Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

В статье представлены особенности физического развития детей с нарушением зрения, а также некоторые моменты организации физического воспитания данной категории детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_fiz_vospit.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физического воспитания детей

 с нарушением зрения

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией  в условиях ДОУ заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество сверстников.

К моменту поступления в образовательное учреждение убольшинства дошкольников с нарушением зрения наблюдается общее  отставание в физическом развитии, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.

Исследования Л.И. Солнцевой, В.А. Феактистовой и др. показали, что возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа суживается, становясь бисенсорной.

Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития.

Особенности функционального развития детей с нарушением зрения

  • Вес > на 10-15 %
  • Рост < на 5-7%
  • Нарушения ОДА у 60-65 % детей
  • ЧСС выше на 3-8 ед.
  • АД выше на 3-5 мм рт. ст.
  • Восстановительный период после нагрузки 5-6 мин (у детей с нормой 3-4 мин)

Двигательная подготовленность детей 3-7 лет с нарушением зрения определяется уровнем овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), координацией движений, ориентировкой в пространстве. Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников, у них наблюдаются некоторые особенности в овладении ОВД.

Особенности основных видов движений у детей с нарушением зрения

Ходьба

  • Нарушение прямолинейности
  • Волнообразность походки
  • Рука со стороны окклюзии прижата к туловищу
  • Нарушение в ходьбе по ограниченному пространству
  • Параллельная постановка стоп
  • Длина шага меньше на 4-5 см

Бег

  • Несформированность бега наблюдается у 63 % детей
  • Скорость бега в период окклюзии ниже на 21 %

Прыжки

  • Наблюдаются  ошибки во всех фазах выполнения движения

Лазание по гимнастической стенке

  • Недостаточная согласованность зрительного контроля и движений рук и ног
  • При влезании до середины дети начинают испытывать беспокойство
  • Большая напряженность ног, ступни обхватывают перекладину
  • Используют приставной шаг

Метание

  • Слабая сила броска, недостаточность замаха
  • Фиксация взором выполняемых действий затруднена
  • Параллельная постановка стоп

Можно выделить некоторые общие особенности, характеризующие движения детей с нарушением зрения:  меньшая подвижность, нечеткость координации движений, снижение темпа  выполнения движений, отсутствие ловкости, нарушение ритмичности,  неточность движений, трудности при ориентировке в пространстве, трудности при выполнении движений на равновесие.Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и неточностью представлений о пространстве, в котором они находятся. Детям требуется постоянное подкрепление действий реальными знаниями о пространстве и объектах, с которыми они взаимодействуют. 

Физическое воспитание детей с нарушением зрения направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств, коррекцию вторичных дефектов;

развитие элементарных зрительных функций.Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью физической культуры.

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов.

- Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей;в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного кнеизвестному».

- Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила:а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт;г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей.

- Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением зрения достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

- Принцип прочности: а) не переходить к изучению нового упражнения, пока не будут основательно освоено старое;б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления.

- Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.

Использование оптической коррекции на занятиях физической культурой возможно. В большинстве случаев могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы. Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно нормированная физическая нагрузка является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений. При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, отслойка сетчатки и др. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли это ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние  занятия следует отменить.Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.

Любая деятельность детей, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей. Все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения. Инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.  Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).

Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. Желательно использовать метки и маркеры яркого цвета, позволяющие детям лучше ориентироваться: стрелками показано направление движения в зале, промаркирована середина реек у гимнастической стенки,   отмечены края гимнастических скамеек и пр.  В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией

Цель: непрерывное слежение глазами за движением предметов.

Забрасывание мяча в кольцо.

Метание в цель.

«Следи за маятником».

«Подбрось кольцо и поймай».

Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз).

«Настольный баскетбол».

«Настольный теннис».

Прокатывание мяча в ограниченном пространстве.

Кольцеброс.

Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящееся косоглазие).

Зажги фонарик.

Подбрось вверх воздушный шар.

Найди шар (большой, маленький).

Подбрось мяч и поймай.Кто дальше бросит предмет.

Достань предмет.

Чей мяч?

Цель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение.

Попади в ворота.

Сбей кеглю.

Набрось кольцо.

Надень шарики на стержень.

Городки.

Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

Литература

  1. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения /Частные методики адаптивной физической культуры: Учебно-методическое пособие, глава 2. /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: «Советский спорт», 2003.
  2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
    Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001.
  3. http://ppt4web.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презентации представлен материал по теме: овощи...

Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельн...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"

Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп....

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье описываются особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поставлены задачи и раскрыты основы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР....