Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Полякова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поднимается вопрос о значимости образа отца и матери при формировании личности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полякова Е. А.,

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) (678960 РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Кравченко, 16), e-mail: sinisha260518@mail.ru

Кобазова Ю. В.

научный руководитель, к. п. н., доцент

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) (678960 РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Кравченко, 16),

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поднимается вопрос о значимости образа отца и матери при формировании личности ребенка.

Ключевые слова: психологическое консультирование, семья, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолог, ДОУ,

Семья является для ребенка главным социальным институтом, поскольку именно в семье создаются необходимые условия для формирования положительных установок, ценностно-личностных ориентаций, эмоционального отношения к людям, что, в свою очередь, образует основу для психологически полноценного развития личности ребенка в целом. На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, особенно среди родителей детей с ОВЗ, так как именно они являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-психологического процесса.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), статья 42 говорит о необходимости: «психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей)» [4]. ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, также гласит о необходимости: «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [3].

В настоящее время в психологии и педагогике встречается все больше работ, направленных на изучение социально-психологической деятельности психолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (М. В. Яньшина, О. В. Кузьменко, Л. В. Ясенская, С. Г. Чернова, Т. А. Капора и др.). Данный факт обоснован, так как родителям особенных детей необходимо четко осознавать основной круг проблем и закономерностей данной проблемы, природу отклоняющегося поведения, интегрировать опыт различных областей психолого-педагогического знания, а также изучать значимые факторы, влияющие на формирование здоровой личности. Психологу же необходимо наметить основные варианты психологической поддержки взаимоотношений детей с родителями.  

Исследователи Е. А. Стребелева и Г. А. Мишина выделяют следующие задачи в ходе психолого-педагогического консультирования ребенка с отклонениями в развитии и его родителей:

1) «выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

2) определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

3) выявить позицию родителей по отношению к ребенку;

4) организовать педагогическую помощь родителям и найти способы взаимодействия родителей со своим ребенком;

5) оказать психологическую помощь в разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

6) повысить уровень компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

7) обосновать педагогический прогноз и разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения» [2].

Рассмотрим данные задачи более подробно.

Выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития определяется в начальном процессе работы с ребенком и его родителями. Психологу необходимо собрать анамнез, определить зону ближайшего развития, а также тип отношений ребенка с родителями, собственное отношение ребенка к себе и изучить уровень его социального взаимодействия.

Поскольку очень часто поведение родителей является не позитивным, а негативным фактором в развитии ребенка с ОВЗ, они не могут прийти к адекватному осознанию сложившейся ситуации. Многие надеются на чудесное исцеление ребенка и постоянно ищут новых врачей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу. В таких семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития. Они часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, а другие постоянно перекладывают вину и ответственность на других - и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, психологов или учителей. Некоторые родители делают и то и другое. Психологу важно в первую очередь выстроить помощь в принятии своего ребенка, сформировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка, а так же развивать у них способность разбираться в мотивах ребенка, его потребностях и желаниях.

Содержание и формы работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству и наличием обратной связи. На индивидуальных или групповых консультациях (тематические консультации, семинары-практикумы) с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Сотрудничество, партнерство, включение, участие, обучение, - все эти формы взаимодействия позволяют определять общие цели и достигать их с большей эффективностью. Совместно со специалистами родители анализируют факторы положительной динамики развития ребенка, повышают свою педагогическую компетенцию и мотивируют свои личностные установки.

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы воспитания и обучения осуществляется совместно с педагогами и специалистами. В программу включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Воспитатель И. Е. Барышова, разрабатывая адаптированную индивидуальную программу обучения и воспитания, отмечает, что: «на первом месте в программе представлены разделы, направленные на обеспечение необходимой основы для обучения детей, т.е. на физическое развитие, охрану здоровья и организацию быта. Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности ребенка» [1].

При консультативной работе с родителями психолог придерживается следующих принципов: личностно-ориентированный подход к детям и родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка и семьи; обеспечение комфортных, безопасных и развивающих условий воспитания.  Гуманно-личностный принцип - предполагает всестороннее уважение и любовь к ребенку, вера в него, уважение к каждому члену семьи. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, родителями. Принцип доступности - предполагает, что обучение ребенка с ОВЗ строится с опорой на «зону ближайшего развития» и учитывает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность учебной программы.

Результатом работы психологического консультирования в перспективе будет осознание родителями новой роли, положения, снятие чувства тревоги и страха отвержения, а так же контроль родителей над ситуацией. Предполагается повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, необходимые для реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации ребенка.

Таким образом, психологическое консультирование родителей направлено на научение родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь поверить в то, что каждый ребенок в чем-то талантлив, раскрыть его перспективы. Комплексно со специалистами построить научно обоснованную систему занятий, которая позволит увидеть перспективы дальнейшего развития, а также создать максимально благоприятные условия для интеграции ребенка с ОВЗ в социум.

Список использованной литературы:

  1. Барышова И. Е. Коррекционно-развивающая программа воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. 2016. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/individualnaya-korrekcionnorazvivayuschaya-programma-vospitaniya-obucheniya-i-razvitiya-doshkolnika-s-tugouhostyu-1027982.html
  2. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 200 с.
  3. ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. // Информационный портал: Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Информационный портал: Консультант плюс. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

© Полякова Е.А., 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".

Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»

В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ".

Психологическое сопровождение  описано на примере практического опыта работы МДОУ 158 "Детский сад №158 " г.Ярославль...

Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуально...

Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

В статье рассматриваются особенности психологического консультирования родителей, имеющих ребенка с особыми возможностями здоровья....