Теоретические и методологические основы логопедии
материал по коррекционной педагогике

Степанова Кристина Сергеевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya.docx67.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Теоретические и методологические основы логопедии

Логопедия – раздел специальной педагогики, изучающий вопросы предупреждения, выявления и коррекции нарушения речевой деятельности средствами специального обучения и воспитания.

Цель – изучение и разработка научно-обоснованной системы предупреждения, выявления и устранения расстройств речевой деятельности.

Объект – нарушения речевой деятельности.

Предмет – особенности предупреждения, выявления и коррекции разных форм нарушения речевой деятельности.

Задачи

теоретические

практические

Изучение этиологии речевых нарушений

Разработка приемов и методов предупреждения реч. патологии

Изучение механизмов речевых нарушений

Разработка приемов и методов выявления реч. патологии

Изучение симптомов проявления реч. нарушений

Разработка приемов и методов коррекции реч. патологии

Изучение развития речевой патологии

Расширение сети учреждений, оказывающих логопедическую помощь

Разработка дифференциальных приемов и методов

Традиционно связи логопедии с другими науками делят на:

  1. Внутрисистемные: науки пед. цикла (общ., дошк., шк., спец. Педагогика и др.); науки психологич. Цикла (психология общ., спец., возрастная и др.)
  2. Межсистемные: науки мед.-биологич. цикла (генетика, медицина, психиатрия и др.), науки лингвистич. цикла (языкознание, фонетика, грамматика и др.), науки тех. цикла (информатика, химия и др.)

Методология логопедии состоит из 3 взаимосвязанных разделов:

  1. Методология философии – определение исходных позиций при изучении основополагающих вопросов логопедии;
  2. Методологии наук, связанных с логопедией – логопедия заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук;
  3. Методология самой логопедии создается с опорой на методологию наук, с которыми она связана:
  • Организационные методы – сравнение, изучение в динамике, комплексный;
  • Эмпирические методы – педагогическое наблюдение, эксперимент и др.;
  • Методы математич. статистики – количествен. и качествен. анализ полученных данных;
  • Интерпретационные – объяснение полученных данных, анализ литерат. источников и др.

Этиология возникновения речевых нарушений делится:

  1. По времени воздействия неблагоприятного фактора:
  1. Пренатальные
  2. Натальные
  3. Постнатальные
  1. По принципу учета способа воздействия неблагоприятных факторов:
  1. внешние – болезнетворные раздражители, действующие на организм извне;
  2. внутрен. – врожден. или возникающ. изменения строения и функционирования органов;
  1. По характеру воздействия:
  1. Биологич.           Органич.(очевидн.)           центральн. (мозг)

                                Периферич. (внутр.)

        Функион. (Без видимых причин)            центральн.

        Периферич.

  1. Социально-психологические

В настоящее время используют 2 классификации речевой патологии:

  1. Клинико-педагогическая:

Принципы: 1) нозологический – описание симптомов, характерных для той или иной речевой патологии;  2)От общего к частному – от определения к конкретному человеку.

  1. Нарушения устной речи:
  • Фонетикофонематическое оформление высказывания (дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса, заикание);
  • Нарушения структурносемантического оформления высказывания (алалия, афазия);
  1. Нарушения письменной речи:
  • Нарушения чтения (дислексия, алексия);
  • Нарушения письма (дисграфия, аграфия, дизорфография).
  1. Психолого-педагогическая:

Принципы: 1) применимости в пед. Процессе – наличие программ воспитания и обучения детей с разными видами речевой патологии; 2) отчастного к общему – от похожих нарушений у конкретных детей к общей программе.

  1. ФФН
  2. ОНР
  3. комбинированный дефект, где заикание сочетается с ОНР

Методы логопедического воздействия являются адаптированными методами общей педагогики:

  1. приемы словесной работы – беседа, рассказ, интервью и др.
  2. приемы наглядной работы – демонстрация, иллюстрация и др.
  3. приемы практической работы – упражнения, артикуляционная гимнастика и др.

Этапы логопедического воздействия:

  1. подготовит. – подготовить ребенка к устранению дефекта

Задачи: 1) включить ребенка в коррекционно-педагогический процесс (ситуация успеха)

  1. развитие психических процессов (память, внимание)
  2. вторичная профилактика (доп. игры и упражнения)
  3. устранение патологического механизма

2) основной – устранение симптомов речевой патологии

     Задачи: 1) развитие психических процессов (самооценка)

2) вторичная профилактика

3) формирование нового навыка говорения

3) заключительный – закрепить новый сформированный речевой навык

    Задачи: 1) развитие психических процессов (взаимовыручка, взаимоподдержка)

2) вторичная и третичная профилактика

3) введение нового навыка говорения в свободную речь (бытовой диалог)

Профилактическая работа – применение совокупности предупредительных мер, направленных на сохранность речевых функций и предотвращение возникновения речевой патологии. Ее делят на 3 формы:

  1. первичная – предупредить возникновение речевой патологии

Приемы: просвещение на уровне родителей, педагогов, медиков.

  1. Вторичная – предупредить возникновение вторичных нарушений при уже имеющейся речевой патологии

Приемы: проведение речевых игр на развитие всех компонентов речевой системы.

  1. Третичная – предупредить возврат устраненной речевой патологии

Приемы: доведение нового способа говорения до устойчивого автоматизированного навыка.

  1. Нарушения голоса: терминология, этиология, механизмы

Голос – способность издавать звуки при разговоре.

Голос характеризуется следующими акустическими параметрами:

  1. Сила голоса, которая обеспечивается амплитудой колебания голосовых связок;
  2. Высота голоса, которая зависит от частоты колебания голосовых связок (чем больше частота, тем выше голос);
  3. Тембр голоса – соотношение резонирования в отделах верхнего и нижнего резонатора, индивидуально для каждого человека.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать 3 типа голосоподачи:

  1. Сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой.
  2. Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков.
  3. Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебание. Этот типа называется твердой атакой.

Значение дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Дыхательная система принимает участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию. Равномерные циклы нормального дыхания преображаются при речи. Перед началом произнесения фразы возникает более глубоких вдох. Фраза произносится на выдохе. Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия (назальные звуки). Речевое дыхание формируется прижизненно.

Выделяют следующие типы физиологического дыхания:

  1. Грудное (реберное) – грудная клетка расширяется и слегка приподнимается во время вдоха, суживается и несколько опускается при выдохе. Чаще встречается у женщин.
  2. Брюшное (диафрагмальное) – во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, легкие заполняются воздухом. Во время выдоха диафрагма расслабляется, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Чаще встречается у мужчин.
  3. Смешанное – в акте дыхания участвуют межреберные мышцы и диафрагма. Чаще встречается у пожилых, детей, беременных женщин и спортсменов.

Механизмы голосообразования:

  1. Тонический (миоэластический) – голос образуется за счет размыкания напряженных голосовых связок воздушной струей, после чего за счет своей эластичности и напряжения, голосовые связки снова смыкаются.
  2. Клонический (нейрохронологический) – голос образуется за счет определенной частоты нервного импульса, вызывающего соответствующие колебания мышц голосовых связок.

Развитие и становление голоса условно делится на несколько периодов:

  1. Голос новорожденного ребенка – короткий вдох, короткий выдох, речев. дыхание не сформировано, голос высокий немодулирован., с преобладанием работы верхн. резонатора;
  2. Голос дошкольника и младшего школьника – начинает формироваться и закрепляться речевой выдох, речевой выдох увеличивается с 2 до 15 слов, начинает формироваться плавность выдоха, сила голоса регулируема, высота голоса формируется постепенно с возрастом (в 3 г. ребенок может модулировать высоту голоса на 2 тона и т.д.). Голосовые связки колеблются не всей своей массой, а только краем.
  3. Голос в подростковом возрасте – под воздействием эндокринных изменений начинается рост гортани. При непропорциональном росте гортани могут быть срывы голоса. Это происходит за счет несоответствия размера связок размерам гортани несоответствия нервного импульса, идущего по возвратному нерву к структурам гортани. Возникает мутация голоса. Весь период мутации делят на 3 стадии: начальную, пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок («мутационный» треугольник). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.
  4. Голос взрослого человека – высота, сила, тембр, выносливость голоса зависят от профессии.
  5. Голос пожилых людей – под воздействием эндокринных изменений у женщин голосовые связки утолщаются, у мужчин – утончаются.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

Центральные органические нарушения

Этиология – болезни нервной системы.

Механизм – параличи, парезы в дыхательном, голосовом и резонаторном отделах.

Симптомы – афония при параличах голосового отдела, дисфония при парезах.

Коррекционная работа при афонии:

  1. Артикуляционные упражнения для внешних мышц гортани – открыть/закрыть рот, движение нижней челюсти в стороны, вперед/назад, вверх/вниз.

Для корня языка – глотание, стрелялки (кх, кх).

Для средних мышц гортани – все повороты шеи (кроме назад).

Для нижних мышц гортани – подъем плеч, вперед/назад, попеременно и т.д.

  1. Вызывание голоса:
  • Произвольное – помычать или постонать с закрытым ртом. Если не получается, тогда те же задания выполняются с наклоном головы вперед и примыканием подбородка к груди.
  • На непроизвольных реакциях – чихание, кашель, смех.  

