Выступление -презентация "Особенности общения родителей с детьми с проблемами эмоционально-личностной сферы"
презентация по коррекционной педагогике

Пархоменко Инесса Николаевна

В данном материале представлено выступление в форме презентации, представленной на первом городском родительском собрании дистанционного формата. В презентации содержится материал об особенностях детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы и приёмах работы с разной категорией  детей "группы риска".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности общения родителей с детьми с проблемами эмоционально-личностной сферы Подготовила: педагог-психолог МБДОУ « Д/с №47» г.Ачинска Пархоменко И.Н.

Слайд 2

На заметку: Эмоционально-личностная сфера определяет личностные особенности развития ребёнка. В настоящее время все большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, и все больше забывают про развитие эмоционально-личностной сферы. Это приводит к появлению проблем, которые, как состояние, оказывают в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей в социуме.

Слайд 3

Факторы нарушений: К основным факторам, влияющим на эмо - ционально-личностные нарушения, относятся : • природные особенности (тип темперамента) • социальные факторы : - тип семейного воспитания; - отношение педагога; - отношения окружающих.

Слайд 4

Причины нарушений эмоционально- личностной сферы: -несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду; -нарушение режима дня; -избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки) ; - желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту; - неблагополучное положение в семье. -частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; -чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так; - снижение двигательной активности; - недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Слайд 5

Группы «трудных детей»: Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоционально-личностной сфере : • Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. • Гиперактивные (расторможенные дети). Эти дети обладают большой активностью, подвижностью. В сочетании с эмоциональной расторможенностью на все реагируют слишком бурно. Обладают рассеянным вниманием, отсутствием произвольности. • Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Слайд 6

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка: • Отказывается от коллективной игры. • Не понимает чувств и переживаний других детей. • Часто ругается со взрослыми. • Создает конфликтные ситуации. • Перекладывает вину на других. • Суетлив. • Не может адекватно оценить свое поведение. • Имеет мускульное напряжение. • Часто специально раздражает взрослых. • Мало и беспокойно спит.

Слайд 7

Причины агрессивных форм поведения: • грубое, жестокое обращение с ребенком со стороны взрослого; • скандалы в семье; • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.; • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах; • одобрение со стороны взрослого агрессивного поведения как способа решения конфликта.

Слайд 8

Способы преодоления агрессивного поведения: Каким способом можно выплеснуть гнев? Существует множество способов… 1. Громко спеть любимую песню. 2. Пускать мыльные пузыри. 3. Полить цветы. 4. Покидать мяч об стену. 5. Втирать пластилин в картонку или бумагу 6. Посчитать до десяти. 7. Хорошо снимает агрессивность вода. Устройте игры с водой. 8. Дать выколачивать подушку. 9. Дать «листок гнева» (это достаточно большой лист бумаги с изображение какого-либо чудовища, ребёнок может выместить на нём свой гнев). У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Это делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева.

Слайд 9

Портрет тревожного ребёнка: 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Трудно сосредоточиться на чём – либо. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему сняться страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слёзы. 17. Плохо переносит ожидания. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.

Слайд 10

На заметку: Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях и группах детского сада с доброжелательными отношениями дети менее тревожны , чем в семьях и коллективах, где часто возникают конфликты. Авторитарные стили родительского воспитания в семье и общения педагогов с детьми в детском саду тоже не способствуют внутреннему спокойствию ребенка.

Слайд 11

Причины тревожности: Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван : 1) противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и педагогами; 2) неадекватными, чаще всего завышенными, требованиями к ребенку; 3) негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Слайд 12

Как помочь тревожному ребёнку? 1.Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.

Слайд 13

Повышение самооценки: Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

Слайд 14

Обучение детей умению управлять своим поведением: Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. С детьми можно поговорить, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях, почитать литературные произведения (где герой проявляет смелость, несмотря на страх). Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Когда речь идет о тревожных детях, то прием сравнения детей друг с другом категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям (реакция родителей неоднозначна): «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним», особенно если ребёнок рядом.

Слайд 15

Снятие мышечного напряжения: Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

Слайд 16

Портрет гиперактивного ребёнка: Такого ребенка часто называют «живчиком» , «вечным двигателем» , неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба» , его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему» , «зачем» . А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации : неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень капризы.

Слайд 17

Причины гиперактивности : генетические (наследственная предрасположенность) ; биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Слайд 18

Рекомендации по работе с ребенком с СДВГ : - Они не восприимчивы к выговорам и наказанию. От физических наказаний вообще надо отказаться. - Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации , прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект. - Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Старайтесь замечать каждый успех ребенка и обязательно давайте понять ему, что вы видите его успехи. - Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. - Старайтесь оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности . -Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. -Учите ребёнка проговаривать свои действия. - Не давайте многословных инструкций, после 10 слов ребенок вас просто не услышит. - Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Анкета для родителей "Особенности общения родителей с детьми"

Раскрытие особенностей общения родителей с детьми...

Консультация для родителей "Простые правила общения родителей с детьми (или чтобы коммуникация состоялась)"

Каждый опыт поучителен и даёт какие-то размышления...     Летом, работая с детьми, наблюдала разные модели взаимоотношений родителей и детей....

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

Конспект занятия психолога с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы посредством работы со сказкой

Конспект занятия психолога с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы в средней группе "Живая шляпа"...

Конспект ООД с детьми с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения "Установление контакта с собеседником"

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения) и студентам специальности &quo...