Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и моё тело»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Григорова Наталья Викторовна

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ как здоровьесберегающий фактор процесса их социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz_-_ya_i_moyo_telo.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47

Тематическая неделя

Тема: «Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ  

с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей

в группах различной направленности»

Конспект

подгруппового коррекционно-развивающего занятия

«Я и моё тело»

(подготовительная группа детей компенсирующей направленности с задержкой психического развития)

                                 

             Подготовила:

Григорова Н.В.,

учитель-дефектолог

г. Новочеркасск

Тип занятия: коррекционно-развивающее.

Тема: «Я и моё тело»

Цель: Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ как здоровьесберегающий фактор процесса их социализации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять и активизировать словарь по теме «Тело человека»;

- закреплять представления о назначении различных частей тела;

- закреплять навык образования существительных с эмоционально-ласкательными оттенками с помощью суффиксов;

Коррекционно-развивающие: 

- развитие соматогностических и кинестетических процессов; 

- развитие пространственных представлений, умение переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое;

- оптимизация и коррекция межполушарного взаимодействия; 

- развитие зрительно-моторной координации, расширение поля зрительного восприятия,

- развитие способности к произвольному самоконтролю;

- развитие высших психических функций - памяти, внимания, мышления, речи; крупной и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование самосознания (осознанного восприятия детьми собственного тела), воспитание любознательности;

- формирование навыка сотрудничества, умение согласовывать движения двигаясь в паре;

- формирование положительно-эмоционального отношения детей к занятиям; формирование устойчивого эмоционального контакта детей с учителем-дефектологом и со сверстниками.

Место проведения: сенсорный кабинет

Количество детей: 2 человека.

Методы и приёмы:

- игровой (пальчиковая и логоритмическая игры, кинезиологические упражнения);

- словесный (активизация словарного запаса; использование загадок; проговаривание при выполнении движений; пояснение, похвала, напоминание);

- наглядный (зрительная наглядность – картинки-отгадки на загадки; изображение детей в разных позах; слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) - музыка (песня), которая вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм; выполнение упражнений детьми по подражанию педагогу);

- практический (совместные действия педагога и детей; рисование двумя руками одновременно).                                                                                                                                                                                        

Материалы и оборудование: картинки по теме «Тело человека»; разрезные картинки с изображение людей, разрезная картинка смайлика, конверты с фотографиями детей (участвующих в занятии), фонограмма музыки - логоритмика Е. Железнова «Пятнышки», рисунки мальчика и девочки для симметричного рисования (двумя руками), нейропсихологическая игра «Попробуй повтори», магнитная доска, ребристые дорожки – 2 шт., обруч, мягкие бруски – 3 шт., магниты, мяч, бумбокс.

Предварительная работа: занятия по лексической теме «Человек»; рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Тело человека» М. Ефремова, загадывание загадок о частях тела человека, рассматривание альбомом с фотографиями каждого ребёнка и членов семьи; дидактические игры «Тело человека», «От младенца до старика»; нейропсихологические игры «Весёлая зарядка», «На зарядку становись», «Робот».

Методическое обеспечение:

- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

- Семенович А.В., Воробьева Е.А. Комплексная методика психомоторной коррекции. - Москва, 1998. – 80 с.

- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. - 232 с.

- Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 416 с.

Ход НОД:

  • Организационный момент.  Педагог и дети заходят в сенсорный кабинет, становятся в круг и проводится игра-приветствие «С добрым утром!» (упражнение с элементами самомассажа)

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

идем по кругу по часовой стрелке

… (имя) здесь, … (имя) здесь, … (имя) здесь и т. д.

участники хоровода по очереди, называя свое имя, протягивают руку в центр круга, получается пирамида из ладошек

Все здесь!

берёмся за руки

С добрым утром, глазки!

поглаживаем веки глаз

Вы проснулись?

«смотрим в бинокль»

С добрым утром, ушки!

поглаживаем ушки

Вы проснулись?

прикладываем ладонь к ушам

С добрым утром, ручки!

поглаживаем кисти рук

Вы проснулись?

хлопаем в ладоши

С добрым утром, ножки!

поглаживаем ноги

Вы проснулись?

притопываем

С добрым утром, солнце!

руки раскрываются навстречу солнышку

Я проснулась!

голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться

- Мы поздоровались со своим телом, а друг с другом ещё нет. Предлагаю поздороваться вам друг с другом разными частями вашего тела.

  • Нейропсихологическое упражнение «Давайте поздороваемся».  

