Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ 5-6 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Волынская Ирина Юрьевна

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ 5-6 лет . ОНР 3 уровень, ст дизартрия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12

Индивидуальный образовательный маршрут

на 2017 – 2018 учебный год

Фамилия, имя, отчество ребёнка:

Дата рождения :

Заключение ПМПК 07.02.17 ОНР-3 уровня, ст. дизартрия

Специальные условия: проведение групповых и индивидуальных занятий со специалистами сопровождения.

 Рекомендуемые условия обучения: сопровождение ПМП консилиумом образовательной организации; занятия с логопедом, педагогом-психологом; периодичность динамического наблюдения: не реже двух раз в год.

Направления коррекционно  -  развивающей работы и психолого – педагогической помощи: накопление и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, коррекция звукопроизношения. Коррекция эмоционально-личностной сферы. Развитие коммуникативных навыков

Наблюдение невролога дизартрия ст.ф.

Срок повторного прохождения ПМПК: программа на 2 года

Цель деятельности. Создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.

Задачи:

1.Расширять представления ребенка об окружающей действительности.

  1. Максимально пополнять, уточнять и активизировать словарный запас ребенка в процессе режимных моментов и специально организованной деятельности.
  2. Осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи дошкольника.
  3. Включать задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления ребенка.
  4. Развивать произвольную пальцевую моторику детей.
  5. Развивать общую моторику.

Предполагаемый результат

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Овладевает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Календарно-тематический план

коррекционно-развивающей программы

с ребёнком 5-6 лет с ОНР (3 уровень)

Раздел

Тема

Методы и приемы

Сроки проведения

1.

Навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки:

- продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (расстегивая и застёгивая пуговицы);

- приучать следить за своим внешним видом;

- продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, закрывать за собой кран с водой, насухо вытирать после умывания руки и лицо, вешать полотенце на своё место, пользоваться носовым платком.

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течении года

2.

Рисование

-расширять круг изображаемых детьми предметов

-учить рисовать различные детали

- продолжать учить правильно держать карандаш и кисть:

- набирать соответствующую краску кисточкой по показу и по словесной инструкции

- учить изображать на бумаге разнообразные линии, штрихи, мазки;

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течение года

3.

           Лепка

- продолжать учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, соединять предметы, состоящие из двух – трёх частей

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течение года

4.

Конструирование

- продолжать закреплять навык выполнения элементарных построек из трех, четырех элементов конструктора;

- развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течение года

5.

Хозяйственно-бытовой труд

- побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений: учить складывать и вешать предметы в шкаф, воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого;

- убирать на место игрушки, строительный материал, материалы после занятий;

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течение года

6.

Нравственное воспитание

- учить умению играть дружно, не ссорясь, вместе пользоваться игрушками и книгами;

- формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

- приучать соблюдать элементарные правила поведения.

Игровая деятельность

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течение года

7.

Развитие словаря

- пополнение объёма правильно произносимых существительных- названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений

- расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных глаголами с различными приставками;

- пополнение активного словаря относительных прилагательных

- учить использовать в речи слова-антонимы, синонимы;

- расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи;

В течении года

8.

Обучение связной речи

- учить отвечать на вопросы;

- учить составлять предложения из четырёх, пяти слов по картине, по демонстрации действий

В течении года

9.

Сюжетно-ролевые

 игры

Учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

Объяснение, показ, помощь взрослого.

В течение года

10.

Дидактические игры

1. Закрепить знания о величине, форме, цвете предметов.

2. Ориентироваться в соотношении плоских фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3. Учить составлять целое из 3-4 частей разрезных картинок;

В течение года

11.

Познавательное развитие.

Внимание память

Игры:

«Что изменилось?»,

«Что пропало?»

«Найди отличия»

«Сравни»

«Кто спрятался»

«Восстанови изначальный порядок»

«Чья тень»

«Покажи где чье»

В течение года

12.

Лечебно- профилактическое развитие

- закаливающие процедуры;

- «дорожки здоровья»

В течение года

13.

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Профессии», «Сад- огород», «Зима», «Зимние забавы», «Мебель», «Домашние животные», «Дикие животные и их детёныши», «Транспорт», «Наше тело», «Семья», «Весна», «Лето», «Цветы».

Параллельно

В течение года

Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем

«Мой любимый детский сад»

Развитие устойчивого внимания.

Использование определений, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков (ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая, глаголами будущего времени (Я буду воспитательницей) 

Игра «Договори предложение по картинке».

Игра «Назови профессию»

Упражнение«Расставь точки»«Запомни, где, кто стоит?»«Запомни, что с чем поменяли местами?»

«Все работы хороши»

Образование существительных единственного и множественного числа.

Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Игра «Договори предложение по картинке».

Игра «Назови профессию».

Игра «Много-один».

«Мы путешествуем. Транспорт»

Развитие целенаправленного восприятия

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Называние части целого предмета. Игры «Опиши предметы»«Дорисуй фигуры»«Формы».

Игра «Назови одним словом».

«Дары осени»

Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде (один огурец, одна репа).

Активизация глагольного словаря (Какие овощи срезают, выкапывают, срывают, выдёргивают) 

Игра «Подбери пару».

Игра «Сложить картинки».

П/и «Яблоня».

Игра с мячом «Фрукты-овощи»«Я собрал в огороде.»

    5 «Предметы и материалы»

Развитие устойчивого внимания

Формировать лексико-грамматическую сторону речи. 

Упражнение«Расставь точки»«Запомни, где кто стоит?»,

игры «Отгадай, кто это?»«Потерялись слова»

«Я в мире людей»

Развитие связной речи (составлять разные типы предложений, преобразовывать их).

Развитие общей моторики

Д/ упр. «Расскажи, что ты видишь»«Составь рассказ по картине»

«Наши пернатые друзья»

Образование существительных единственного и множественного числа (аист-аисты, соловей-соловьи).

Образование глаголов с помощью приставок

Активизация относительных прилагательных (у журавля-журавлиные).

Согласование существительных с числительными (один соловей, два соловья).

Игра «Чей? Чья? Чье?»

Игра «Составь схему»

Игра «Кто лишний?»

Игра «Чьи крылья?».

      8 «Красавица зима»

Активизация глагольного словаря: Кто как голос подает?

Антонимы (летом дни жаркие, а зимой холодные). Образование притяжательных прилагательных (перья ворона (чьи) - вороньи).  

Игра «Кто как голос подаёт?

Игра «Чьи перья?».

Игра «Узнай птицу».

Пальчиковая игра «Снегири».

 9 «Новогодний хоровод»

Образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами. Образование относительных прилагательных

Игра «Прятки», игра «Продолжи предложение», игра «Из чего-какой?»«Составь рассказ по серии картин».

Пересказ рассказов и сказок

10 «Моя семья»

Изменять глаголы по времени (катается-катался-будет кататься).Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Игра «Один-много».

Игра «Составь предложение».

Игра «Доскажи слово

11 «Будь здоров!»

Изменять глаголы по времени (катается-катался-будет кататься).Употребление предлогов как в словосочетаниях, так и в полных предложениях.

Игра «Составь предложение».

Игра «Доскажи слово».

12 «Эти удивительные животные»

Образование  существительных ед. и  мн. ч., обозначающих  детенышей: олененок – оленята, моржонок – моржата. Согласование числительных с существительным в роде и числе: один моржонок, два моржонка, пять моржат.      

Игра «Назови ласково»,

игра «Чей дом?»

Настольно-печатная игра «Назови детёнышей».

13 «Папы разные важны»

Развитие общей, мелкой моторики.

Активизация глагольного словаря – подбор действий к существительным. Образование названий профессий с помощью суффиксов –тель, -ист, -щик (машинист, водопроводчик) от существительных (стол-столяр, двор-дворник, глаголов (учить-учитель).

Д/ упр. «Соедини точки»«Поставь точку там, где скажу»«Закрась», игра «Исправь предложение».

П/игра «Пограничники»«Кровельщик».

игра «Назови профессию».

14 «Женский праздник»

Развитие мелкой моторики.

Активизация глаголов, связанные с трудом людей, согласовывая их с существительными в числе (повар варит – повара варят).

Образование названий профессий с помощью суффиксов – иц, -их, -к (воспитательница, портниха, артистка)

Игры«Допиши»«Продолжи»«Дорисуй»«Сделай как я».

Игра «Кому что нужно для работы?».

Игра «Что делают».

Игра «Найди ошибку».

15 «Здравствуй, весна!»

Антонимы.

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развитие мелкой моторики.

Совершенствование навыка слогового анализа.

Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Игра «Назови ласково»

16 «Человек и природа. Космос»

Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие общей моторики.

Совершенствование навыка слогового анализа.

Игра «Один-много».

Игра «Доскажи слово».

Игра «Считай и называй»«Определи, сколько звуков в слове»

     17 «Мир книг».

Совершенствование навыка анализа предложений с предлогами на, под, в, над, между. Совершенствование навыка слогового анализа. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Упражнение «Составь предложение».

Игра «Раздели на слоги».

Игра «Выложить буквы М, П, О, Ы, Т».

18 «Мой дом, моя Родина».

Антонимы.

Подбор родственных слов (герой-геройский, героический.).

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (Один танк, два танка, три танка).

Игра «Скажи наоборот».

Игра «Считай и называй».

Ира с мячом «У самолета есть.»«Я видел на улице.»

19 «Азбука безопасности. Скоро лето»

Формирование навыка чтения слогов, слов.

Совершенствование навыка слогового анализа.

Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Составь предложение»,

упражнение «Мы читаем»,

игра «Раздели на слоги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...