Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Голубенко Светлана Васильевна

Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми посредством создания игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к общению и сближению друг сс другом, с окружающими взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска

Программа

по развитию навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста 

в процессе игровой деятельности

 

Составитель:

Голубенко С.В.,

педагог-психолог

г. Сосновоборск, 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Цель программы

3

Задачи программы

Принципы программы

3

4

Психологические приемы и методы, использованные в работе с детьми.

Требования к занятиям

4

5

Планируемые результаты

5

Организация и структура занятий

Содержание программы коррекционной работы

Перечень занятий

Используемая литература

Приложения

6

7

8

14

15

Пояснительная записка:

Ежегодно в сентябре воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ, приходят из разных групп ДОУ или других учреждений в группу компенсирующей направленности для детей, имеющих нарушение речи. Каждому из этих детей заново нужно войти в другое детское сообщество, действовать совместно с другими сверстниками, адаптироваться в окружении. Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, создать доверительные отношения с окружающими, так как общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка, а  нарушение взаимодействий - тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

Для разрешения этой ситуации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа коррекционных занятий, направленных на развитие общения в процессе игровой деятельности.

        

Цель программы: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к общению и сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Диагностические задачи:

1. Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков (изучить навыки культуры общения и коммуникативные навыки).

2. Изучить уровень произвольности общения с взрослыми.

3. Определить уровень развития общения со сверстниками.

Образовательные задачи:

  1. Обучить умению слушать и слышать другого.
  2. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
  3. Учить использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
  4. Развивать способность делиться своими переживаниями.

Воспитательные задачи:

1. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.

2. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)

  1. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
  1.  Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

5. Способствовать  полноценному  развитию  личности  ребенка  через  самовыражение  и творчество.

6. Развивать чувства «МЫ», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

В ходе коррекционной работы должны соблюдаться следующие принципы работы:

  1. Принцип воспитывающего обучения. На занятиях создаются условия необходимые для развития навыков общения у детей.
  2. Принцип доступности. В процессе разработки программы отобраны игры и упражнения доступные для детей старшего дошкольного возраста. Большинство заданий и разыгрываемых ситуаций максимально приближены к реальным условиям.
  3. Принцип   систематичности  и  последовательности  в   обучении.   Данный  принцип реализовывается в особом построении коррекционной работы, где выбранные игры и упражнения систематизированы и  предлагаются   детям последовательно, в зависимости от степени сложности.
  4. Принцип развивающего характера обучения. При реализации этого принципа особое внимание   уделяется   расширению зоны   ближайшего   развития   детей   старшего дошкольного возраста путем постепенного развития и закрепления навыков общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Принцип творческой активности. В процессе занятий дети постоянно вовлечены в различные игровые упражнения и их обсуждение, ситуации организованы таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.
  1. Принцип партнерского общения. Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы. Они учатся принимать решения с учетом мнения и состояния других ребят, а не только стремиться к достижению своих целей.
  2. Принцип объективизации поведения. В процессе занятий поведение детей постепенно переводится с импульсивного уровня на осознанный. На занятиях организованы психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволяет каждому участнику узнать мнение своих сверстников, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Психологические приемы и методы, использованные в работе с детьми.

Диагностические:

1. Наблюдение (Приложение 1).

2. Методика «Да и нет не говорите» (Бережковская Е.Л.). (Приложение 2). 

3. Методика «Лабиринт» (Кравцова Е.Е.). (Приложение 3).

Коррекционные:

  1. Беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.
  2. Словесные, подвижные, сюжетно-ролевые и релаксационные упражнения и игры.
  3. Проигрывание психодиагностических упражнений.
  4. Анализ и инсценировка различных психологических этюдов.

Для создания благоприятного психологического климата на занятиях соблюдаются определенные требования:

  • непринужденные дружеские отношения с ребенком,
  • принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуждения и поощрения ребенка),
  • нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс,
  • в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации,

- направленное  воздействие  на  ребенка   осуществляется  посредством        характера воспроизводимых им и взрослым персон.

Планируемые результаты:

1. сформированность организации    общения (умение слушать, договариваться, планировать действия, использовать помощь взрослого, не перебивать);

2. сформированность умения действовать в конфликтной ситуации;

3. сформированность культуры общения (знание норм и правил общения, умение применить правила и нормы общения на практике).

Организация и структура занятий: 

Курс содержит 8 занятий, каждое занятие содержит пять игр продолжительностью 5-6 минут. Занятие проводится один раз в неделю. Заканчиваются все занятия одним и тем же прощанием. Эта процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни программы. В первый день детям предлагается выработать единый для всех ритуал прощания, который должен нести в себе взаимодействие.

Данная программа включает три этапа:

1 этап.

Задача первого этапа: изменить отчужденную позицию ребенка в отношении к сверстникам, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребенка от других.

Ребенок испытывает страх в недооценивании и отвержении его, что порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. Для этого следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для сверстников.

        

2 этап.

Задача второго этапа:  научить ребенка правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова.

Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача наша состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому.

3 этап.

Задача третьего этапа: научить непопулярного, обособленного ребенка самому выражать поддержку другим, помощь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребенку получить радость своим сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и создают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Содержание программы коррекционной работы, направленной

на развитие общения детей старшего дошкольного возраста

№п/п

Тема занятия

Задачи

1

Эти разные, разные люди

Раскрепостить участников, объединить их в группу, учить устанавливать разнообразные контакты между сверстниками (визуальное, тактильное). Развивать внимание к окружающим людям.

2

Понимаю других - понимаю себя

Развивать     умения     слушать     собеседника, наблюдательность  и  внимания   к  чувствам других людей. Учить снимать напряжение. Развивать     умение применять адекватные формы при проявлении эмоций.

3

Волшебные средства понимания: интонация

Развивать вербальные формы проявления эмоций. Знакомить с интонированием речи. Развивать внимание, сочувствие, внимательность ко всем     детям в группе, отрицательное отношение к безразличию и безучастности к проблемам других.

                                             

4

Волшебные средства понимания: мимика

Знакомить с мимическими выражениями. Развивать внимание, сочувствие, внимательность ко всем детям в группе. Учить снимать психическое напряжение. Учить преодолевать барьеры в общении, использовать невербальные средства общения.

5

Волшебные средства понимания: пантомимика

Знакомить с понятием пантомимики и жеста. Развивать внимание, сочувствие в общении с детьми. Развивать способности общения с помощью пантомимики. Развивать взаимопонимание.

6

Ты мой друг и

я твой друг

Закреплять навыки положительного отношения друг к другу, уверенности в себе, взаимодействия детей друг с другом. Закреплять умение организовать общение. Закреплять умение эмоционально сопереживать партнеру.

.

7

Я тебя понимаю

Развивать умение выражать свое настроение и  чувствовать состояние другого. Учить снимать напряжение.  

       

                                           

8

Если бы я был волшебником

Закреплять навыки произвольного общения.

Перечень занятий

Занятие 1.  Эти разные, разные люди.

1.        Давайте познакомимся.

Цель: знакомство с участниками группы.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени. Продолжительность игры 5 минут.

2.        Снежный ком.

Цель: способствует запоминанию имен участников группы.

Игра проводится по кругу. Первый участник называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Продолжительность игры 5-7 минут.

3.        Давайте поздороваемся.

Цель: создание психологически непринужденной обстановки.

Детям предлагается поздороваться различными частями тела. Ребята самостоятельно придумывают способы приветствия. Продолжительность игры 5 минут.

4.        Угадай эмоцию.

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ведущий предлагает изобразить мимикой эмоцию: гнева, радости, страха, печали. Продолжительность игры 10 минут.

5.        Прощание. Заканчиваются все занятия одним и тем же прощанием. Эта процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни программы. В первый день детям предлагается выработать единый для всех ритуал прощания, который должен нести в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание...)

Занятие 2. Понимаю других - понимаю себя.

1.        Молекулы, атомы.

Цель: снятие напряжения, улучшение настроения, сокращение дистанции.

Дети - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего «атомы» объединяются в «молекулы» по 2 человека. Играть можно несколько раз, меняя количество «атомов» в «молекуле» от  2 до 5 человек. Последний раз объединяются все дети. Продолжительность игры 5-7 минут.

2.        Мое настроение.

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ведущий предлагает изобразить мимикой эмоцию: гнева, радости, страха, печали.

3.        Путаница.

Цель: снятие напряжения, улучшение настроения, сокращение дистанции.

Дети встают в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза, и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет любого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача группы распутаться, не отпуская рук, чтобы снова получился круг. Продолжительность игры 15 минут.

4.        Внимание.

Цель:   улучшение   настроения,   настройка   членов   группы   на   непринужденное поведение, сокращение дистанции в общении, развитие умения работать в группе, развитие умения договариваться.

Все дети стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий встает около одного из концов шеренги и дает инструкцию. Инструкция: необходимо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Задания:

- надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня, стоял самый высокий из вас, а на противоположной стороне тот, у кого самый низкий рост;

- в начале шеренги должен стоять ребенок с самыми темными волосами, в конце – с самыми светлыми. Продолжительность игры 10-15 минут.

5.        Прощание.

Занятие 3. Волшебные средства понимания: интонация.

1.        Давайте заново познакомимся.

Цель: новое знакомство с участниками группы путем представления себя ласковым именем.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя ласковым именем. Продолжительность игры 5 минут.

2.        Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Инструкция: закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками и т.д.. Продолжительность игры 10-15 минут.

3.        Кто тебя позвал, узнай. 

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка   слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.

Дети каждый по очереди встают в конец комнаты и закрывают глаза. Два человека из группы зовут ребенка по имени. Задача водящего отгадать, кто звал. Продолжительность игры 10 минут.

4.        Интонация.

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, интонацией фразы. Продолжительность игры 10 минут.

5.        Прощание.

Занятие 4. Волшебные средства понимания: мимика.

1.        Давайте поздороваемся.

Цель: создание психологически непринужденной обстановки.

Детям предлагается поздороваться различными частями тела. Ребята самостоятельно придумывают способы приветствия. Продолжительность игры 5 минут.

2.        Паровозик.

Цель: сплочение группы, развитие умения работать в группе.

Все участники становятся друг за другом. Первый ребенок - водящий (паровозик, голова дракона, иголочка), который бегает, меняя направление, а остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Продолжительность игры 5-7 минут.

3.        Тряпичная кукла и солдат.

Цель: снятие напряжения, улучшение настроения, сокращение дистанции. Дети встают, располагаются так, чтобы вокруг каждого из них было свободное место.

Инструкция: дети, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте  в  этой  позе,   как будто  вы   одеревенели, и  не двигайтесь (ведущий показывает детям эту позу). А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными (ведущий показывает эту позу). Ведущий попеременно просит детей быть солдатом и тряпичной куклой. Продолжительность игры 5-7 минут.

4.        Мое настроение.

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ведущий предлагает изобразить мимикой эмоцию: гнева, радости, страха, печали. Продолжительность 5-7 минут.

  1. Подведение итогов занятия (беседа).
  2. Прощание.

Занятие 5. Волшебные средства понимания: пантомимика.

1.        Передай улыбку.

Цель: развитие навыков общения.

Дети по кругу приветствуют друг друга улыбкой, при этом пожимая руку соседа. Продолжительность игры 5-7 минут.

2.        Паутинка.

Цель: снятие напряжения, сокращение дистанции.

Дети садятся в один большой круг. Каждый участник группы называет свое имя и рассказывает что-нибудь о себе (тема данного рассказа может быть разной - любимая игрушка, книга, друг, занятие и т.д.). Начинает ведущий, который берет в руки клубок ниток, а затем его передает дальше по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся частью паутины. После этого паутину нужно распустить. Для этого каждый ребенок возвращает клубок предыдущему, называя его по имени и пересказывая его рассказ. Продолжительность игры 10 минут.

3.        Звездочки.

Цель: поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Оборудование: наклейки-звездочки разной формы.

Дети закрывают глаза, а ведущий наклеивает участникам на лоб наклейки.

Инструкция: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий смотрит, какими способами пользуются участники группы, чтобы отыскать «себе подобных», не зная, кто ты сам. Продолжительность игры 10-15 минут.

4.        Мое настроение.

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ведущий предлагает изобразить мимикой эмоцию: гнева, радости, страха, печали. Продолжительность игры 5-7 минут.

5.        Пантомимические этюды.

Цель: развитие способности общаться с помощью пантомимики. Детям предлагается пройти так, как в их представлении ходит: маленькая девочка, старик, младенец, уставший мужчина.

6.        Прощание.

Занятие 6. Ты мой друг и я твой друг.

1.        Давайте поздороваемся.

Цель: создание психологически непринужденной обстановки.

Детям предлагается поздороваться различными частями тела. Дети самостоятельно придумывают способы приветствия. Продолжительность игры 5 минут.

2.        Дракон.

Цель: сплочения группы, развитие умения работать в группе.

Все участники становятся друг за другом. Первый ребенок - водящий (паровозик, голова дракона, иголочка), который бегает, меняя направление, а остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Продолжительность игры 5-7 минут.

3.        Лишний стул.

Цель: настройка группы на непринужденное и откровенное общение.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не  досталось  места, становится  водящим и  получает  возможность предложить группе следующее условие: «Сейчас меняются местами те, кто всегда соблюдает правила (... те, кто слушает родителей)». Продолжительность игры 10-15 минут.

4.        Вежливые слова.

Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется:  надо называть только слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

5.        Прощание.

Занятие 7. Я тебя понимаю.

1.        Молекулы.

Цель: снятие напряжения, улучшение настроения, сокращение дистанции.

Дети - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего «атомы» объединяются в «молекулы» по 2 человека. Играть можно несколько раз, меняя количество «атомов» в «молекуле» от 2 до 5   человек. Последний раз объединяются все дети. Продолжительность игры 5-7 минут.

2.        Пишущая машинка.

Цель: углубить умение детей понимать друг друга без слов.

Участникам  раздаются  карточки с изображением одного слова. Предлагается  «напечатать на машинке» любое предложение, придуманное  ведущим или группой. При «печатании», когда подходит очередь какого-либо слова, тот, кто его получил, хлопает в ладоши, называя слово. (Если дети умеют читать, то можно играть со словами и буквами). Продолжительность игры 15-20 минут.

3.        Внимание.

Цель:   улучшение   настроения,   настройка   членов   группы   на   непринужденное поведение, сокращение дистанции в общении, развития умения работать в группе, развития умения договариваться.

Все дети стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий встает около одного из концов шеренги и дает инструкцию. Инструкция: необходимо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее.

Задания:

  • надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня, стоял самый высокий из вас, а на противоположный стороне тот, у кого самый низкий рост.
  • в начале шеренги должен стоять ребенок с самыми темными волосами, в конце – с самыми светлыми. Продолжительность игры 10-15 минут.

4.        Мое настроение.

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ведущий предлагает изобразить мимикой эмоцию: гнева, радости, страха, печали. Продолжительность игры 5-7 минут.

5.        Прощание.

Занятие 8. Если бы я был волшебником.

1.        Давайте поздороваемся.

Цель: создание психологически непринужденной обстановки.