При появлении голоса он тренируется в положении головы прямо до первых признаков утомления. Артикуляционные упражнения проводятся на протяжении всей коррекционной работы.

Первым ставится звук м, затем у, потом о и отрабатываются комбинации гласных оу, уо, ууо, уоо и т.д. до первых признаком утомления. Обязательно проводятся беззвучные артикуляционные упражнения. Их цель – натренировать четкость произношения. Постепенно добавляем по 1 звуку и тренируем произношение.

При слабом голосе тренируется четкость артикуляции, сила голоса. Используется произношение по следующим схемам:

Точно также работаем над высотой голоса (игры Кто голос подает, укачивание куклы).

Центральные функциональные нарушения

Этиология – чаще всего возникает у девушек с истероидными чертами характера в подростковом возрасте или у взрослых при сильном стрессе.

Механизм – при возникновении стресса в правом полушарии возникает патологический доминантный очаг, для которого характерно:

  1. Привлечение к себе энергии работающих центров КГМ (центр голосоподачи).
  2. Закрепление условно-рефлекторной нейродинамической цепочки, по которой произошел отбор энергии. При этом, при возникновении возбуждения в центре голосоподачи, энергия снова уходит в патологический очаг возбуждения и не подается к голосовым связкам. При осмотре фониатром диагностируется функциональный паралич голосовых связок.

Коррекционная работа: при снижении силы стресса голос может возникнуть самостоятельно. Стресс снижает психотерапевт (психиатр) медикаментозно. При хронической афонии включается в работу невролог, который прописывает препараты, улучшающие проводимость нерв. импульсов и проводится работа по вызыванию, тренировке и закреплению голос. функции.

Периферические органические нарушения

Возникают чаще всего при стенозе гортани (сужение просвета вплоть до полного закрытия из-за опухоли и рубцов ожоговых, химических и др.)

Симптомы – быстро прогрессирующая хриплость голоса и затруднение физиологического дыхания вплоть до полной невозможности.

Мед. мероприятия

Дооперационные

Послеоперационные

Контрольные

Ношение трахеостомы

Ношение Т-образной трубки, формирование нового просвета гортани

Наблюдение за результатами операции

Пластическое закрытие стомы

Функциональная тренировка параметров голоса

  1.     П        С        И        Х        О        Т        Е        Р        А        П        И        Я
  1.     А  Р  Т  И  К  У  Л  Я  Ц  И  О  Н  Н  А  Я   Г  И  М  Н  А  С  Т  И  К  А

  1.  Д  Ы  Х  А  Т  Е  Л  Ь  Н  А  Я   Г  И  М  Н  А  С  Т  И  К  А

  1. ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Психотерапия:

1 этап – снятие паники, знакомство с человеком после операции

2 этап – настроить на работу, создать ситуацию успеха

3 этап – голосовые упражнения, подготовить к изменяющемуся голосу

4 этап – похвала, поддержка

5 этап – индивидуальная психотерапия

Артикуляционная гимнастика:

1 этап – знакомство с артикуляционными упражнениями, показать, что артикуляционные мышцы можно тренировать

2 этап – беззвучное артикулирование гласных звуков

3 этап – динамические упражнения (артикуляционные упражнения с движениями)

4 этап – говорение с разрешения врача

5 этап – артикуляционная гимнастика в виде медленного и четкого проговаривания скороговорок, дикционные упражнения

Дыхательная гимнастика:

2 этап – дифференциация ротового и носового выдохов, тренировка плавного и длительного выдоха

3 этап – озвученный выдох – на выдохе произносится 1 звук, затем 2 и т.д. В конце 3 этапа на 1 выдохе проговариваем целую фразу

4 и 5 этап – мыльные пузыри, футбол с ватой и т.д.

Голосовые упражнения:

3 этап – вызывание и первичное закрепление голоса (начиная с м, у, о, заканчивая я)

4 этап – говорение с разрешения врача

5 этап – функциональная тренировка голоса (работа над высотой, силой и тембром)

Периферические функциональные нарушения

Для них характерно наличие незначительных преходящих органических нарушений. Периферические функциональные нарушения чаще всего возникают у дошкольников и младших школьников.

Для их возникновения необходима совокупность 2 групп причин:

  1. Внешние – негигиенические условия использования голосовой функции (холодный, дымный, сырой, загазованный, пыльный воздух и др.)
  2. Внутренние – индивидуальные особенности слизистой голосовых связок, частые простудные заболевания, неправильный механизм голосоподачи (подражание, перенапряжение).

Проявляются в возникновении осиплости или охриплости голоса из-за воспаления и разрыхления слизистой. При возникновении осиплости и охриплости в случае дальнейшего использования голосовой функции в местах смыкания голосовых связок при вибрации возникают сначала уплотнения, которые становятся жестче и переходят в органические нарушения – узелки голосовых связок, которые в свежих случаях при проведении ингаляций и использования режима молчания могут рассосаться самостоятельно, в неблагоприятных случаях – узелки устраняются хирургически. Функциональная ринофония – насморк.

  1. Дислалия: статистика, определение, классификация

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации органов артикуляционного аппарата.

Выделяют 2 основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую). В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Механическая (органическая) дислалия

Функциональная дислалия

Моторная (артикуляторно-фонетическая)

Сенсорная (акустико-фонематическая)

Смешанная (артикуляторнофонематическая)

Механизм

Нарушение строения органов артикуляционного аппарата: боковой, передний, открытый прикус, прогения, прогнатия, короткая уздечка, короткий язык.

Нарушение силы и подвижности мышц артикуляционного аппарата

Недостаточный уровень развития фонематического слуха

Совокупность механизмов моторной и сенсорной дислалии

Этиология

Биологичечкие: наследственность

Соц.-псих.: гиперопека

Биолог.: соматическая ослабленность

Соц.-псих.: неправильное речев. окружение, гипер-, гипоопека.

Б.: соматическая ослабленность

Соц.-псих.: неправильное речевое окружение

Совокупность причин моторной и сенсорной дислалии

Симптомы

Фонетический дефект искажение и пропуски

Фонетический дефект искажение

Фонематический дефект замены и смешения на звуки такой же сложности по артикуляции

Фонематический дефект замены и смешения на звуки более легкие по артикуляции

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится 1 звук или звуки одной группы, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (напр, свистящие и соноры).

По учету фонематической группы:

  1. Сигматизмы – нарушение произвношения свистящих и шипящих звуков      
  • Свистящих звуков           собственно сигматизмы (фонетический дефект искажение)

                                            парасигматизмы (фонематический дефект замены и смешения)

  • Шипящих звуков         собственно сигматизмы (фонетический дефект искажение)

                                        парасигматизмы (фонематический дефект замены и смешения)

  1. Ламбдацизмы        собственно ламбдацизмы (фонетический дефект искажение)

л, л’                         параламбдацизмы (фонематический дефект замены и смешения)

  1. Ротацизмы         собственно ротацизмы (фонетический дефект искажение)

р, р’                     параротацизмы (фонематический дефект замены и смешения)

  1. Йотацизмы й       л’
  2. Дефекты заднеязычных звуков:
  • Каппацмзм – нарушение к, к’
  • Гаммацизм – нарушение г, г’
  • Хитизм – нарушение х, х’
  1. Дефекты смягчения:
  • Твердый звук заменяется парным мягким
  • Мягкий заменяется парным твердым
  1. Дефекты озвончения и оглушения:
  • Замена звонких парным глухим
  • Замена глухих парным звонким

Обследование речи детей с дислалией:

  1. Обследование этиологии
  • Изучение карты развития
  • Сбор анамнеза – беседа с родителями ( речевое окружение, начало прикорма, как ест сейчас и т.д., запросы родителей)
  1. Обследование механизма
  • Нарушение строения – визуальное обследование (высунуть язык, улыбнуться, при короткой подъязычной уздечке – обследование у челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, неправильный прикус – обследование у ортодонта).
  • Недостаточная сила и подвижность  - выполнить серию артикуляционных упражнений (базовые): для мышц нижней челюсти – открыть/закрыть рот, для мышц губ – улыбка-трубочка и-у-и-у, для мышц языка – блинчик – иголочка, лошадка – цокать языком, облизать верхнюю и нижнюю губу.
  • Обследование фонематического слуха – картинки слов-квазиомонимов – слова, отличающиеся 1 звуком. Используется игра «Покажи, где».

Правила:

  1. Содержание картинок должно быть понятно ребенку.
  2. Картинки называются без дополнительных слов.
  3. Слова даются в той грамматической категории, в которой они являются словами-квазиомонимами (лечь, а не лежать).
  4. Слова даются в разброс.
  5. Не должно быть никаких оценочных действий.
  6. Если у звуков разная артикуляция, логопед садится так, чтобы ребенок не видел артикуляцию
  7. Ребенок должен быть заинтересован в результатах.
  1. Обследование симптомов речевой патологии

По альбому Иншаковой обследуем все звуки, результат заносится в речевую карту:

+ все хорошо

- не произносит звук

Ш звук-заменитель

м/з способ искажения

  1. Обследование структуры нарушения

Обследуем звукослоговую структуру слова, грамматику, связную речь.

ЗССС – от конца к началу по Иншаковой

Лексика – назвать предметы – одним словом – назвать еще из этой категории

Грамматика – синонимы, антонимы и т.д.

Связная речь – любимая сказка, рассказ по картинке и т.д.

Этапы и приемы логопедического воздействия:

  1. Подготовительный этап – подготовить ребенка к устранению дефекта

Задачи: 1. Создать ситуацию успеха – игры с картинками

2. игры на развитие двигательной и слуховой памяти и внимания

3. вторичная профилактика – дополнительные игры и упражнения на развитие ЗССС, лексики, грамматики, связной речи

4. устранение патологического механизма – рекомендации специалистов: можно ли заниматься.

Работа над нарушением строения: медленное цокание – для растягивания уздечки, высовывание языка, облизывание губ, для старшего возраста – гармошка, чистить зубы. Если на протяжении 3 недель нет результаты, то режем уздечку.

Работа над недостаточной силой и подвижностью. Требования к артикуляционной гимнастике:

  1. Упражнения подбираются на все группы мышц.
  2. Упражнения даются на усложнение, по мере развития мышц органов артикуляционного аппарата.
  3. Каждое упражнение комплекса должно содержать элемент правильной артикуляции или должно быть направлено на устранение сбоя в артикуляции.
  4. Упражнения делаются перед зеркалом по показу, потом под счет, потом самостоятельно.

Работа над фонематич. слухом проводится в 6 этапов, в процессе кот-ых выполняются 2 условия:

  1. Внутри каждого этапа задания даются по усложнению.
  2. Ребенок не переводится на следующий этап, пока он не научится безошибочно выполнять задания предыдущего этапа.

1 этап. Дифференциация неречевых звуков.

Осн. Игра: «Угадай, что звучит». Усложнение: увеличение количества предметов, приближение звучания предметов.

2 этап. Дифференциация звуков и звукокомплексов по долготе (большой паровоз – длинный звук, маленький – короткий звук), силе (игра «Далеко или близко»), высоте («Угадай, кто голос подает» - мама или детеныш) и тембру (игры-драмматизации).

3 этап. Дифференциация слов ( обследование фонематического восприятия). До 4 лет

  1. Слова разные по длине и звуконаполнению – игра «Покажи, где» (сом, крокодил)
  2. Слова, одинаковые по длине, разные по звуконаполнению – игра «Покажи, где» (зайка, белка и т.д. => обобщающее слово)
  3. Слова-квазиомонимы. Последовательность:

1 – слова, различающиеся гласными звуками (дом, дым)

2 – слова, различающиеся сонорными и шумными звуками (класс, квас)

3 – слова, различающиеся сонорными звуками (рак, лак)

4 – слова, различающиеся мягкими и твердыми звуками без свистящих и шипящих (нос, нёс)

5 – слова, различающиеся звонкими и глухими звуками без свист. и шипящих (точка, дочка)

6 – слова, различающиеся свистящими и шипящими звуками (мишка, миска)

7 – слова, различающиеся свистящими звуками (коса, коза)

8 – слова, различающиеся шипящими звуками (шить, жить)

4 этап. Дифференциация слогов. Игра «Поймай слог»

5 этап. Дифференциация фонем. Игра «Поймай звук»

6 этап. Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза. Прежде чем приступить к работе, проводится обследование готовности ребенка. Для этого обследуют:

  1. Сформированность понятия «ряд» (теремок, репка). Сначала без опоры на наглядность.
  2. Сформированность фонематических представлений:
  • Из разложенных картинок, не называя их, выбрать те, в названиях которых есть заданный звук
  • Придумай и назови слова с заданным звуком

К элементарным формам фонематического анализа и синтеза относятся:

  1. Определение наличия звука в слове (игра «Поймай, слово»)
  2. Определение места звука в слове: начало, конец, середина (под ударением, свист., шипящ.)

Показателем готовности перевода ребенка на 2 этап является:

  1. Умение придать органам артикуляции необходимое для произнесения звука положение и удерживать его в течение 5-10 сек.
  2. Дифференцировать звук и не смешивать его в самых сложных позициях (шустрик, солнышко)

Работа на подготовительном этапе в зависимости от формы дислалии:

Органическая дислалия

Функциональная дислалия

Моторная

Сенсорная

Смешанная

  1. Консультация специалиста
  2. Артикулиционная гимнастика
  3. ФС с 3 этапа
  1. Артикуляционная гимнастика
  2. ФС с 3 этапа
  1. ФС с 1 этапа
  2. Акцентирование внимания на правильной артикуляции
  1. ФС с 1 этапа
  2. Артикуляционная гимнастика

2)основной этап – устранение симптомов речевой патологии

1. постановка звука:

I. По подражанию – ребенок повторяет звук за взрослым (только при фонетическом дефекте). Вызывание звука в процессе выполнения артикуляционного упражнения Парус.
II. Механический способ – использование зондов и шпателей.

III. Смешанный – правильное положение органам артикуляции придается зондом или шпателем, а звук ребенок произносит сам.

IV. Постановка от опорных звуков.

2.автоматизация звука:

При фонематических нарушениях НЕ используется звук-заменитель. Автоматизация осуществляется в следующей последовательности:

  1. Если звук щелевой:
  • Прямой слог (са, со, сы)
  • Обратный слог (ас, ос)
  • Слог со стечением (ста, сла)
  • Автоматизация с словах (прямой слог в нач/конце/серед., обратный слог в нач/конце/серед., слова со стечением в нач/конце/серед.)
  • Автоматизация во фразе
  1. Автоматизация взрывных звуков или звуков, имеющих взрывной компонент:
  • Обратный слог (ац, оц, уч)
  • Прямой слог (ца, цо, цу)
  • Слог со стечением (цка, цма)
  • Автоматизация в словах (обратный слог в конце/нач/серед., прям слог в нач/конце/серед, слог со стечением в нач/конце/серед.)

На этапе автоматизации в речевом материален должно быть максимальное количество слов с автоматизированным звуком.

  1. Дифференциация звуков в произношении осуществляется в следующей последовательности:
  • Дифференциация в слогах – игры «Повтори за мной», «Добавлялки»
  • Дифференциация в словах – квазиомонимсы
  1. Заключительный этап – закрепить новый навык говорения – бытовой диалог, подслушивание в процессе игры

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Один и тот же звук может быть получен разными путями. Порядок постановки звуков обусловлен степенью их акустического контраста. Этот порядок должен отвечать принципу последовательного переходы от более легкого к более трудному. Также нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов. Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над звуками, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками.

Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях.

  1. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия. Ротацизмы.

Недостатки произношения звуков [Р] - [Р'] проявляются в искажении при ротацизме, замене при параротацизме.

Звуки [Р] - [Р'] относятся к группе сонорных по участию/не участию голосовых складок; дрожащих по способу образования; язычно-альвеолярных по месту образования и ротовых по месту резонирования.

Правильная артикуляция звука [Р]: при произнесении звука [Р] губы занимают нейтральную позицию или позицию следующего гласного. Зубы слегка раздвинуты. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен  и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовая дыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук [Р'] отличается от твердого только тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, (примерно как при согласном [И]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [Р], задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Звук [Р] – самый сложный по артикуляции в онтогенезе. Появляется в 5-6 лет. Из-за сложности артикуляции  существует множество вариантов нарушения произношения звука [Р], которые можно классифицировать следующим образом:

1) артикуляционно-фонетические: велярный, увулярный, боковой, носовой ротацизмы. Механизмом является нарушение подвижности органов артикуляционного аппарата, которое проявляется в искаженном звучании.

2) акустико-фонематические. Проявляются в заменах звуков [Р], [Р'] на соответствующие  звуки [Л], [Л']. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха;

3) артикуляторно-фонематическая: замены звуков [Р], [Р'] на гласные звуки [У], [Ы] или согласные [Д] и т.д.

Независимо от варианта нарушения артикуляционная гимнастика проводится в полном объёме. Она направлена на:

1. Развитие силы мышц языка. Наиболее эффективны упражнения на сопротивление.

2. Упражнения на развитие подвижности мышц кончика языка: «часики», «качели», «балалаечка», «барабанчик» и др.

3. Упражнения на умение поднимать язык к альвеолам и удерживать его там в течение длительного времени. Упражнение «грибок».

При боковом и носовом искажении обязательно проводятся упражнения, направленные на формирование воздушной струи посередине языка.

Если замены вызваны несформированностью образа звука, то проводится работа по его развитию.

Постановка звука [Р] осуществляется двумя способами. Используются 2 звука [Д], [Ж]. если есть вибрации в одном отделе артикуляционного аппарата (при боковом, велярном, увулярном ротацизмах), достаточно использовать механический способ постановки при помощи зонда. После вызывания звука автоматизация осуществляется в традиционной последовательности: в слогах, словах, во фразах. При фонематических нарушениях поводится дифференциация в произношении.

Кроме этого на всех этапах работы по устранению недостатков звуков [Р], [Р'] проводится вторичная и третичная профилактика. Вторичная: используются игры и упражнения не только на произношение, но и развивают словарь, грамматический строй. Также развиваем связную речь (используются рассказы, пересказы). Третичная: доведение навыков правильного произношения до автоматизма.

Таким образом, устранение недостатков произношения звуков [Р], [Р'] носит комплексный, последовательный и системный характер.

  1. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия. Ламбдацизмы.

Недостатки произношения звуков л и л’ носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих звуков какими-либо другими звуками, носят название параламбдацизма.

Звуки л, л’ относятся к группе сонорных по степени участия голоса, смычно-проходные по способу образования, язычно-альвеолярные по месту образования, ротовые по месту резонирования.

При артикуляции л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами — 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция мягкого л’ отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Среди нарушений л распространено искажение звука, при котором произносится двугубый сонорный звук, наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным ы, фрикативным г (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким л, й (йот), изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими. Мягкий л нарушается очень редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена звуком й (йот).

На подготовительном этапе отрабатывается подъем кончика языка и задней части языка вверх на звуках о, у, ы, умение опускать боковые края – упражнение «Охотник идет по болоту» - зажать кончик языка между зумами, выдыхать воздух через щеки. Также вырабатывается правильное направление воздушной струи. Упражнения как при постановке звука л. При параламбдацизме важно научить различать на слух звук л и звук-заменитель.

Приемы постановки звук: ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд № 4 (в форме пятиугольника) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз — вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого л.

Основная трудность в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. При постановке звука л’ работа проводится на материале слогов: ли, ля, ле, лё, лю. При этом просят ребенка шире улыбнуться.

При ламбдацизмах работа заканчивается этапом автоматизации, т.к. во всех случаях не наблюдается замены фонемы л другой фонемой. При параламбдацизмах работа над звуком заканчивается этапом дифференциации звука л и звука-заменителя.

  1. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия. Сигматизмы свистящих звуков.

Недостатки произношения свистящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих шипящими или другими звуками называется парасигматизмом.

Звуки с, с’, з, з’, ц относятся к группе шумных по степени участия голоса, язычно-зубных по месту образования, ротовых по месту резонирования, звуки с, с’, з, з’ щелевые, звук ц смычно-щелевой по способу образования.

При произнесении свистящих звуков губы имеют тенденцию растягиваться в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Передняя часть спинки языка выгарбливается к верхним резцам, при произнесении звука «Ц», она в - первый момент образует смычку, во - второй – щель. При произнесении всех остальных свистящих звуков образует щель, боковые края языка при произнесении всех свистящих звуков плотно прижаты к верхним боковым губам. Средняя часть спинки языка при произнесении мягких звуков «Сь», «Зь» - приподнята, при твердых «С», «З» - опущена. Мягкая небо поднята и всегда закрывает проход в носовую полость, голосовые складки при звонких свистящих «З» и «Зь» вибрируют и сомкнуты. При глухих «С», «Сь» - мягкий, «Ц» - разомкнуты.

Классификация вариантов нарушений:

1. Артикуляционно-фонетические нарушения: боковой, носовой, межзубный сигматизм. Механизм бокового сигматизма – боковые края языка не прелегают к коренным зубам, опущены. Механизм носового – мягкая небо опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенкой глотки. Механизм межзубного - кончик языка просовывается между верхними и нижними резцами.

2. Артикуляционно- фонематические: губно-зубной, призубный парасигматизм. Механизм губно- зубного – нижняя губа приближается к верхним резцам, образуя звук «Ф». Механизм презубного- кончик языка сомкнут с верхними резцами, образуя звук «Т».

3. Акустико – фонематические нарушения: свистящий, шипящий парасигматизм. Механизм свистящего - выгарбливается средняя часть спинки языка, все свистящие звуки заменяются на «Сь». Механизм шипящего – кончик языка опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны.

Задачи подготовительного этапа выполняются путем выполнения базового комплекса артикуляционной гимнастики:

  1. Улыбка, трубочка, улыбка, бублик
  2. Открыть/закрыть рот
  3. Наказать непослушный язык
  4. Удерживать широкий язык – блинчик, лопаточка
  5. Чистим нижние зубы изнутри
  6. Катушка

При межзубном – покусывание кончика языка, расческа, борьба языка и пальцев.

При боковом – покусывание боковой части языка, борцы в ослабленную сторону.

При носовом – питье чайной ложечкой, стрелялки кх, произношение гласных на твердой атаке.

При носовом и боковом сигматизме проводятся дыхательные упражнения: дуть на карандаш, на вату, вертушка.

При губно-зубном – увеличить количество упражнений с губами (с зеркалом и без).

При призубном – выполняем только базовый комплекс.

При шипящем и свистящем – горка, кошка сердится.

Постановка звука начинается с глухого твердого с с использованием зондов или от опорных звуков (и => катушка, ф => улыбка). Для получения чистого произношения применяют поэтапный метод постановки звука: вызывают межзубное произношение, а затем переводят язык в зазубное положение. Звук ц ставится путем произнесения атс.

