Подготовка руки к письму
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Курышева Елена Александровна

Давно замечено, что пальчиковые упражнения благотворно действуют на развитие детей. Игры с пальчиками помогают концентрировать внимание, развивают память, воображение и фантазию, приводят в возбуждение речевые центры головного мозга, стимулируя развитие речи. В результате тренировки кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_ruki_k_pismu.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика с предметами (Упражнения с ученической ручкой)

Слайд 2

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давно замечено, что пальчиковые упражнения благотворно действуют на развитие детей. Игры с пальчиками помогают концентрировать внимание, развивают память, воображение и фантазию, приводят в возбуждение речевые центры головного мозга, стимулируя развитие речи. В результате тренировки кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость , что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. С какого возраста можно начинать выполнять пальчиковую гимнастику? Японцы советуют это делать с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты рекомендуют заниматься с 6-7 месяцев. Помните: в любом возрасте занятия будут полезны и эффективны. Польза от них будет только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно 5-7 минут.

Слайд 3

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТОМ Педагог создает мотивацию перед разучиванием всего блока упражнений с ручкой (чтобы аккуратно писать в школе, нужно уметь управлять ручкой во время письма). После того как вывод сделан, взрослый эмоционально сообщает, что ручкой можно не только писать, но и играть с ней. В дальнейшем проведение пальчиковой гимнастики с ручкой на занятии следует предварять вопросами типа «Хотите поиграть с ручкой?», «Хотят ли пальчики поиграть с ручкой?» и т.п. 2. Ручка во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет. Дошкольники, имеющие тенденцию к игре, получат возможность поиграть с ручкой, что доставит удовольствие, снимет общую усталость, уменьшит психологическую нагрузку и даст возможность переключиться на другой вид деятельности. 3. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений .

Слайд 4

4.Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения. 5. Пальчиковая гимнастика начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук. 6. Массажёром служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика, т.е. ручка . 7. Число упражнений и их продолжительность взрослый регулирует , учитывая индивидуальные особенности ребенка . Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки : легкая усталость — показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений – признаки переутомления.

Слайд 5

8. Проведение пальчиковой гимнастики на занятии является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения : I . Самомассаж ручкой II . Основная часть комплекса: а). Выполнение упражнения ведущей рукой: б). Выполнение упражнения другой рукой. Самомассаж и упражнения комплекса следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. III . Расслабление кисти руки после каждого упражнения. Пальчиковую гимнастику с ручкой (как и любую другую) целесообразно выполнять не только на одном занятии в качестве его фрагмента, а на нескольких. Повторение упражнений с отдалением во времени поддерживает мышцы и эмоции ребенка в тонусе . Это положительно влияет на обменные процессы, что очень важно в период формирования детского организма. 9. Компоновка упражнений может быть произвольной , т. к. они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Слайд 6

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ Исходное положение: Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра. Содержание упражнения: Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней. Дозировка: До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Слайд 7

САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ Исходное положение: Взять ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Содержание упражнения: Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на нее. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца. Дозировка: До 4-5 движений.

Слайд 8

КРЮЧКИ (Вариант А) Исходное положение: Ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать. Содержание упражнения: Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от ручки, вновь цеплять ее, передвигая пальцы к середине до момента их сближения. После этого продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам ручки.

Слайд 9

КРЮЧКИ (Вариант Б) Исходное положение: Держать в горизонтальном положении ручку по центру указательным пальцем одной руки. Содержание упражнения: Перехватить ручку пальцем-«крючком» другой руки. Свободную руку отстранить от ручки. Движения совершать попеременно, отрывая пальцы-«крючки» одной руки от ручки и вновь цепляя ее пальцем-«крючком» другой руки. Дозировка: 3-5 раз.

Слайд 10

КАЧЕЛИ Исходное положение: Зажать ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами. Содержание упражнения: Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски. Дозировка: 2-3 раза.

Слайд 11

ДУДОЧКА Исходное положение: Взять ручку кончиками пальцев обеих рук так, как обычно держат дудочку. Содержание упражнения: 1.Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. 2.Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно, высоко их поднимая. Дозировка: Произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.

Слайд 12

НАЖМИ НА КНОПКУ Исходное положение: Зажать ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора. Содержание упражнения: Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора. Дозировка: Упражнение можно выполнять под счет раз-два до появления признаков легкой усталости, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Слайд 13

ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ Исходное положение: Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы ручки зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Содержание упражнения: 1.Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки. Затем указательным пальцем левой руки прижаться к подушечке мизинца правой руки. 2.Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. 3.Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга. Дозировка: 2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Слайд 14

УДЕРЖИ ФЛАЖОК Исходное положение: Удерживать ручку, зажатую вертикально в кулачке, подобно флажку. Содержание упражнения: Большой палец отвести в сторону, ручку- «флажок» держать четырьмя пальцами. Затем захватить ручку большим пальцем и ладонью и так удерживать ее. Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону. Потом вновь захватить ручку-«флажок» четырьмя пальцами, большой палец отвести в сторону. Дозировка: 3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Слайд 15

ПОЛУКОЛЬЦА Исходное положение: Ручку держать вертикально большим и указа­тельным пальцами за широкий конец над столом, не касаясь его. Содержание упражнения: 1.Поворачивая кистью руки вправо и влево, острым концом ручки рисовать в воздухе над столом полукольца. 2.Ручку удерживать с помощью различных комбинаций пальцев и выполнять рисование. 3.Ручку удерживать у острого конца и выполнять рисование. Дозировка: Повторить упражнение до 4-х раз, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Слайд 16

Использованная литература: Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2008. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2014. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов.- М.: АСТ: Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по подготовке руки к письму

Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...