Детям предлагается поздороваться различными частями тела. Ребята самостоятельно придумывают способы приветствия. Продолжительность игры 5 минут.

2.        Иголка и нитка.

Цель: сплочение группы, развитие умения работать в группе.

Все участники становятся друг за другом. Первый ребенок - водящий (паровозик, голова дракона, иголочка), который бегает, меняя   направление, а остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Продолжительность игры 5-7 минут.

3.        Мое настроение.

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ведущий предлагает изобразить мимикой эмоцию: гнева, радости, страха, печали. Продолжительность игры 5-7 минут.

4.        Общение в парах.

Цель: закрепление способов вербального и невербального общения.

Инструкция: выберите себе партнера. Выполните с ним задание, предложенное ведущим, находясь в разных положениях:

- Спина к спине - сядьте на пол спиной к спине. Попробуйте поговорить.

- Сидя и стоя - один из партнера стоит, другой - сидит. Попробуйте поговорить в таком положении.

- Глаза в глаза - смотрите в глаза друг другу и общайтесь только взглядом.

После выполнения заданий необходимо обсудить впечатления.

Продолжительность игры 10 минут.

5.        Прощание.

        

Используемая литература:

1. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения – СПб.: Издательство «Речь», 2002.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникбельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Кудрина, Г. Я. Диагностические методы обследования детей  / Г. Я. Кудрина. – Иркутск, 1992.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2000.

5. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2010.

Приложение 1.

Наблюдение за детьми, их деятельностью в течение дня осуществляется для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков в двух направлениях:

  • изучение навыков культуры общения;
  • изучение коммуникативных навыков.

        Выводы о сформированности тех или иных коммуникативных навыков представляются в трех уровнях, в зависимости от степени сформированности выбранных навыков. Результаты наблюдения оцениваются следующим образом:

«-» - отсутствие линий поведения (навыка) - 0 баллов,

«+» - наличие линии поведения - 2 балла

1. Изучение навыков культуры общения - навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и сверстниками.

навыки общения со взрослыми:

  • обращение к взрослому;
  • умение разговаривать со взрослыми;
  • эмоциональное проявление к взрослому.

навыки общения со сверстниками:

  • обращение к сверстнику;
  • эмоциональные и нравственные проявления;
  • поведение в конфликтной ситуации.

        Высокий уровень: у детей закреплены навыки поведения в общественных местах, а также навыки общения со взрослыми и сверстниками. Легко идут на контакт. В процессе общения активны, инициативны. Вежливы в отношениях со взрослыми и сверстниками. Говорят спокойно, с уважением, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых - 10-12 баллов.

        Средний уровень: менее общительны. Навыки общения со взрослыми и сверстниками закреплены. Легко идут на контакт. В общении менее активны. Говорят в том случае, если спросят. Охотно выполняют просьбы и поручения взрослых - 6-10 баллов.

        Низкий уровень: самостоятельно не обращаются к взрослому и сверстникам. Навыки общения с взрослыми и сверстниками не закреплены. В общении со взрослыми и сверстниками скованы, замкнуты и пассивны. Не реагируют на просьбы окружающих - менее 6 баллов.

2. Изучение коммуникативных навыков.

  • умение договариваться;
  • взаимный контроль;
  • отношение к результату деятельности.

        Высокий уровень: дети умеют договариваться, самостоятельно осуществляют взаимный контроль, положительно относятся к результатам своей деятельности и деятельности своих сверстников – 6 баллов.

        Средний уровень: у детей возникают трудности в процессе совместной деятельности, они могут осуществлять взаимный контроль. Положительно относятся только к результатам своей деятельности – 4 балла.

        Низкий уровень: предпочитают работать в одиночку, положительно относятся только к результатам своей деятельности. К результатам деятельности своих сверстников относятся крайне критически – менее 4 баллов.