Автоматизация классическая. Речевой материал не должен содержать звука-заменителя. При сигматизмах работа заканчивается этапом автоматизации, при парасигматизмах – этапом дифференциации звука с и звуков-заменителей.

  1. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия. Сигматизмы шипящих звуков.

Недостатки произношения шипящих звуков проявляются в искажении звука – сигматизм, замене и смешении – парасигматизм.

Звуки ж, ш, ч, щ относятся к группе шумных по степени участия голоса, язычно-передненебных по месту образования, ротовых по месту резонирования, звуки ж, ш, щ щелевые, звук ч смычно-щелевой по способу образования.

При произнесении шипящих звуков губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, широкий край языка поднимается к переднему краю твердого неба. Язык принимает форму чашечки. При произнесении звука "ч" передний край языка образует в первый момент смычку, а во второй момент щель, при произнесении остальных шипящих передние края языка образуют щель. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, средняя часть спинки языка при произнесении звука "щ", "ч" приподнята, "ш","ж"- опущена.Корень языка слегка приподнят. Мягкое небо закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произнесении звука "ж" сомкнуты и вибрируют, при произнесении других - разомкнуты.

Существуют следующие варианты нарушения произношения шипящих звуков: межзубный, боковой, носовой сигматизм, губно-зубной, призубный, шипящий, свистящий парасигматизм.

При межзубном – кончик языка просовывается между зубами. При боковом – одна из боковых частей не примыкает к верхним боковым зубам. При носовом – мягкое небо опущено и не закрывает проход в носовую полость. При губно-зубном – нижняя губа поднята к верхним резцам и образует с ними щель. При призубном – кончик языка смыкается с альвеолами за верхними резцами. При шипящем – кончик языка находится за нижними резцами, средняя часть спинки языка напряжена, выгорблена. При свистящем – широкий кончик языка лежит у основания нижних резцов.

Независимо от варианта нарушения артикуляционная гимнастика проводится в полном объеме для выполнения задач подготовительного этапа. Базовый комплекс:

  1. Упражнения для губ (трубочка, рупор, улыбка)
  2. Открыть/закрыть рот
  3. Наказать непослушный язык
  4. Удерживать широкий язык – облизать верхнюю губу снизу вверх, чтобы были видны нижние зубы
  5. Чашечка снаружи – отрываем язык от верхней губы. Параллельно выполняются на формирование умения поднимать язык за верхние зубы и удерживать его там (цокать, чистить верхние зубы с открытым ртом, красим небушко)
  6. Чашечка внутри (5-10 сек удерживать внутри)

При межзубном – покусывание кончика языка, расческа, борьба языков и пальцев.

При боковом – покусывание боковой части языка, борцы в ослабленную сторону.

При носовом – питье чайной ложечкой, стрелялки кх, произношение гласных на твердой атаке.

При губно-зубном – увеличить количество упражнений с губами (с зеркалом и без).

При шипящем – горка, киска сердится.

При призубном и свистящем – только базовый комплекс.

При постановке звука Ш ребенку предлагается длительно произносить звук С и убедиться в правильном его звучании. Далее зондом или шпателем поднять кончик языка к верхним альвеолам в положение «чашечки» и слегка выдвинуть вперед губы. При этом надо следить, чтобы не образовалась смычка языка с верхними резцами — иначе у ребенка появляется боковой звук С. В качестве базового звука для постановки Ш можно использовать звук Р-шепотный и одновременно шпателем погасить вибрацию кончика языка. После автоматизации ш можно ставить звук ж, дав ребенку почувствовать вибрацию голосовых складок при произнесении ж. звук щ часто появляется автоматически, после постановки шипящих звуков. Для вызывания звука щ показать ребенку, что если при произнесении ш передвигать язык вперед, ближе к зубам, будем слышаться звук щ или можно попросить ребенка при длительном произнесении звука ш растянуть губы в улыбку. Звук ч вызывается путем произнесения атщ.

Автоматизация проводится классически. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, при парасигматизмах – этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретико - методологические основы социокультурной адаптации детей младшего возраста

В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведен...

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

«Теоретико - методологические основы формирования здоровьесберегающего поведения педагогов.»

Научная публикация содержит  материал по теориям формированию мотивации....

Теоретические и методологические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ- важноесредство всестороннего развития личности дошкольника посредствомознакомления с трудом взрослых,приобщения детей к доступнойтрудовой деятельности....

Теоретические и методологические проблемы дошкольного образования

Данная работа  посвящена раскрытию вопросов, связанных с методологическими проблемами  в современном учебно- образовательном процессе...

Теоретические и методологические проблемы дошкольного образования

Данная работа  посвящена раскрытию вопросов, связанных с методологическими проблемами  в современном учебно- образовательном процессе...