Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Кряжева Елена Алексеевна

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. В статье показано с каких упражнений нужно начинать работу по выработке у ребенка правильного физиологического дыхания и воздушной струи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеёк»

Тема: «Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста»

                                                           Воспитатель: Кряжева Е.А.

                                         

                                       

1.Артикуляционная гимнастика

       Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

       При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:

— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;

— движения должны быть точными;

— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

— темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

— переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

— артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии

— проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям

— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.

— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

К статическим относятся:

— «улыбка»,

— «трубочка»,

— «окошко»,

— «лопатка»,

— «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

Динамические упражнения:

— «улыбка-трубочка»,

— «качели»,

— «маятник»,

-«лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)

      Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.

      Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:

  1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.)
  2. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков («Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
  3. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] («Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т.д.)

       Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)

       В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.

Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Занятия должны проходить в одно и то же время.  Если время занятия будет переноситься, то учебный настрой у ребенка пройдет. И в следующий раз его сложно будет уговорить заниматься.

2. Развитие физиологического дыхания и формирование воздушной струи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности.

 Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Все представленные ниже упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. 

-Для начала рассмотрим правила и технику выполнения.

Общие правила выполнения упражнений:

  • - не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
  • - температура воздуха должна быть на уровне 18—20°С;
  • - одежда не должна стеснять движений;
  • - не заниматься сразу после приема пищи;
  • - не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
  • - сопроводительный текст произносит взрослый.

Техника выполнения упражнений:

  • - воздух набирать через нос;
  • - плечи не поднимать;
  • - выдох должен быть длительным и плавным;
  • - необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • - не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.

Упражнения различаются по целям:

  • Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка («Паровозик свистит»);
  • Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ («Чья фигурка дальше улетит»);
  • Чередование длительного плавного и сильного выдоха («Горох против орехов»);
  • Развитие меткости выдыхаемой струи («Мыльные пузыри).....

Выполнять упражнения можно с любой возрастной группой детей: индивидуально и по нескольку человек, как во время поведения образовательных ситуаций, так и в совместной деятельности (прогулки, утром или вечером, когда детей в группе немного).

А теперь рассмотрим и выполним несколько упражнений.

Упражнение «Попьем».

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

Упражнение «Душистый цветок»

Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох - ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!» (на выдохе считать)

Упражнение «Паровозик свистит»

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое – то правило игры. Следует начать сначала.

 Упражнение «Занавески»

Понадобиться вырезанное на листе картона «окно» с прикреплённой к нему из тонкой бумаги «занавеской». Подуть так, чтобы «занавеска» шевелилась.

Упражнение ««Кораблик»

Запуская бумажный кораблик в таз водой, объясните ребенку, что если на него дуть плавно и длительно, то кораблик будет двигаться.

Упражнение «Конфетти»

Подуть на конфетти, рассыпанное на листе картона так, чтобы оно не разлеталось, а перемещалось.

Упражнение «Фасолевые гонки»

  • Трубочки для коктейля;
  • Фасоль;
  • Крышка от коробки (внутри размечены дорожки для «бегунов»).

На дорожках располагаются «бегуны», которые начинают «бег» при помощи «ветра» из трубочек для коктейля. Победит тот, кто быстрее «доведёт» своего «бегуна» до финиша.

Упражнение «Чья фигурка дальше улетит»

На столах разложены вырезанные из тонкой бумаги (салфеток) контурные изображения птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив выбранной фигурки. Ребенку предлагается продвигать фигурку с помощью одного выдоха. Дуть несколько раз подряд нельзя. Сигналом взрослого («Полетели!», «Поплыли!» или «Побежали!») обозначается движение фигурки. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят

Упражнение «Горох против орехов»

Понадобятся коробка с низкими бортиками, две-три горошины, два-три ореха и трубочки для коктейля. Проводится «хоккейный матч». Игровое поле — это коробка с низкими бортиками, клюшки — трубочки для коктейля, игроки — две-три горошины и два-три ореха. Выигрывает тот, кто быстрее доведет своих «игроков» до «ворот» противника. «Игроки» предварительно распределены по всему «полю».

Упражнение «Мыльные пузыри»

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

А также следующие упражнения:

«Мой воздушный шар»;

«Фокус»;

     «Новогодние трубочки шутки»;

     «Надуй игрушку»;

«Коктейль» и др.

Используя данные игры и упражнения, мы будем способствовать развитию правильного дыхания, которое в свою очередь поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, а также научат ребенка правильно произносить звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Использование различных игровых упражн...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одн...

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Правильное речевое дыхание очень важно для правильного звукопроизношения. В статье представлено описание упражнений для развития физиологического дыхания и формирования правильной воздушной струи. Упр...

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

Цель создания картотеки: подбор упражнений для формирования у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья....