Структура занятия по развитию коммуникации и речи с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства для детей с риском РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пургина Мария Юрьевна

В структуре занятия для детей с риском РАС представлены актуальные направления работы логопеда/специалиста по коммуникации, перечислены основные этапы формирования каждого навыка, обозначены формы взаимодействия с семьёй ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение

«ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России

 "Детский реабилитационно-восстановительный центр"

Большой Сампсониевский проспект, д.11, литер «Б»

г. Санкт-Петербург,194044

Методическая разработка

«Структура занятий

по развитию коммуникации и речи

с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства

для детей с риском РАС»

Логопед Пургина Мария Юрьевна

1.        Коммуникация

        На занятиях и дома, когда взрослый зовёт ребёнка по имени, находясь рядом в стороне, он в большинстве случаев поворачивает голову, смотрит на партнера.

1.        Ребёнок иногда откликается, когда его зовешь по имени, находясь в стороне.

2.        Откликается в 25% случаев,

3.        Откликается в 50% случаев

4.        Откликается в 75% случаев

5.        Откликается в 90% случаев, с двумя и более взрослыми.        

Родители будут знать, как привлечь внимание ребёнка, когда они зовут его по имени, и в каких ситуациях это лучше делать.

2.        Понимание речи        

На занятиях и дома, когда родители или специалист, находясь рядом, будут давать ребёнку простую одноступенчатую инструкцию «Дай», «Иди ко мне», «Клади», «Смотри», «Включи», ребёнок в большинстве случаев будет выполнять эту инструкцию с жестовой подсказкой 3 занятия подряд.

1.        Ребёнок иногда выполняет инструкцию с жестовой подсказкой.

2.        Выполняет инструкцию с жестовой подсказкой в 25%

3.        Выполняет инструкцию с жестовой подсказкой в 50%

4.        Устойчиво выполняет инструкцию с жестовой подсказкой в 90% случаев с двумя и более взрослыми.

        Родители умеют давать простую односложную инструкцию ребёнку и знают, как помочь ему в её выполнении.

3.        Речь        

На занятиях и дома, когда взрослый играет с ребёнком в предметные игры, находясь напротив ребёнка, он в большинстве случаев будет звукоподражать различным действиям с предметом. Произносить междометия.

1.        Берёт в руки предмет и изучает его.

2.        Берёт в руки предмет, изучает его и обращает внимание на звукоподражание/междометие взрослого.

3.        Продуцирует звукоподражание/междометие 1 раз за 10 минут.

4.        Продуцирует звукоподражание/междометие 2-3 раза за 10 минут.

Звукоподражания:

Самолёт – ууу.

Машина – би-би.

Животные – ав, мя, му, го.

Кусаем – ам.

Падение - буль, бам, бух.

Паравоз – ту-ту.

Междометия: ой, ах-эх, хм, брр.        

Родители будут знать, как правильно стимулировать запуск речи и в каких ситуациях это лучше делать.

4.        АДК        

Когда взрослый предлагает ребёнку желаемую деятельность или предмет, ребёнок в большинстве случаев будет просить их у нескольких разных взрослых, используя АДК (альтернативную и дополнительную коммуникацию).

1. Первый этап ввода карточек PECS - мотивационные предметы и действия ребенка.

Например: картинка с конфеткой.  

Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить.

Родители  будут знать, как в течение дня организовать ситуации просьбы, а также уметь помочь Глебу попросить предмет желаемым образом, используя средства АДК.

5.        Обучение и применение опыта, копирование и имитация        

На занятиях и дома во время игр с взрослым под песенки или стишки ребёнок будет повторять движения в игре за взрослым, 3- 4 движения в 2 разных играх, с несколькими взрослыми.

1.        Ребёнок не повторяет движения в игре за взрослым (но наблюдает, улыбается, иногда качается).

2.        Ребёнок повторяет простые движения за взрослыми в 25% случаев.

3.        Ребёнок повторяет простые движения за взрослыми в 50% случаев.

4.        Ребёнок повторяет простые движения за взрослыми в 80% случаев.        

Родители  знают, какие песенки и стишки нравятся ребёнку, и умеют сопровождать их простыми движениями в такт, а также умеют помогать ребёнку повторять эти движения за взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.

В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...

Структура занятия по развитию речи в ДОУ.

В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключитель­ную.- в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответству­ющие...

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы

В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...

Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....

Консультация для педагогов дошкольной организации: «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Уважаемые педагоги, развитие речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и социализации.Ваша функция в формировании навыков речи у детей невероятно важна.В этой консультации м...