программа коррекционных занятий "Использование методов арт-терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста с ТНР"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Зайцева Мария Андреевна

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Для практической деятельности педагога-психолога, воспитателя актуальной является проблема дифференцированной количественной и качественной оценки проявления агрессии у детей с целью выработки адекватных воспитательных стратегий. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnyh_zanyatiy_agressiya_zaytseva_m.a.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционных занятий

«Использование методов арт-терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста с ТНР»

Автор Зайцева Мария Андреевна

Санкт-Петербург

2018 год

Пояснительная записка

Сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для выбора темы программы. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, психологов.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной., Е.В. Чех., М.А. Араловой, Е. Тарариной.

 Методологической основой программы являются Тарарина Е., Смирнов Т.П.

В детском саду увеличилось количество детей проявляющих агрессию по отношению друг к другу, это усугубляется наличием диагноза тяжелое нарушение речи.

Актуальность данной темы.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Для практической деятельности педагога-психолога, воспитателя актуальной является проблема дифференцированной количественной и качественной оценки проявления агрессии у детей с целью выработки адекватных воспитательных стратегий. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Если подобное поведение ребёнка вызывает неодобрение у взрослых, ребёнок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего контроля часто идёт с помощью процесса идентификации – стремления поступать как знакомый человек.

Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.

Ребёнок дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых. Поэтому для эффективности необходимо обучать родителей и педагогов взаимодействию с агрессивными детьми, чтобы те вовремя смогли направить детей в нужном направлении.

Структура программы

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с ребенком старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в условиях ДОУ, продолжительность занятия 30 минут.

Цель программы: научить ребенка справляться с эмоциональными проявлениями. Научить ребенка взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Задачи программы:

  1. Формирование социального доверия
  2. Обучение умению самостоятельно решать проблемы
  3. Развитие социальных эмоций
  4. Развитие коммуникативных навыков
  5. Снятие мышечного и эмоционального напряжения,
  6. Формирование устойчивой положительной мотивации к различным видам деятельности.
  7. Формирование адекватной самооценки

Место проведения занятий -  кабинет педагога-психолога;

Виды помощи – стимулирующая, организующая, обучающая;

Список необходимых материалов: бумага (для рисования, ватман, картон), краски пальчиковые, обычные, карандаши, мелки, каучуковые мячики, фольга. Картинки с изображением разных эмоциональных состояний, игрушки, газеты,

Игровой и методический материал – в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития. Наличие песочницы и миниатюрных предметов и игрушек, компьютер, картотека музыки для релаксации, необходимая методическая литература, демонстрационный материал, мягкие подушки.

Занятия

Занятие 1. Знакомство

Цель: диагностика

1. Игра «Газетные армии» Бросание бомбочек

Для работы вам понадобятся старые газеты, чем больше, тем лучше. Рвете газеты вместе с ребенком, сминаете их в шарики-бомбочки разного размера, играете.

1. Бросание бомбочек за спину сидя на полу. Очень хорошо подходит детям, с которыми у вас еще нет большого контакта. Когда ребенок пришел в первый раз, когда ребенок закрыт, у него есть некая настороженность. Нужно сесть на пол, спина прямая, ноги выпрямлены, бросать бомбочки за спину. Как правило, разные эмоции будут бросаться с разной силой.

2. Техника «Барашек в бутылке»

Цель: понять уровень психологического комфорта ребенка в семье.

Инструменты: лист А4, цветные карандаши.

Ход работы:

1. Перед началом работы стоит уточнить, что барашек — это животное, а не барашки на морских волнах, и напомнить, что есть баран, а есть — барашек. На рисунке должен быть именно барашек.

2. Ребенок располагает лист бумаги горизонтально или вертикально — так, как ему красиво, и рисует барашка в бутылке. Время работы — 5 минут.

3. После того, как рисунок создан, психолог просит ребенка ответить на шесть вопросов:

 О чем мечтает барашек? Важно посмотреть на барашка и почувствовать о чем он мечтает

Базовая техника диагностики в детской арт-терапии 25

 О чем мечтает бутылка?

 Как чувствует себя барашек?

 Как чувствует себя бутылка?

 Что может тревожить барашка?

 Что может тревожить бутылку?

Занятие 2 Радость и грусть

Цель: снятие напряжения эмоционального и физического, знакомство с эмоциями радость и грусть

1. Игра «Брюс Всемогущий»

Инструменты: мячики-попрыгунчики разных цветов, фактуры, прозрачности.

Ход работы: предложите ребенку вспомнить о неприятной ситуации, которая произошла недавно, и после — выбрать мячик, похожий на нее. Попросите ребенка оценить уровень раздражения от этой ситуации по 10-бальной шкале, где 0 — олимпийское спокойствие, а 10 — гнев закипает при одном только воспоминании о случившемся. Далее на выбор проделайте с ребенком упражнения:

1. 10 раз подбросить мячик каким-нибудь оригинальным способом: плечом, коленом, носом, тыльной стороной ладони. Ловить можно рукой.

2. Мячик на блюдечке: нужно соединить ладони и покатать мячик по ладоням-блюдечку. Здесь важно держать ладони ровно и стараться, чтобы мячик катался по кругу, не падая на пол.

3. Путешествие мячика: нужно выпрямить руки, соединить кисти, положить мячик на руки, и сделать так, чтобы мячик укатился сначала к груди, потом опустился вниз. Мяч никуда не проваливается.

Теперь снова попросите ребенка оценить уровень напряжения от ситуации. Что изменилось?

2. Игра «Я радуюсь, когда…» Продолжи предложение «Я радуюсь когда…», рассматривание картинки эмоция «Радость», Беседа про радость.

«Я грущу когда…» рассматривание картинки эмоция «грусть», Беседа как помочь человеку, который грустит.

3. Рисование пальчиковыми красками

Краска налита в пластиковые тарелочки. Ребенок окунает ладошки в краску и оставляет следы на бумаге по сигналу «Крась!».

Занятие 3 Злость

Цель: знакомство с эмоцией злость, обучение приемлемым способам выражения своих чувств.

1. Практика «Огненный дракон»

Цель: снять мышечное напряжение, вернуть ребенку ощущение контроля над ситуацией.

Инструменты: развороты газет или цветная бумага.

Ход работы: нужно взять разворот газеты и изорвать его на клочки по 3–4 см. Пусть ребенок вкладывает в это занятие весь негатив, который у него еще остался. Он измельчает бумагу и в этот момент переживает как будто от слова «пережевывать», делает что-то, что для него важно.

Положите все, что получилось на один краешек стола и предложите ребенку передувать всю эту кучу на другой край стола, таким образом, чтобы она сместилась хотя бы на 20 см. Но сместиться должна вся куча, то есть дуть нужно, чтобы куча двигалась равномерно.

2. Продолжи предложение «Я злюсь когда…» Рассматривание картинки «Гнев»

3. Рисование собственного гнева

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки.

  1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
  2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
  3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?».

Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4.        Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

  • что изображено на рисунке;
  • что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
  • может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
  • изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок (см. рис. 1).

5.        Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону (см. рис. 1а). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант (см. рис. 1а) и также обсудить его с ребенком (например, огонь на рис. 1 превращается в цветок):

►        что он чувствует, когда рисует новый вариант;

  • попросить поговорить от лица нового рисунка;
  • каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.

Занятие 4

Цель: отреагирование гнева через движения

1. Мелки- наперегонки

Инструменты: Мелки, лист картона

Ход работы: Ребенок в разном темпе делает штрихи на листе.

2. Двигательные упражнения.

  1. Попросите ребенка встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите его подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у  наибольшее чувство гнева.
  1. Попросите сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
  2. Затем попросите встать, и пусть ребенок  начнет совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
  3. Обсудите с ребенком:
  • легко ли было выполнить упражнение;
  • в чем они испытывали затруднение;
  • что они чувствовали во время выполнения упражнения;        
  • изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

Занятие 5 Ссора

Цель: осознание гнева через сенсорные каналы

1. Техника «Фольговый массаж»

Цель: снизить уровень агрессии, снять мышечное напряжение, улучшить т контакт ребенка со своим телом.

Инструменты: два отреза фольги длиной 20 см

Ход работы:

1. Из одного кусочка фольги ребенок скатывает шарик диаметром 2–3 см. Важно, чтобы шарик получился круглым и мог кататься.

2. Попросите ребенка дать вам руку, ладошкой вверх. Расскажите, что шарик из фольги — это волшебный пылесос, которым вы сейчас будете собирать все негативные эмоции. Катайте шарик от центра ладошки к каждому пальцу до самого его кончика. Важно, что- бы вся ладошка получила немножко колючий фольговый массаж.

3. Повторите эти манипуляции с другой рукой. Если ребенок говорит, что ему щекотно, значит, вы все делаете верно.

4. Перейдите на внешнюю сторону кисти и точно так же сделайте массаж для обеих рук ребенка.

2. Упражнение «На что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?»

 Ребенок отвечает на вопросы:

1. «Что такое ссора?».

2 «Как возникает ссора, с чего она начинается?»

3. «Был ли в твоей жизни хотя бы один раз, когда ссору начал ты сам? И что ты при этом сделал?»

4. «А что вам нравится в ссоре?».

5. «Что не нравится в ссорах?»

6.: «Если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?»

7. «А какая ссора на вкус?»

8. «А если ссору потрогать, то какая она?»

9. «А какая ссора на слух?» («Очень громкая», «Как будто что-то взрывается или падает и разбивается с грохотом», «Если ее слушать, то начинают болеть уши и голова»).

10.        Нарисуй ситуацию в которой произошла ссора. Обсуждение рисунка.

Занятие 6 Правила поведения

Цель: установка правил поведения в общении с детьми

1. Ввод правил

1.        Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».

Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквам и написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой — зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нравиться ему.

2.        Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

  1. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
  2. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
  3. Прочие правила. (Щетка на доске, мешочек для криков)

К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.

Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Многие дети легко делают упражнения 2—5, если сначала им удается визуализировать знак «СТОП».

2. Закрепление правил в ролевой ИГРЕ (авторский вариант)

Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:

  • следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;
  • следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются;

►        затем вводится правило (какое-либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребенку 8 и более лет, то его следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при таких условиях развивается ситуация далее;

  • если ребенку удалось сделать это упражнение, то берется провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учетом введенного правила проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берет на себя роль «противника-жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребенка;
  • с детьми до 7-7,5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками, «леговскими» человечками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;
  • для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.

Занятие 7

Цель: наработка навыков конструктивного поведения

1. Игра «Волшебное перо» Фопель

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол (если Вы проводите игру с одним малышом, то просто сядьте рядом с ним и предложите поиграть в игру). У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье.

Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.

(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая.

2. Ролевая игра

Данное упражнение проводится в несколько этапов: следует расспросить ребенка, в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах (кто-то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т.п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Составьте вместе с ребенком перечень таких ситуаций (письменно);

выберите из перечня наименее конфликтную и проблемную для ребенка ситуацию, в которой, с его точки зрения, ему будет проще справиться с собственными негативными поведенческими реакциями. Обсудите вместе с ребенком возможные варианты поведения в ситуации

В ролевой игре проигрывается каждый вариант с помощью резиновых игрушек

Занятие 8

Цель: Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1. Игра «Волшебное перо» Фопель

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол (если Вы проводите игру с одним малышом, то просто сядьте рядом с ним и предложите поиграть в игру). У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье.

Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.

(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая.

2. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

Ход игры:

  1. составьте вместе с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);
  1. выберите ту из них, которая является наиболее типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог — самого «агрессивного» ребенка, психолог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру невербального поведения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно».

По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:

  • как он себя чувствовал в роли жертвы;
  • что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;
  • изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;
  • если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;
  • обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;
  • закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации (см. часть III).

Для детей до 7 лет можно заменить непосредственно ролевую игру на разыгрывание ситуации с помощью игрушек, «леговских» человечков по типу кукольного театра.

        Занятие 9        

Цель: развитие представлений о дружбе

1. Игра «Волшебный воздушный шарик»

Инструкция играющим. Давайте вместе поколдуем и превратимся в воздушные шарики. Каждый скажет мне, какого цвета он хочет быть…

Теперь ложитесь на пол. Сейчас вы — ненадутые шарики, вы совсем без воздуха. Я хочу, чтобы по мере того, как я буду вас надувать, вы меняли свою форму и все больше становились похожими на надутые воздушные шарики. Приступаю немедленно: я вдохну в вас немного воздуха, так что вы сразу станете больше и красивее. Каждый раз, когда я вдуваю в вас воздух, чуть-чуть приподнимайтесь. (Выдохните воздух с четким звуком. Дети должны слегка приподняться над полом.) Старайтесь оставаться в этом положении до тех пор, пока я не наполню вас новой порцией воздуха.

Я задую в вас немного воздуха, а вы еще чуть-чуть приподнимитесь, чтобы стать побольше. (Громко выдохните.) Сохраняйте и эту новую форму, пока я не выдохну еще раз…

Теперь я вас опять немного увеличу. (Снова выдохните.)

Сейчас я вдохну в вас последнюю порцию воздуха, а вы встаньте прямо. (Снова выдохните.) Теперь вы совсем большие шары. Старайтесь сохранить свою форму, не двигайтесь. Кому-нибудь нужен еще воздух? Я буду обходить вас и наполнять ваши руки дополнительным воздухом до тех пор, пока не увижу красивые, тугие шары. (Обойдите детей.) И тебе я даю еще воздуха… и тебе…

Теперь мы можем уменьшить шарики. Слушайте шум воздуха, выдувающегося из шарика. Когда вы услышите этот звук, станьте чуть меньше. Но только когда услышите шум! Если шум прекратится, замрите и не двигайтесь.

(Издавайте легкое «сс-с…», чтобы дети поняли, что из них выходит воздух.)

Сс-с… теперь вы стали чуть меньше.

Сс-с… еще немного меньше.

Сс-с… и еще меньше.

Сс-с… и еще меньше.

Теперь ложитесь на пол. В вас больше не осталось воздуха… Я подойду к каждому из вас и проверю, действительно ли весь воздух из вас вышел.

2. Правила дружбы:

Предложить сочинить и записать «золотые правила дружбы», например «кто ругается и дерется-тот без друзей остается».

3. Рисунок «подарок другу и недругу»

Нарисовать открытку для своего друга. Когда открытка будет готова, нарисовать открытку для того человека, с которым он ссориться. Спросить, что на какой открытке изображено и что ребенок чувствовал когда рисовал.

Занятие 10

Цель: дать ребенку возможность увидеть ситуации с разных сторон.

1. Упражнение «Падающее перо»

У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотри, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю.

Сейчас я отпущу его, а ты считайте вслух: давай узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз… два… три… четыре… пять…

Теперь стань здесь. Представь, что каждый из нас — маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. ты будешь медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при этом считать до пяти. На счете три, ты, вероятно, уже будете почти лежать на полу… Когда ты долетишь до пола, полежи там несколько мгновений совершенно расслабленно.

Пока ты летите, я буду громко считать вслух. Начали: раз… два… три… четыре… пять…

2. Работа с проблемными картинками

Для данной работы можно использовать диагностический материал Розенцвейга для детей

Ребёнку предлагается придумать как можно больше вариантов поведения, возможных ситуаций, изображенных на картинке.

3. Рисование «Рисуем себя с друзьями» ребенок рисует себя и своих друзей. Обсуждение.

Предполагаемый результат:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях должно появиться:

  • Доброжелательность в общении с детьми, снизиться агрессия
  • Преобладание положительных эмоций
  • Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим)
  • Развитие с способности к эмоциональному переживанию.

Список используемой литературы

  1. Аралова М.А. Справочник психолога Доу. –М.: ТЦ Сфера, 2007
  2. Сучкова Н.О. Арт-Терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; Сфера, 2008
  3. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – ростов н\Д: «Фееникс», 2004
  4. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. Пер. с нем. – 2-е изд. – М. Генезис, 2010
  5. Тарарина  Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми.- К., 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...

Статья "Арт-терапия в работе с агрессивными детьми. Подборка терапевтических сказок для коррекции и профилактики детской агрессии"

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о том...

Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...

Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...