Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Волкова Елена Станиславовна

Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_1.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия: подгрупповое                                                                        

Вид занятия: лексико-грамматическое

Занятие рассчитано на детей 7 г. ж., имеющих ОНР III у.р.р.,ОНР III у.р.р.+Дизартрия
Второй год обучения
Открытое занятие проведено для МО учителей-логопедов Нахимовского района  

Составила и провела: учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад № 36» Волкова Е.С.

Тема: Итоговое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий с детьми 7 г.ж. на основе лексической темы «Ателье»

Цель: Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения.

Задачи:         

Коррекционно - образовательные:

- закрепить навык образования и использования относительных прилагательных;

-закрепить умения образовывать форму множественного числа имен существительных;

- закрепить умение согласовывать количественные числительные с

существительными;

-закрепить умение подбирать слова-антонимы;

- уточнить словарь предметов, глагольный словарь по лексическим темам: «Одежда. Обувь. Головные уборы»;

- закрепить умение подбирать к слову-предмету слова-действия и слова- признаки;

- закрепить правильное употребление предлогов;

-упражнять в составлении сложных предложений с опорой на зрительные символы;

- продолжать учить детей составлять загадки-описания по опорным схемам;

- автоматизировать поставленные звуки;

- индивидуализировать подход к коррекции речи у детей.

Коррекционно - развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать тактильное восприятие;

- развивать зрительную фиксацию и прослеживание;

- развивать речевое внимание;

- развивать зрительное восприятие;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать звуковую культуру речи;  

- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитывать самоконтроль.

Предполагаемый результат:

- обучающиеся закрепят навыки: по образованию и использованию относительных прилагательных, умению согласовывать количественные числительные с существительными, составлению сложных предложений с опорой на зрительные символы, составлению загадок-описаний по опорным схемам.

Оборудование и технические средства: проектор, ноутбук, магнитно-маркерная доска, презентация к занятию, видеофайл (подвижная-игра «Гардероб»), аудиозапись «Звуки в ателье»; раздаточный материал для: образования сложных слов, составления загадок-описаний, предложений, предметные картинки для игры «Портной»;

д/и «Веселые предлоги», д/и «Поможем Золушке», простые карандаши, мяч.

I.Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Доброе утро!

- Здравствуйте!

- Рады видеть вас!

- Доброго вам дня!

- Приветствуем вас!

- Доброе утро!        

- И я вас приветствую!

Психогимнастика  (формирование положительной установки на участие в занятии)

Эй, ребята, подходите,

И скорей вставайте в круг.

Дайте руку другу справа ,

Улыбнитесь всем вокруг.

А теперь улыбку влево

Ты тихонько передай.

Дружно слушай и играй!

II. Основной этап

1. «Ателье»  (Презентация)

Мастера пустили в дело

иглы, ножницы, утюг.

За шитье взялись умело,

Много быстрых, ловких рук.

Получайте свой заказ!

Все по мерке, в самый раз.

-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?

- Здесь мы можем услышать разные звуки, а какие попробуйте догадаться?

2. «Звуки в ателье» (Аудиозапись)

-Какие звуки вы услышали?

Ответы детей:

-я услышал звук расстегивающейся молнии или звук молнии;

- я услышал звук звук режущих ножниц или звук ножниц;

-я услышал звук расстегивающейся липучки или звук липучки;

-я услышал звук  расстегивающихся кнопок или звук кнопок;

-я услышал звук рвущейся ткани;

-я услышал звук работающей швейной машины;

-я услышал стук  каблуков.

3.Подбери- действие, подбери -признак  (что делает? что делают? какая? какое? какие?  Презентация  картинки  вразброс)

-К инструментам и бытовым приборам подбираем слова-действия ,а к предметам одежды – слова -признаки.

Ножницы- разрезают, прорезают, вырезают, нарезают, обрезают, отрезают, режут  ;

Швейная машина- шьёт, вышивает, сшивает, строчИт;

Утюг- гладит, утюжит, разглаживает, отглаживает, отпаривает;

Шляпа- широкополая, соломенная, цилиндрическая, фетровая, ковбойская, треугольная, классическая;

Туфли- кожаные, остроносые, лакированные, стильные, матерчатые, теннисные,;

Платье- бархатное, бальное, выпускное, свадебное, кружевное, вязанное, льняное;

4. «Доскажи словечко»  (Презентация «Отдела по ремонту одежды»)

-А это отдел по ремонту одежды ,а чем же здесь занимаются ,подскажи?

-если мы шьем ,то детали одежды мы … сшиваем;

-если одежда нам велика, то мы её … ушиваем;

-а дырку на одежде… зашиваем;

-мама дочке из своего платья одежду… перешивает;

-а подол платья нужно… подшить;

-пуговицу к одежде … пришить;

-а если нужно украсить одежду вышивкой, то её нужно … вышить.

5. Игра « Скажи наоборот» (Антонимы)

-Сейчас немножко отдохнем, поиграем мы с мячом,

 приготовьтесь отвечать наоборот

-длинный рукав- короткий рукав;

-узкий пояс- широкий пояс;

-короткое платье- длинное платье;

-грязные шорты- чистые шорты;

-летняя одежда- зимняя одежда;

-светлый костюм- темный костюм;

-старая шляпа- новая шляпа;

-мокрые сапоги- сухие сапоги;

-мятая рубашка- глаженая рубашка;

-высокий каблук- низкий каблук;

-тонкая подошва- толстая подошва;

-Молодцы! Присаживайтесь на свои места

6. Игра «Веселые предлоги» (Магнитная доска , схемы предлогов, опорные картинки)

-Приглашаю вас друзья

Навести порядок я

На одежду посмотри

Её на место убери.

-Выберете себе картинки и составьте предложения, а в этом вам помогут схемы предлогов.

-я положу шапку на верхнюю полку, платье повешу на вешалку, а ботинки положу в обувницу;

- я положу шляпу на верхнюю полку, шубу повешу на вешалку, а сандалии положу в обувницу;

-я положу берет на верхнюю полку ,пиджак повешу на вешалку, а  кеды положу в обувницу;

-я положу пижаму в шкаф, халат повешу на вешалку, а тапки положу в обувницу;

-я положу джинсы в шкаф, фуражку на полку, а туфли в обувницу;

-я положу колготы в шкаф, дубленку повешу на вешалку, а панаму положу на верхнюю полку;

Молодцы!

7. Игра «Хвастунишки»

-А сейчас поиграем в игру « Хвастунишки», я начну ,а вы продолжите:

-у меня новые резиновые сапоги….а у  меня новее;

-у меня красивая шапка….а у меня красИвее;

-мой плащ длинный….а мой длиннее;

-моё пальто теплое….а моё теплее;

-мои ботинки новые….а мои новее;

-мои перчатки белые.…а мои белее;

-мой шарф мягкий….а мой мягче;

-мой сарафан легкий….а мой легче;

-у меня юбка короткая ….а у меня еще короче;

-моя шуба дорогая….а моя еще дороже.

8. «Собери предложение» Составление сложных предложений с опорой на зрительные символы  (Деформированные картинки в тарелочках )  

-Ребята, одежду могут сшить, а могут связать, давайте поиграем в игру «Собери предложение», а в этом вам помогут картинки.

-я свяжу из пряжи 5 детских свитерОв;

-я сошью из драпа 3 женских пальто;

-я сошью из льна 1 пару мужских брюк;

-я свяжу из шерстяных ниток  6 пар детских варежек;

-я сошью из шелка 7 женских блузок;

-я сошью из фетра 1 женскую шляпу;

-Молодцы! А сейчас приглашаю вас на разминку!

9. Динамическая пауза  «Гардероб»  (Видеозапись)

-Присаживайтесь на свои места

10. Составление загадок –описаний по опорным схемам   

-А сейчас мы будем с вами составлять загадки. Чья загадка появится на экране, тот и составляет.

1 ребёнок -Разноцветное, шелковое ,есть пояс, воротник, рукава, подол, носят летом, женское. Что это? (Шелковое платье)

Какие еще бывают платья? …..(бархатные, кружевные, шерстяные)

2 ребенок- Коричневые, черные, серые ,сделаны из кожи животных, есть шнурки, небольшой каблук, подошва, язычок, носят осенью, весной, зимой, бывают женскими, мужскими и детскими. Что это? (Кожаные ботинки)

Какие еще бывают ботинки?.....(замшевые, лакированные, солдатские, походные)

3 ребенок- Светло-желтая, сделана из соломы ,бывают широкие и узкие поля, носят летом и взрослые и дети. Что это? (Соломенная шляпа)

Какие еще бывают  шляпы?...(ковбойские, мексиканские(Сомбреро), фетровые)

4 ребенок-  Разноцветные, сделаны из льна, есть карманы, молния, пояс, пуговицы, носят летом, бывают женскими и мужскими. Что это? (Льняные брюки)

Какие еще бывают брюки?.....(вельветовые, кожаные, атласные, офицерские)

5 ребенок- Разноцветная, сделана из хлопка ,есть воротник, рукава, манжеты, пуговицы, карманы, носят круглый год, мужская. Что это?  (Хлопчатобумажная рубашка)

Какие еще бывают рубашки?....(шелковые, байковые, трикотажные, гавайская, джинсовые)

6 ребенок- Оранжевого цвета, сделана из меха лисы, есть воротник, рукава, карманы, пуговицы, носят зимой, женская. Что это? ( Шуба из лисьего меха)

Какие еще бывают шубы?... (норковые, песцовые, соболиные ,из искусственного меха)

-Умницы! Вы составили замечательные загадки и быстро отгадали их.

11.Игра  «Портные»  (Магнитная доска)

На магнитной доске изображен жилет, дети превращают его в блузку, дополняя частями одежды, воротник, рукава, манжеты, пуговицы, карман. Последний ребенок описывает готовую блузку.

-У золушки старый жилет,

каких частей на нём нет?

Жилет мы в блузку превратим,

Ей вид нарядный придадим.

Ответы детей:

-я пришью к жилету воротник;

-я пришью к жилету рукава;

-я пришью к рукавам манжеты;

-я пришью к жилету пуговицы ;

-я пришью к жилету карман;

…..опиши нашу готовую блузку…

6-й ребенок: У нашей блузки есть воротник, рукава, манжеты, пуговицы и карман.

-Какая красивая  блузка у нас получилась!

-А кто хочет пофантазировать и «превратить» нашу блузку в нарядную и праздничную?

-А в этом тебе поможет схема.

Ответ ребенка:

-Это шелковая блузка ярко-голубого  цвета, как весеннее небо, белоснежный кружевной воротник, как облако, а рукава как фонарики с кружевными манжетами, блузка украшена  тремя блестящими перламутровыми пуговицами, похожими на жемчуг и накладным карманом, вышитым бисером.                                                                       В этой нарядной блузке золушка может пойти на бал.

-Молодец! Я думаю Золушке понравится твоя нарядная блузка и она обязательно пойдет в ней на бал.

- А теперь возьмите картинку с изображением блузки и посмотрите  каких частей у вас не хватает, дорисуйте их.

III. Итог занятия.

Ребята подойдите ко мне. Ну вот и подошло наше занятие  к  концу. Где мы сегодня были? Какие задания вам больше всего понравились, запомнились? (Ответы детей). И мне понравилось как вы сегодня работали на занятии  и у меня для вас есть сюрприз… (Нашивки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

Конспект по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме "Перелётные птицы".

Конспект занятия по развитию связной речи по лексической теме: «Перелётные птицы»Тема: «Творческое рассказывание как птицы домой добирались».Задачи: 1)    уточня...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...

Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»

Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...

Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Словообразование относительных прилагательных. •Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. •Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий. •Соста...