Тренинг для педагогов "Способы толерантного общения"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Грищенко Наталья Владимировна

В целях психопрофилактики к Международному дню толерантности, который проходит 16 ноября. Был проведен тренинг для педагогов "Способы толерантного общения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_pedagogov_tolerantnost.doc741.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психопрофилактика/День толерантности/Справочник педагога-психолога. Детский сад № 11 ноябрь 2021г.

Тренинг для педагогов «Способы толерантного общения»

Цель: закрепить навыки толерантного общения; помочь педагогам осознать причины и последствия проявления интолерантности; сформировать понимание того, как восприятие человека влияет на объем информации, которую он передает, и ее искажения; помочь осознать роль установок в том, как мы оцениваем другого человека.

Материалы: диаграмма для упражнения «Я не остров»/заготовки кружков для индивидуальных диаграмм педагогов. Чистые листы бумаги для упражнения «Самолетик» по количеству участников тренинга. Два одинаковых портрета мужчины с установками, что он – «преступник» и «знаменитый ученый». Бланки для упражнения «Уважение» по количеству участников тренинга.

Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который посвящен толерантному общению.

Небольшая справка - Толерантность, от латинского «терпение», – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Это происходит потому, что между людьми возникают все новые и новые формы нетерпимости, то есть интолерантности. Нетерпимость основывается на убеждении, что «мои взгляды, мой образ жизни, мое мнение стоят выше всех». Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает по-другому, говорит и живет не так – просто за то, что он существует. Но всегда ли мы способны правильно воспринять ситуацию и другого человека? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Упражнение «Я не остров» (пр. 1)

Многие не считают толерантность обязательной, необходимой. Мы склонны так думать, когда не видим, как окружающие влияют на нашу собственную жизнь и насколько это влияние существенно. Но вы когда-нибудь пробовали сосчитать, со сколькими людьми в этой жизни вы связаны? Я покажу вам пример диаграммы наших контактов. (Показывает педагогам диаграмму контактов. По желанию просит составить аналогичную индивидуальную диаграмму каждого педагога.)

Важный сектор диаграммы – семья. Мы все связаны тесными узами с членами своей семьи, причем как с кровными родственниками, так и с людьми, которые стали нам такими же близкими, как и кровная родня. Ваши ближайшие родственники – это родители или люди, которые воспитали вас, а также братья и сестры. В вашу семью входят бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюродные братья и сестры и другие родственники.

Другой значимый сектор, который влияет на нас, – друзья. У большинства из нас есть люди, с которыми мы с удовольствием проводим время, потому что чувствуем себя в их обществе легко и комфортно. У некоторых из нас есть особенный друг, который нам наиболее близок. Мы называем его лучшим другом.

Влияют ли на нас коллеги по работе? Мы проводим в детском саду значительную часть времени, и там ежедневно общаемся с воспитателями и другими сотрудниками детского сада, а также с детьми.

Похож ли человек с таким количеством контактов, как у нас, на остров? (Педагоги отвечают: «нет».)

Давайте сделаем вывод: «Ни один человек не может уподобиться острову».

Упражнение «Самолетик»

А сейчас поделитесь, пожалуйста, на пары. Возьмите друг друга за руку. А теперь свободными руками сделайте бумажный самолетик. (Педагоги выполняют задание.)

Какой мы можем сделать вывод из этого упражнения? (Педагоги предлагают варианты ответа.) Мы можем добиться результата только тогда, когда будем терпимы друг к другу и научимся договариваться.

Упражнение «Два портрета» (пр. 2)

Я прошу вас разделиться на две подгруппы. Каждой подгруппе я дам отдельное задание.

Педагоги делятся на две подгруппы и располагаются так, чтобы им не было видно, что за задание у соседей по игре. Педагог-психолог дает каждой подгруппе одинаковые фотографии, на одной из которых указано, что изображенный человек – преступник, а на другой, что он известный ученый. Он просит обсудить и записать качества этого человека, которые «видны» по внешности. Педагоги совещаются в группах и описывают характеристики человека. Затем они сравнивают свои записи, ищут в них сходства и отличия.

Оцените, пожалуйста, повлияла ли моя установка на ваши рассуждения.

Какой мы можем сделать вывод из этого упражнения? (Педагоги предлагают варианты ответа.) Важно не судить о человеке только по установкам.

Упражнение «Испорченный телефон»

Для следующего упражнения мне понадобятся пять добровольцев. (Педагоги вызываются добровольцами.) Вам понадобится выйти за дверь, а затем входить по одному.

Пять участников выходят, затем входит первый из них.

«Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание». По очереди входят остальные участники. Им педагог-психолог тоже зачитывает инструкцию, но телефонограмму не озвучивает – ее воспроизводит по памяти предыдущий вошедший.

Телефонограмма:

Звонила Ирина Николаевна и просила передать, что задерживается в управлении образования. Там она договаривается о том, чтобы получить новое импортное оборудование для детского сада, которое, впрочем, не лучше отечественного. Она должна вернуться к 13:30, к началу педсовета. Но если вдруг не успеет, то надо передать старшему воспитателю, чтобы он изменил расписание репетиций к празднику в средних и старших группах на понедельник и вторник. А также чтобы выделил в расписании дополнительное время для встречи с родителями, которые будут участвовать в празднике вместе с детьми.

вывод: «Доверять информации о ком-то или о чем-то, только если она звучит из первых уст». 

Упражнение «Уважение» (пр. 3)

А теперь заполните бланки «Как можно проявить уважение». Ответы мы обсудим в мини-группах.

Педагог-психолог раздает педагогам бланки. Участники индивидуально заполняют их и обсуждают варианты. Педагог-психолог озвучивает некоторые из них, например: «Мы проявляем уважение к себе, когда заботимся о своем внешнем виде, а также когда высказываем свое мнение, даже если оно отличается от мнения друзей. Мы проявляем уважение к другим, когда признаем право коллеги на собственное мнение, а также когда не докучаем другим людям, если наше внимание кажется им неприятным или причиняет боль. Мы проявляем уважение к работе, когда добросовестно выполняем должностную инструкцию, вовремя приходим на работу и в целом соблюдаем правила внутреннего трудового распорядка, а также когда внимательно относимся к словам руководителя, коллег. Мы проявляем уважение к тому, что важно для нашего детского сада, когда добровольно участвуем в проектах по благоустройству нашего детского сада, а также когда следим за чистотой».

Рефлексия - Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально, с рождения. Человек должен специально формировать и воспитывать ее. 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на тему: Толерантность - основа развития личности педагога.

Материал содержит пример тренингового зянятия по формированию толерантности у воспитетелей. Занятие представлено различными играми и тренинговыми упражнениями....

Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...

Тренинг для родителей: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Здравствуйте, уважаемые родители!  Мне очень приятно видеть вас всех сегодня!Сегодня мы с вами поговорим о толерантности, о взаимопонимании и уважении.Добро воспитывается добром, а зло порождает ...

Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».

Аннотация:  Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальнос...

Педагогический тренинг - "Способность к толерантности"

Методическое мероприятие в форме тренинга для педагогов МБДОУ для актуализации и развития толерантного самосознания педагогов....

Тренинг для педагогов «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»

Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать...