Выступление на ГМО «Эбру –рисование в работе с детьми с ОВЗ».
материал по коррекционной педагогике

Пархоменко Инесса Николаевна

В данном материале раскрываются особенности техники Эбру-рисования, этапы и использование техники в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО

«Эбру –рисование в работе с детьми с ОВЗ».

Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образованиядля коррекции психологического состояния человека. В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми. Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.

 Эбру – терапия - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно "обру", значит "на воде".  Родиной  Эбру принято считать Турцию. Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей.

Особенности техники Эбру:

  1. Результат работы предугадать очень сложно. Особенно детям и начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес.
  2. Спервого раза создается  что-то красивое. Это не требует никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать,
  3.  Нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно - реабилитационной практики.

         Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам, которые упрощают творческий процесс, отключают анализ деятельности, избавляет от внутренних преград,помогают обрести внутреннюю гармонию и проявить индивидуальность,раскрывает ваши творческие способности. У детей занятия правополушарным рисованием повышают интерес к ученой деятельности, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. 

Материалы для Эбру:

-Специальные краски для Эбру. Краски полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду (подходит детям с аллергией).

-Загуститель для воды, без которого краска не сможет принимать нужные формы на поверхности воды.

-Кисти, шило, гребень.

Техника рисования Эбру:

      Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру. На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, выводим различные формы или изображения.

       Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности.

       Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

Эбру в работе с детьми с ОВЗ:

1. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.

2.Помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

3.Развивает чувство внутреннего контроля.

4.Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

5. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

6.Эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

7. Развивает чувства внутреннего контроля.

8.Развивает цветовосприятие и восприятие форм.

9. Развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах.

10.Повышают самооценку.

Основные результаты отмечены в:

-развитии навыков коммуникации, группового взаимодействия;

-повышении уровня мотивации к творчеству;

-развитии навыков самоконтроля;

-развитии высших психических функций.

Список литературы и интернет ресурсов.

  • 1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д.Лебедева - СПб«Речь», 2003.
  • 2. Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.
  • 3. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]//Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). —Казань: Бук, 2016.
  • 4. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»
  • http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/
  • 5. Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.
  • 6. Проект «Танцующие краски» Курс по освоению техники живописи на воде – эбру. http://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU
  • 7. http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/
  • 8. Видео мастер класс для взрослых https://www.youtube.com/watch?v=G_B6uSFwMz0
  • 9. Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"...

Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

Доклад подготовлен на основе собственнго педагогического опыта...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....

Выступление на педагогическом совете «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже вр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...