Развитие познавательной активности у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Полякова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются теоретические основы развития познавательной активности у детей с ЗПР. Изучены теоретические подходы к проблеме и рассмотрены основные факторы задержки развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_u_detey_s_zpr.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы развития познавательной активности у детей с ЗПР. Изучены теоретические подходы к проблеме и рассмотрены основные факторы задержки развития.

Ключевые слова: познавательная активность, особенности развития, ЗПР, задержка психического развития, причины, задержка развития.

Проблема обучения и интеграции детей с ЗПР давно стоит на уровне государства, поэтому отражена в регламентирующих документах: Федеральный закон «Об образовании», Федеральный Государственный Стандарт Образования, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и других нормативных документах.

ФГОС дошкольного образования рассматривает проблему воспитания детей с особыми потребностями так: «коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» [4]. Кроме этого права на получение качественного и соответствующего образования детей с ОВЗ отражены в региональных и районных документах, например таких как: Устав ОУ, положения, должностные инструкции, приказы по ОО и так далее. 

Данная проблема давно интересует отечественных и зарубежных ученых. Так, изучением развития психических процессов у дошкольников занимались такие советские исследователи, как: Я. А. Каменский, В. В. Давыдов, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина, С. Л. Рубинштейн, И. П. Сокулин, А. К. Леонтьев. Современные практики также активно занимаются разработкой активных методов обучения детей с ЗПР. Такие современники, как: Г. И. Жаренкова, В. В. Лебединский, И. Я. Лернер, Н. Ю. Борякова, Ю. К. Бабанский, В. И. Лубовский и другие, рассматривают практические способы развития познавательной активности у дошкольников.

Специалисты различных областей педагогики и психологии характеризуют термин «задержка психического развития» как: временные интеллектуальные дефекты или недостаточно развитая эмоционально волевая сферы. Так, учитель-дефектолог Т. Ю. Линенко, дает расширенную характеристику детям с задержкой развития: «они малоактивны, не проявляют инициативу, у них низкий уровень активности в сфере познания, плохо сформирована саморегуляция и регуляция поведения» [2].

Лебединская К.С. с учетом этиологии выделила четыре основных варианта задержки психического развития: конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально – органического генеза.

К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны.

ЗПР самотогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.

При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду.

Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально – органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии). При ЗПР церебрально – органического генеза имеется незрелость как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности.

Таким образом, методы коррекции и развития детей с ЗПР необходимо подбирать с учетом этиологии задержки. Важно своевременно диагностировать тип задержки и правильно подобрать коррекционную работу.

Ведущим и решающим фактором в процессе формирования активности являются процессы воспитания и обучения. Большую роль здесь играют дефектологи, психологи, педагоги. Именно педагоги развивают, обучают различным способам получения информации.  В процессе занятий ребенок с ЗПР углубляет свои знания, по аналогии учится решать интеллектуальные задачи, а также учится усваивать способ познания и умение перенести его в свою практическую деятельность.

Кроме этого полноценное и гармоничное развитие у ребенка будет происходить в окружении не только взрослых, но и сверстников. Психолог Н. П. Сулимова, анализируя основы развития и обучения детей дошкольного возраста, говорит о том, что: «в процессе активного взаимодействия у детей развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. Формируются первоначальные представления о себе, особенностях других людях, о свойствах различных объектов, окружающего мира, о родной культуре, нравственных ценностях, о нашей планете в целом» [3].

Итак, анализируя понятийный аппарат, можно выделить, что в целом познавательная активность ребенка тесно связана с личностной мотивацией, любознательностью, социальным окружением и влиянием взрослых на развитие ребенка. Успешным и благоприятным фактором в познавательном развитии ребенка является развитие у него познавательной деятельности. Для ребенка знания являются своеобразным фундаментом успешного обучения, но деятельность значительно расширяет кругозор ребенка и позволяет получать эти знания из различных ситуаций.

Таким образом, истоки познавательной активности заложены в окружающей действительности и явлениях, а личная мотивация и интересы ребенка играют ведущую роль. Можно сказать, что педагоги едины в своих наблюдениях о том, что детям с задержкой психического развития свойственны отставание в интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферах. Активность зависит от уровня интереса и цели, а направить ребенка в нужном направлении: задача взрослого его ближайшего окружения. Педагог или родители способны определить условия для эффективного воспитания познавательной активности и регулировать внутренние или внешние стремления и содержательную составляющую.

Из всего этого можно сделать вывод, что родители и педагоги влияют на познавательную активность ребенка. В связи с этим следует создавать условия, способствующие активизации познавательного интереса детей, формированию навыков самостоятельного познания окружающего мира, проявлению у них инициативы.

Список литературы:

  1. Бедеева Е. В. Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ. - Уфа: - Стерлимак: АМИ, 2017. - № 1 - С. 23 - 27.
  2. Линенко Т. Ю., Скачкова О. В. Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития. - Самара: - Стерлитамак: АМИ, 2019. - №1 - С. 77 - 79.
  3. Сулимова Н. П. Теория и практика развития детей дошкольного возраста. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - №1 - С. 324 - 327.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Информационный портал ФГОС. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития познавательной активности у детей с умственной осталостью

Познавательная активность - основа корректного восприятия учебного материала воспитанниками.У умственно отсталых дошкольников она резко снижена....

Семинар-практикум для педагогов « Дети с ЗПР в ДОУ. Развитие познавательной активности у детей с ЗПР».

в представленном материале обощен различный психолого-педагогический материал по вопросу особенностей развития детей с ЗПР, рассмотрены различные классификации ЗПР, психолого-педагогическая характерис...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...