- Если я хлопну в ладоши один раз вы поздороваетесь за руку, два – коленками, три – спинами. (Включается фонограмма логоритмики «Пятнышки» - Е. Железнова, дети выполняют движения в соответствии с текстом. Когда музыка останавливается и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны поздороваться друг с другом частями тела, в зависимости от количества хлопков. Затем музыка включается снова, дети продолжают выполнять движения в соответствии с текстом логоритмики ) 

- Пока вы здоровались, ветер задул и завертел, в окно конвертик залетел. Посмотрим, что внутри. (Дети открывают конверт – внутри обнаруживают два конверта, на которых наклеены их фотографии)

- Кто это … (имя ребёнка)? (предполагаемые ответы детей – «Это я»)

  • Упражнение «Это Я» (координация движений в сочетании с речью). 

Это Я,

показывают обеими руками на себя

Уже большой,

Познакомьтесь все со мной!

кланяются влево, вправо с кивком головы

Я умею ловко прыгать

прыгают на двух ногах

И ногами даже дрыгать.

поочерёдно выставляют ноги вперёд

Я умею приседать

приседают несколько раз

И тихонечко стоять.

стоят спокойно

Я могу вот так тянуться

встают на носочки, поднимают руки вверх и потягиваются

И ещё могу нагнуться.

наклоняются вперёд

Походить могу вот так,

маршируют на месте

Влево шаг и вправо шаг.

делают приставные шаги влево-вправо

Много я чего могу,

Но пока что отдохну!

садятся за стол

- Отдохнём и посмотрим, что же в ваших конвертах? (дети присаживаются за стол)

  • Дидактическая игра «Сложи картинку». Дети открывают каждый свой конверт и находят разрезанные картинки с изображением людей.

Вопросы:

- Какие-то кусочки? Что нам с ними делать? (ответы детей)

- Кто изображен на картинке? (ответы детей)

- Как их назвать одним словом? (люди) 

- А мы с вами кто? (люди)

- Чем отличаются люди друг от друга?  (высокие и низкие, старые, молодые, дети)

- Что общего у таких разных на вид людей? (у всех есть голова, туловище, руки и т. д.)

Обобщение ответов детей (учитель-дефектолог): Правильно, ребята. Все люди разные на вид: одни высокие, другие низкие; большие и маленькие; светловолосые и темноволосые и т.д. Но какими бы не были разными, мы всё равно похожи своим телосложением.

- Ребята, мне кажется, что в конверте ещё что-то лежит, посмотрим (дети достают из конверта кусочек смайлика)

- Еще кусочек какой-то картинки, откуда он появился? Я кажется догадалась почему он появился… А вы догадались? Кусочек появился тогда, когда вы сложили картинки. Значит нам надо выполнить ещё задания, чтобы собрать остальные кусочки.

  • Отгадывание загадок о частях тела (учитель-дефектолог загадывает загадку при отгадывании картинка-отгадка помещаются на магнитную доску) 
  1. Кто всё слышит, но не говорит? (Уши)

- Чтобы слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Самомассаж ушей «Думающая шапочка»

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть верхние края ушей вверх.)

Тянем их старательно,

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны.)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз.)

Четко произносим слово.

  1. Быстро запахи ловлю,

Очень нюхать я люблю.

Что готовится на кухне -

Без ошибок расскажу.

(Нос)

  1. Мы на них стоим и пляшем.

      Ну а если им прикажем,

      Нас они бегом несут.

      Подскажи, как их зовут?

(Ноги)

     

  1. Если хочешь похлопать,

Лучше нас попроси.

Если что-нибудь сделать,

                                                          Наших братцев бери.    

                                                          (Рука – ладошки и пальцы)

- Что ещё умеют делать наши руки? (ответы детей)

- Правильно, но ещё они могут рисовать вместе.

Нейропсихологическое упражнение «Зеркальное рисование» (рисование человечка двумя руками одновременно). Дети берут в обе руки по карандашу или фломастеру, и рисуют одновременно обеими руками зеркально-симметричный рисунок человечка (девочки и мальчика).  

  1. На ночь два оконца

   Сами закрываются,

     А с восходом солнца

     Сами открываются. 

                                                                                             (Глаза)

Зрительная гимнастика -  Закройте глаза, зажмурьте их сильно-сильно: 1, 2, 3, 4, 5 - можно глазки открывать. Погладьте глазки, они рисовали и устали, им надо отдохнуть.

  1. На плечах сижу,

Голову держу. (Шея.)

  1. Угол острый на руке

Очень помогает мне.

Могу руку разогнуть,

А потом ее согнуть. (Локоть.)

  1. Что за обедом всего нужнее? (Рот)

- А для чего нам ещё нужен рот? (ответы детей)

- Правильно, говорить. Чтобы красиво разговаривать, рту тоже надо делать гимнастику:

  • Тренировка губных мышц - И. п.- зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их движение вперед). Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва.

- Молодцы, с загадками вы справились, проверим   конверт (дети открывают конверт и находят там ещё один кусочек картинки)

- А сможете ли вы на ощупь найти друг у друга части тела? (дети перемещаются на ковёр)

  • Нейропсихологическое упражнение «Найди на ощупь и назови часть тела».

Один ребенок стоит с закрытыми глазами, а другой дотрагивается до какой-либо части тела первого (например, локтя). Задача первого — с закрытыми глазами показать на себе то место, до которого дотронулись, потом открыть глаза, показать на партнере это же место и назвать его. Затем дети меняются местами.

  • Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори».

Карточки с изображением детей в разных позах, кладутся изображением вниз. Дети берут по одной карточке и прикрепляет на магнитную доску, задача детей – быстро принять нарисованную позу.

Взяв последнюю карточку и перевернув, дети обнаруживают ещё кусочек смайлика.

- Вот ещё один кусочек, значит мы с вами на правильном пути.

  • Речевое упражнение «Назови ласково» (с мячом).

- Мы с вами говорили, что взрослые люди большие, а дети маленькие. У взрослых людей «голова», а у детей …. (головка, головушка). (Учитель-дефектолог называет часть тела и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вернуть мяч назвав ласково: лоб-лобик, нос-носик, глаз-глазик, рот-ротик, живот-животик и т.д.)

- У взрослых «ухо», а у детей … ушко. Ой, … (имя ребёнка) у тебя за ушком я что-то вижу.

(дефектолог «достаёт» кусочек смайлика из-за уха ребёнка; отдаёт ребёнку, и он прикрепляет его к магнитной доске)

- Молодцы, какие вы дружные, помогали друг другу называть «маленькие» (ласковые) слова.

- Вы действительно такие дружные и умеете работать вместе? (ответы детей)

- Проверим?

  • Коммуникативное упражнение «Ладонь в ладонь». 

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по сенсорному кабинету, в котором установлены различные препятствия: дети перешагивают через бруски, пролезают через обручи, проходят по ребристым дорожкам. (Дети должны преодолеть препятствия, не разъединяя ладошек) 

- Вы справились и показали, что вы действительно дружные и делаете всё вместе.

- Ребята, уберём дорожку, чтобы она нам не мешала (дети сворачивают дорожку и находят под ней последний кусочек)

- У нас уже много кусочков, может попробуем собрать картинку? (ответы детей)

Дети собирают из кусочков изображение улыбающегося смайлика.

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями вместе, помогали друг другу.

- Кто молодцы? – Мы молодцы!

  • Ритуал прощания - игра ритуал «Скажи, что понравилось!»

Дефектолог и дети, образуя круг передают друг другу мяч и делятся своими впечатлениями: «Мне сегодня понравилось …». Затем говорят:

Дружно хлопнули в ладоши.

(хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой.

(топают ногой)

Все, во что мы здесь играли...

Мы запомнили с тобой.

протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».

Есть два,

Без них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат…

(Уши)

Всё слышат, но не говорят?

(Уши)

Этот орган на лице
Есть у всех людей.

Мы его увидеть сможем
И у всех зверей.
Нужен он, чтобы дышать,
Запахи, чтоб различать.

(Нос)

Мы на них стоим и пляшем.

Ну а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут?

(Ноги)

Твои помощники, взгляни:

Десять дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не бояться.

                                 (Руки, пальцы)

- Почему в загадке руки называются нашими помощниками?

Два соседа - непоседы.
День на работе,
Ночь на отдыхе…

(Глаза)

На плечах сижу,

Голову держу.

(Шея.)

Угол острый на руке

Очень помогает мне.

Могу руку разогнуть,

А потом ее согнуть.

(Локоть.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обж " «Как устроено тело человека. Органы чувств» (подготовительный к школе возраст)

Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с...

Конспект итогового занятия «Я и мое тело» для детей подготовительной группы 2009 г.

Данное занятие про здоровый образ жизни для детей детских садов....

Конспект интегрированного занятия Тема: «Знай своё тело» (подготовительная группа)

Продолжать знакомить детей со строением человека, с возможностями и функциями человеческого организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Вызвать интерес к дальн...

Конспект познавательно-речевое развитие: "В здоровом теле-здоровый дух!"

Интересное, познавательно занятие, формирует у детей представление о зависимости здоровья, о двигательной активности, чистоты тела, правильного питания. Воспитывает привычку к здоровому образу жизни, ...

Конспект занятия по валеологии "Это мое тело"

Занятие по валеологии во второй младшей группена тему: «Это  мое тело»Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе по разделу «Это мое тело». Цель: - формировать представление о с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме "Тело человека"

предлагаю вашему вниманию конспект занятия по теме "Тело человека"...

Конспект НОД по теме "Человек. Части тела"

Конспект для старшей группы с диагнозом ОНР II-III уровня, состоит из 9 этапов, способствует расширению и пополнению активного и пассивного словарного запаса, развитию связной речи....