Использование метода визуальной поддержки в работы с детьми с РАС
статья по коррекционной педагогике

Гречухина Татьяна Николаевна

Функции и виды визуального расписания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода визуальной поддержки в работы с детьми с РАС

 Выполнила учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.

Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Следовательно, наиважнейшей задачей при обучении ребенка с РАС является - формирование жизненных компетенций, то есть навыков, знаний и умений, способов их применения, необходимых человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для детей с РАС такими навыками могут быть: самостоятельное одевание, прием пищи, пользование туалетными принадлежностями, умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу и т.д.

Для формирования многих функциональных навыков обучающимся с РАС требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего ученики нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать учеников максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты визуальных подсказок.

Самым простым вариантом такой поддержки является визуальное расписание. Визуальное расписание – это разновидность визуальных подсказок, которые отображают порядок действий при выполнении навыка. Визуальное расписание готовится индивидуально для каждого ребенка в зависимости от того, изображения какого типа он наиболее успешно распознает. В качестве иллюстраций в расписании могут быть использованы как фотографии выполняемых ребенком действий, так и схематичные картинки. Для детей, которые умеют читать и понимают прочитанное, можно использовать написанное расписание. Для того чтобы ребенок смог самостоятельно пользоваться подсказками, необходимо обучить его этому навыку.

Обучение может происходить следующим образом. После того как будет подготовлено расписание, специалист или родитель размещает его в том месте, где ребенок будет выполнять целевое действие. Например, если целевым навыком является мытье рук, целесообразно будет разместить расписание над раковиной. Если мы обучаем ребенка готовить салат, место для расписания будет на кухне. Если ребенок может применить навык только в одном общественном месте, нужно приспособить планшет, чтобы ученик смог воспользоваться расписанием там, где оно ему понадобится.

На первом этапе обучения ребенку может потребоваться помощь взрослого, чтобы запомнить, какое действие обозначает каждая карточка расписания. Для этого, когда ребенок собирается совершить действие, которому его обучают, взрослый рукой ребенка показывает на первую карточку и помогает ему выполнить нужное действие. После того как первое действие в цепочке выполнено, взрослый рукой ребенка снимает первую карточку, а если ребенок пользуется написанным расписанием, то отмечает выполненное действие, например, галочкой или плюсиком. На первых этапах работы необходимо отмечать выполненные действия, чтобы ребенку было легче отследить, какое действие необходимо выполнить следующим. Таким же образом взрослый помогает выполнить остальные действия в последовательности.

После того как ребенок запомнит, какое действие обозначает каждая карточка, подсказки могут остаться только для того, чтобы он смог самостоятельно использовать расписание. Впоследствии и эти подсказки должны быть устранены. При оказании помощи важно помнить, что окончательная цель работы – самостоятельное выполнение ребенком  целевого действия. Чтобы специалистам было легче со временем устранить подсказки, стоит избегать вербальных инструкций. Это наиболее естественный вариант подсказок. Однако часто случается, что именно из-за их естественности вербальные подсказки сложнее всего убрать. К ним привыкают как дети, так и специалисты. Дети становятся очень зависимы от постоянного озвучивания следующего действия, а специалисты, в свою очередь, часто сами не замечают, что дают ребенку подсказки. В результате получается ситуация, в которой ребенок, оказавшись без знакомого взрослого, который постоянно подсказывает, что делать дальше, не может выполнить нужное действие самостоятельно. Несмотря на то, что он в состоянии самостоятельно выполнить каждый шаг целевой последовательности.

Для того чтобы оставаться объективными, специалистам рекомендуется систематически собирать данные о том, насколько самостоятельно ребенок выполняет те или иные действия. Кроме того, может быть полезно записывать занятия с ребенком на видео. Просмотр такого видео позволит выявить, какие ошибки допускают как ребенок, так и специалист в процессе обучения. После того как ученик научится бегло пользоваться расписанием, можно упростить процедуру его использования: перестать снимать карточки или отмечать выполненные шаги в списке. Однако для этого специалист должен быть абсолютно уверен, что это упростит ребенку использование расписания, а не усложнит. Обычно, для того чтобы научить детей таким образом пользоваться расписанием, специалисты на какое-то время возвращают процедуру с использованием физических подсказок. На этот раз подсказки нужны ребенку для того, чтобы научиться находить в расписании карточку, обозначающую следующее действие.

Для некоторых детей обучение использованию визуального расписания может происходить сразу на этом этапе, без изъятия карточек. Главное, чтобы вариант обучения подходил конкретному ребенку. Постепенно, по мере освоения ребенком навыков, расписания или списки могут из обихода ученика исключаться или вводиться для обучения другим навыкам. Кроме того, если ребенок научился читать или распознавать более схематичные изображения, стоит менять вид расписания, чтобы сделать его более компактным и удобным в использовании.

 

Приведем пример использования метода визуальной поддержки.

 

Одевание

Цель: формирование навыка самостоятельно одеваться на прогулку.

Метод: визуальная поддержка.

Навыки, необходимые для начала обучения по программе:

  • ребенок умеет выполнять все элементы последовательности по одному;
  • ребенок умеет сопоставлять предметы одежды и их изображения.

Поощрением для самостоятельного выполнения последовательности действий может быть любимая деятельность или специальный приз.

Материалы:

  • карточки с изображениями каждого предмета одежды на липучках или магнитах. (в зависимости от навыков ребенка, можно использовать самые разные изображения, от схематичных до конкретных, – фотографий ребенка, надевающего тот или иной предмет одежды);
  • планшет для размещения карточек по порядку; (на планшете сверху размещается название задания, например, «Я одеваюсь», и фото одетого ребенка);
  • контейнер «Выполнено» для тех карточек, которые ребенок снимает с планшета.

Процедура обучения:

  1. Разметить карточки по порядку на планшете.
  2. В конце списка разместить карточку с изображением поощрения.
  3. Сказать ребенку: «Одевайся».
  4. Направить ребенка к планшету с расписанием, направить руку ребенка на нужную карточку.
  5. Направить ребенка к соответствующему предмету одежды.
  6. Подождать выполнения действия.
  7. Направить ребенка к планшету с расписанием, помочь снять карточку и разместить в контейнере «Выполнено».
  8. Повторить для каждого шага последовательности пункты 4-7.
  9. Помочь снять последнюю карточку, взять из рук ребенка и дать поощрение.

Обучение проводится без слов. Вербальные подсказки не используются. Физические подсказки постепенно сокращаются: специалист уменьшает интенсивность подсказки, начиная с последнего шага последовательности.

Когда ребенок уже научился использовать расписание самостоятельно, можно попробовать его убрать и посмотреть, сможет ли он обойтись без внешней поддержки. Полезно использовать расписания, так как они помогают ребенку самостоятельно сосредоточиться на выполняемых действиях, а не на указаниях взрослого. Дозированная физическая помощь, предоставляя которую взрослый находится позади ребенка, позволяет создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи должна быть уменьшена как можно быстрее по мере увеличения самостоятельности ребенка.

 

Литература:

  1. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. М.. 2015
  2. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леуши...

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

Опыт работы "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...