые лучики. У меня есть солнечные лучи желтого и оранжевого цвета. Берите их по одному и раскладывайте вокруг солнышка. (Работа детей на интерактивной доске. По необходимости воспитатель корректирует и комментирует действия детей.)

После выполнения задания воспитатель меняет грустное «личико» солнышка на радостное.

- Вы хорошие помощники, солнышко радуется и улыбается вам! Мы тоже улыбнёмся солнцу в ответ и потанцуем вместе с ним.

Образовательная ситуация на игровой основе «Построим мост»

     Звучит аудиозапись «журчание воды».

- Солнечное тепло растопило лёд на ручье. (Воспитатель обращает внимание детей на полосу из голубой пленки/бумаги на полу, изображающую ручей). Как перебраться на другой берег? Правильно, по мосту! Мы построим его вместе: перед нами лежат желтые и красные дощечки. Мы построим мост из этих дощечек. (Воспитатель показывает детям схему постройки моста.)

- Посмотрите, как правильно строить мост. Нужно чередовать дощечки по цвету: сначала кладём  красную дощечку, потом желтую, снова красную, потом желтую. (Работа детей «Постройка моста».)

- Отличная работа, ребята! Вы дружно потрудились, быстро справились с постройкой моста. Можно идти (физкультминутка):

Вот дорожка на пути,

Надо нам по ней идти.

По дороге мы пойдем

И до мостика дойдем.

Топают ножки по прямой дорожке (Топающий шаг)

Мы шагаем, мы шагаем,

ножки выше поднимаем. (Высоко поднимают ноги)

По узенькой дорожке (Идут на носках)

Пойдут тихонько ножки.

Дышим ровно, глубоко,

Очень нам идти легко.

Давайте перейдем по мосту через ручей на другой берег. Идем друг за другом, не спеша.

Образовательная ситуация на игровой основе «Посадим цветы»

- Дети, весной появляются новые растения и цветы. Солнце не успело заглянуть на этот берег и он остался пустым и скучным. Мы поможем солнцу: посадим здесь много цветов и берег станет красивым!

Воспитатель кладёт на пол три обруча:

- Это клумбы, в них мы посадим цветы.

Показывает цветок синего цвета и кладёт его в обруч: 

- в эту клумбу мы посадим синие цветы.

Затем берёт цветок красного цвета, подходит ко второму обручу и кладёт его в него:

- в эту клумбу мы посадим красные цветы.

Берёт цветок белого цвета и кладёт его в третий обруч:

- в эту клумбу мы посадим белые цветы. Мы вместе посадим синие цветы, потом – красные и в самом конце - белые. Принимаемся за работу!

(Звучит музыка, дети с помощью воспитателя подбирают цветы нужного цвета. После выполнения задания воспитатель с детьми рассматривают получившиеся цветочные клумбы, подходят к каждой клумбе, называют цвет.)

- Ребята, вы отлично потрудились, посадили много цветов! На берегу стало красиво!

Образовательная ситуация на игровой основе «Первые листочки»

- Весной распускаются не только цветы. На деревьях тоже появляются  зелёные листочки. Посмотрите на дерево. (Воспитатель показывает изображенное на листе ватмана дерево). Но на нашем дереве ещё не распустились зелёные листочки – давайте поможем дереву, а потом высадим на берег! (Далее проводится аппликация, основанная на технологии разноуровневого обучения. Дерево с листочками дети высаживают на берег ручья.)

- Ребята, вы отлично справились! Помогли распуститься первым зелёным листочкам на дереве и посадили его на берегу ручья. К нам пришла настоящая весна! (Воспитатель проводит музыкально-ритмическую игру.)

3 часть - рефлексия

- Ребята, сегодня мы с вами узнали, как много работы весной у солнца, и помогли ему справиться с ней. Как вы помогли солнышку? Что делали? (Визуальная помощь детям – показ изображений: лучи, цветы, листочки, мост.) Правильно, вы нашли лучики для солнышка – и солнце растопило лёд на ручье. Как ещё вы помогали солнцу? Вы посадили много цветов и помогли распуститься первым листочкам на деревьях. А еще вы дружно построили мост, чтобы можно было перебраться через ручей.

А теперь подойдем к расписанию.                                        



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

(структурные компоненты)

Ход занятия

Деятельность педагога

Время

1.

Вводная часть

(подготовительный этап)

Воспитатель привлекает внимание детей:

- звон колокольчика;

концентрирует внимание детей:

- чтение стихотворения о весне;

переключает детей на предстоящую деятельность:

- совместный просмотр презентации о весне с подведением итога по увиденному;

мотивирует детей:

- чтение стихотворения с призывом к действию (помочь солнышку).

7 мин.

2.

Основная часть (обеспечивает решение поставленных задач)

Воспитатель моделирует различные ситуации, осуществляя постановку перед детьми игровых целей:

Образовательная ситуация на игровой основе «Лучики для солнышка» 

(работа на интерактивной доске)

- воспитатель предлагает детям подобрать новые лучики для солнышка.

Образовательная ситуация на игровой основе «Построим мост»

(работа с игровым материалом на полу)

- воспитатель предлагает детям построить мост для того, чтобы перебраться на другой берег ручья;

- воспитатель предлагает пройти по построенному мосту – проводит физкультминутку.

Образовательная ситуация на игровой основе «Посадим цветы»

(работа с игровым материалом на полу)

- воспитатель предлагает детям посадить в клумбы цветы, сортируя их по цвету лепестков.

Образовательная ситуация на игровой основе «Первые листочки»

(продуктивная деятельность)

- воспитатель организует коллективную работу по изготовлению аппликации – листочков для дерева.

Воспитатель обобщает образовательно-игровую деятельность детей:

- проводит музыкально-ритмическую игру «Весна».

20 мин.

3.

Заключительная часть

(рефлексия)

Воспитатель подводит итоги занятия:

- задаёт вопросы с опорой на визуальные подсказки «Как вы помогли солнышку?», «Что делали?»;

- обобщает полученный детьми опыт;

- формирует у детей положительную самооценку.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов и связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

Данный материал конспекта занятия знакомит детей с необходимостью витаминов для жизнедеятельности человека....

Конспект занятия № 1 по развитию речи "Мы читаем С. Я. Маршак" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения выра...

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

КАРТОТЕКА ПО РАЗВИТИЮ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Игры на развитие граффомоторных навыков у детей старшего и подготовительного возраста....

Технологическая карта игры на развитие социально-коммуникативных навыков

Технологическая карта игры на развитие социально-коммуникативных навыков...