Сводная таблица 1. Исследование навыков культуры общения

Навыки

Поведение в обществ. местах

Навыки общения со взрослыми

Навыки общения со сверстниками

Обращение к взрослому

Умение разговар-ть с взрослыми

Эмоц-е проявление к взрослому

Обращение к сверстнику

Эмоц-е и нравственные проявления

Поведение в конфликтной ситуации

Уровень общения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во детей

       % ообщего ч

Сводная таблица 2. Исследование коммуникативных навыков

 

Навыки

Умение договариваться

Взаимный контроль

Отношение к результату деятельности

Уровень общения

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей

% от общего числа детей

        

Приложение 2.

Методика «Да и нет не говорите» (Бережковская Е.Л.)

Цель методики: изучение произвольности общения с взрослыми.

Инструкция: Ты любишь играть? А в какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомнить - тебе нельзя говорить - не бывает, не хочу, не знаю. Запомнил (а)? Так какие слова тебе нельзя говорить?

        Испытуемым предлагается ответить на 25 вопросов (см. ниже), ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним. Звездочкой помечены нейтральные вопросы.

        В протокол регистрации вносятся все ответы детей. Подсчитывается количество верных ответов в абсолютных значениях и в процентах (20 верных ответов на провоцирующие вопросы составляет 100%).

Высокий уровень - среднее число верных ответов 70%. Время выполнения задания среднее (5-6 мин.). Эти дети быстро самостоятельно находят способы верных ответов, хорошо отдают себе отчет в ошибках и часто сами поправляются в процессе игры, могут в своих ответах говорить заведомую неправду.

Средний уровень - среднее число верных ответов от 30 до 70%, на выполнение задания затрачивают большее количество времени (7-10 мин), в процессе выполнения задания нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи со стороны взрослого. Дети данного уровня, как правило, ищут обходные пути - кивают головой, говорят «ну» и т.п.

Низкий  уровень - среднее число верных ответов не более 30%.  Дети чаще дают импульсивные ответы, поэтому общее время выполнения задания сравнительно небольшое, они «честно» отвечают на прямой вопрос и после окончания игры говорят, что не употребляли запрещенных слов.

        

Вопросы к методике «Да и нет не говорите»

1.  Ты мальчик или девочка?

2.  Ты хочешь идти в школу?

3.  Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.  Ты любишь гулять?

5.  Ты хочешь учиться?

6.  Ты любишь болеть?

7.  Ты любишь играть?

8.  Ты сейчас спишь?

9.  Ночью солнышко светит?

10.Ты любишь ходить к врачу?

11. Доктор стрижет детей?

12. Коровы умеют летать?

13. Тебя зовут... (неверное имя)?

14. Зимой бывает жарко?

15. Ты ходишь на работу?

16. Конфеты бывают горькими?

17. Трава белого цвета?

18. Парикмахер лечит детей?

19. Твой папа играет в куклы?

20.  А летать умеешь?

21. Бармалей очень добрый?

22. А Баба-Яга добрая?

23. Кошка боится мышей?

24. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

25. Ты умеешь ходить по потолку?

Сводная таблица 3. Исследование по методике «Да и нет не говорите»

Процентный уровень

Количество детей

% от общего числа детей

Высокий (более 70 %)

Средний (30-70%)

Низкий (менее 30%)

        

Приложение 3.

Методика «Лабиринт» (Кравцова Е.Е.).

        Цель методики: определение уровня развития общения со сверстниками.

Подготовка исследования: поле 60-70см, с соответствующими местами в лабиринте (гаражи), раскрашенные цветом в тон машинок.

Инструкция: Вот перед тобой дорога, а вот гараж. Посмотри, в твоем гараже стоят не твои машинки, а твои оказались в чужом гараже. Поставь свои машинки в свой гараж.

Оценка результатов исследования осуществлялся на основании следующих признаков:

1. Поиск решения поставленной задачи.

А - не ищет общего способа решения задачи, Б - воспринимает ситуацию общего решения задачи в целом, В - решает общую задачу вместе с партнером по игре.

2. Наличие взаимодействия.

А - возникает взаимодействие, но имеет ситуативно-импульсивный характер, Б - устанавливаются определенные отношения соревнования, В - возникновение сотрудничества, нет соревнования между собой, вырабатывается совместный план действий.

3. Восприятие подсказки взрослого.

А - подсказка принимается, но используется в конкретной ситуации, Б - подсказка принимается, используется ситуативно, В - восприятие подсказки как наведение на способ решения общей задачи. В процедуре исследования участвуют двое детей.

        1 уровень - деятельность детей нельзя охарактеризовать как «сотрудничество». Дети не видели действий партнера, нет никакого согласования их действий. Все внимание детей направлено на машины. Они возят их, гудят, сталкивают, нарушают правила игры, не преследуют цели поставить машины в гараж. Дети не принимают подсказок экспериментатора. Эти дети не огорчаются, если не сумели поставить машину в гараж. Дети, находящиеся на этом уровне, не общаются друг с другом.

        2 уровень - уровень сотрудничества довольно близок по общей картине поведения детей к первой группе. Характерно то, что дети уже видят действия партнера, однако воспринимают их как образец для некритического, слепого подражания. Дети уже не просто играют в машины, но пытаются как-то решить поставленную перед ними задачу. У детей этого уровня наблюдается скованность движений, некоторая зажатость и неуверенность в себе. Дети обращают внимание на подсказки взрослого, однако не используют их эффективно. Дети эпизодически обращаются к партнеру, спрашивая: «А дальше как?»; «Куда сейчас собираешься ехать?».

        3 уровень - действительное взаимодействие двух партнеров, однако это взаимодействие носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер. В каждой конкретной ситуации и поводу каждой машины дети пытаются договориться и согласовать свои действия. В отношении же поиска общего способа решения задачи они беспомощны. Дети повторяют одни и те же ошибки, но возникает   эпизодическое   планирование   действий. Подсказка   взрослого   принимается, но используется лишь для конкретной ситуации. Дети активно общаются между собой.

        4 уровень - развитие сотрудничества характеризуется тем, что дети впервые начинают воспринимать  ситуацию  решения  задачи в  целом. У  детей  устанавливаются  определенные отношения с партнером, сокращается время эксперимента. Дети относятся к своему партнеру как к противнику в игре, игра приобретает характер соревнования. Подсказки взрослого принимаются
адекватно, однако дети довольно часто повторяют одни и те же ошибки. Условно этот уровень можно назвать «кооперативно-соревновательным». Обращение детей друг к другу напоминает обычное общение во время игры.

        5 уровень - поведение детей характеризуется возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации решения общей задачи. На этом уровне нет соревновательных отношений между   детьми,   они  подсказывают  друг   другу,   сопереживают   успехам  партнера,   у  детей обнаруживается способность к совместному планированию действий. Однако «планирование на двоих» носит ситуативный характер, то есть дети планируют свои действия в каждой конкретной ситуации. Дети не повторяют грубых ошибок, подсказка взрослого воспринимается адекватно, однако ее использование также ситуативно.

        6 уровень - высокий уровень сотрудничества. Дети с самого начала относятся к поставленной задаче как к общей. Эти дети, прежде чем дотронуться до машинок, начинают искать общий способ решения задачи. Они планируют «стратегию», составляют общий план своих действий и действий партнера. Дети не повторяют своих ошибок. В подсказках взрослого не нуждаются. Общение трудно зафиксировать, так как оно носит свернутый характер.

Сводная таблица 4. Исследование по методике «Лабиринт»

Уровень

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

6-ой

Количество детей

% от общего числа детей

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"

Статья посвящена проблеме развития  навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошко...

Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности...

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Пояснительная запискаНами  представленапримерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками....

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

статья Развитие навыков общения у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности.

Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания....