ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике

Разумцева Вера Александровна

Преобладание в современной социальной действительности кризисных явлений, детерминированных непредсказуемостью общественных трансформаций, повышенным информационным напряжением, неустойчивостью ценностных ориентиров, недостаточностью ощущения субъективного благополучия обуславливает поиск ресурсов и адаптивных механизмов, позволяющих субъекту эффективно функционировать в социуме. Целью данного исследования является: выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razumtseva_v.a.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК …….

Разумцева Вера Александровна

Магистрант 1 курса заочной формы обучения факультета 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование ( Специальная психология)Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования (Новосибирский Государственный Педагогический Университет), Новосибирск, Россия, razumtseva.vera@mail.ru

ORCID ID: 0000-000

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Преобладание в современной социальной действительности кризисных явлений, детерминированных непредсказуемостью общественных трансформаций, повышенным информационным напряжением, неустойчивостью ценностных ориентиров, недостаточностью ощущения субъективного благополучия обуславливает поиск ресурсов и адаптивных механизмов, позволяющих субъекту эффективно функционировать в социуме. Целью данного исследования является: выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 

На основе изучения анализа, синтеза, обобщения научной литературы, психодиагностических тестировании, корреляционного анализа r-Спирмена, обнаружены прямые достоверные связи между следующими показателями у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: управление эмоциями и общий фон настроения, согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Это говорит о том, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не способные корректно выражать свое эмоциональное состояние, не проявляют уверенность в отношении поставленных целей и не испытывают удовольствия от жизни.

Автор приходит к выводу, что полученные эмпирические результаты могут быть применены для разработки психокоррекционной программы, направленной на развитие субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их эмоционального интеллекта.

 Ключевые слова: взаимосвязь эмоционального интеллекта и субъективного благополучия, родители, дети с ограниченными возможностями здоровья, психодиагностическое тестирование.

Razumtseva Vera Alexandrovna

Master's student of the 1st year of correspondence education of the faculty 44.04.03 Special (defectological) education (Special psychology) Federal State Budgetary Educational Institution Of Higher Education (Novosibirsk State Pedagogical University), Novosibirsk, Russia, razumtseva.vera@mail.ru

ORCID ID: 0000-000

THE RELATIONSHIP BETWEEN SUBJECTIVE WELL-BEING AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

Annotation. The predominance of crisis phenomena in modern social reality, determined by the unpredictability of social transformations, increased information tension, instability of value orientations, insufficient sense of subjective well-being determines the search for resources and adaptive mechanisms that allow the subject to function effectively in society. The purpose of this study is to identify the relationship between emotional intelligence and subjective well-being in parents raising children with disabilities. Based on the study of analysis, synthesis, generalization of scientific literature, psychodiagnostic testing, r-Spearman correlation analysis, direct reliable links were found between the following indicators in parents raising children with disabilities: emotion management and the general mood background, consistency between goals set and achieved. This suggests that

Keywords: interrelation of emotional intelligence and subjective well-being, parents, children with disabilities, psychodiagnostic testing.

Изучение субъективного благополучия выступает одной из значимых задач современной психологии. В настоящее время рассмотрением особенностей субъективного благополучия занимаются такие исследователи, как О.А. Елисеева, Д.Н. Комарова, Р.М. Шамионов, Y. Li, L. Yang и др. Анализу проблемы эмоционального интеллекта посвящены работы таких ученых, как А.Т. Ларина, Г.Б. Монина, А.И. Савенков, M. Pelt, A. Wollny и др.

Тем не менее, в настоящее время отмечается недостаточность и фрагментарность исследований, посвященных взаимосвязи эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, что обуславливает актуальность данной работы.

В современной научной литературе представлен ряд подходов к пониманию эмоционального интеллекта. В рамках подхода, основанного на концепции способностей, эмоциональный интеллект рассматривается как система компетенций, позволяющих субъекту эффективно функционировать в социальной реальности. В контексте подхода, основанного на теории личности, эмоциональный интеллект определяется как личностное качество, связанное с мотивационными компонентами, самооценкой, эмпатией и ценностями субъекта [1].

Одной из современных отечественных моделей эмоционального интеллекта является модель, разработанная К.С. Кузнецовой [4]. Автор выделяет уровни эмоционального интеллекта, отражающие репрезентации эмоций субъекта:

  • коммуникативный (интерактивность эмоций);
  • гностический (познаваемость эмоций);
  • эвристический (новизна эмоций).

В современной зарубежной науке феномену эмоционального интеллекта также уделяется достаточно внимания. В частности, H. Ashraf [7] отмечает, что эмоции имеют решающее значение для повседневного функционирования индивида, но могут стать дезадаптивными. Субъекты значительно различаются в том, как идентифицируют, выражают, понимают, регулируют и используют свои собственные и чужие эмоции, и это определяется эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект ‒ это совокупность связанных с эмоциями черт, которые отражают типичный способ индивидуума обрабатывать связанную с эмоциями информацию и реагировать в эмоциональных ситуациях. Аспекты «регулирование эмоций» и «управление эмоциями» связаны с открытостью как для положительных, так и для отрицательных эмоций, со способностью осознавать ценность ощущения определенных эмоций в конкретных ситуациях и пониманием того, какие краткосрочные и долгосрочные стратегии работают лучше всего. Регулирование эмоций составляет ядро эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект был признан важным предиктором психологической, соматической и социальной адаптации, а также связан с ними, поскольку развитие эмоционального интеллекта показало улучшение аспектов, связанных с каждым из них: повышение эмоционального благополучия, уменьшение стресса и психологических расстройств, оптимизация межличностных отношений и производительности труда.

В современной социальной реальности всё большее значение приобретает феномен субъективного благополучия, наиболее значимым критерием которого является удовлетворенность индивидом своей жизнью. Н.Ю. Литвинова отмечает, что «удовлетворенность жизнью можно отнести к звену обратной связи системы саморегуляции, свидетельствующему о согласовании или рассогласовании целей и ценностей человека с возможностями их реализации в жизни. Являясь интегральной и обобщенной оценкой соответствия жизни ее основным смысловым ориентирам, субъективное благополучие нарушается при накоплении внутриличностных конфликтов и, в свою очередь, запускает блок коррекции действий, усиливая мотивацию, направленную на саморазвитие и изменение собственной жизни» [5, с. 148].

Р.М. Шамионов рассматривает субъективное благополучие как «сложное, динамичное социально-психологическое образование, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами» [6, с. 104]. Автор отмечает, что анализ личностью уровня субъективного благополучия основана на социальном сравнении, в процессе которого индивид соотносит результаты своей деятельности и отношения, путем соотношения благополучия окружающих с собственным благополучием и выражает эмоционально-оценочное отношение, которое рассматривается как определенная степень субъективного благополучия.

Данные факторы обуславливают степень субъективного благополучия личности и степень удовлетворенности, которая является внутренним фактором личности и детерминирует ее стремление к самопознанию, самоотношению и отношению к социальной действительности. К основным структурным компонентам субъективного благополучия относятся следующие: удовлетворенность собой как личностью, удовлетворенность социальными отношениями, деятельностью, жизнью в целом. При этом наибольшее воздействие на субъективное благополучие оказывает удовлетворённость индивида самим собой.

В зарубежной психологии исследования субъективного благополучия охватывают множество направлений, по-разному называемых счастьем, удовлетворенностью жизнью, психическим здоровьем или качеством жизни. Эти аспекты в большей или меньшей степени взаимосвязаны. Y. Li [8] отмечает, что психологические исследования в основном касаются стабильности или изменения психического здоровья людей. При этом, демографические характеристики не влияют в значительной степени на субъективное благополучие, но важную роль играют предрасположенность, ориентация на цель, адаптация и стратегии выживания. Внешние события, особенно важные, как правило, оказывают значительное влияние на субъективное благополучие индивидов. Люди могут испытывать подъем или спад в уровне своего субъективного благополучия в результате каких-то внезапных, в значительной степени неожиданных событий, таких как выигрыш в лотерею, вступление или прекращение романтических отношений, или страдание от утраты, но происходит возвращение к нормальному (заданному) уровню субъективного благополучия. Адаптация может быть неполной в случае высокотравмирующих событий, после которых заданное значение не может быть возобновлено.

Семейная среда, выступая основным фактором социального развития детей, может не только обеспечивать усвоению социального опыта, но и негативно воздействовать на социальную адаптацию детей. В условиях ограничений здоровья список угроз социального развития в семейной среде имеет определенные особенности. О.А. Денисова с соавторами [3] выделяют ряд степеней трансформаций в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: психологический, социальный и психосоматический. Авторы отмечают, что воспитание жетей с ограниченными возможностями здоровья выступает как перманентная эмоциональная нагрузка, фрустрирующая психику родителей и искажающая их взаимодействие с социумом. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют недостаточный эмоциональный контакт с детьми, испытывают пессимизм и не видят жизненных перспектив.

В научной литературе представлены данные о специфике эмоционального интеллекта родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с высоким уровнем эмоционального интеллекта. В частности, у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с высоким уровнем эмоционального интеллекта выявлена склонность к пониманию и управлению эмоциями других людей, но не своих. У родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с низким уровнем эмоционального интеллекта обнаружены недостаточные способности как к пониманию собственных эмоций, так и к пониманию эмоций других людей.

Эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязей эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включало в себя проведение психодиагностического обследования, который проходил на базе МКДОУ детский сад № 171 «Черничка» города Новосибирска. В эмпирическом исследовании приняли участие 46 родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проходили тестирование в онлайн формате. Возраст испытуемых от 28 до 40 лет.

Для диагностики эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, использовались следующие методики:

  • Методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла (адаптация Е.П. Ильина);
  • Оксфордский опросник счастья (адаптация А.М. Голубева, Е.А. Дробышевой);
  • Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной).

Методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла (адаптация Е.П. Ильина) позволяет выявлять способности способности понимания отношений личности, репрезентируемые в эмоциях, а также управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. . Методика включает в себя тридцать утверждений и пять основных шкал, которые наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Шкалы и их описание (Методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла)

Название шкалы

Характеристика

Эмоциональная осведомленность

Способность индивида осознавать и дифференцировать эмоциональные состояния

Управление эмоциями

Способность индивида корректно выражать свое эмоциональное состояние

Самомотивация

Способность индивида к эмоциональной произвольности

Эмпатия

Способность индивида к осознанному переживанию эмоционального состояния окружающих людей

Распознавание эмоций других людей

Способность индивида к пониманию эмоций окружающих людей

По методике оценки эмоционального интеллекта Н. Холла у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее высокие показатели выявлены по шкале «Эмоциональная осведомленность» (24,3 балла), что соответствует пониженному уровню сформированности данного компонента эмоционального интеллекта и свидетельствует о недостаточной способности осознавать и дифференцировать эмоциональные состояния. По шкале «Распознавание эмоций других людей» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 19,6 балла, что соответствует низкому уровню сформированности данного компонента эмоционального интеллекта и свидетельствует о парциальной неспособности к пониманию эмоций окружающих людей. По шкале «Эмпатия» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 11,5 балла, что соответствует низкому уровню сформированности данного компонента эмоционального интеллекта и свидетельствует о нарушении способности к осознанному переживанию эмоционального состояния окружающих людей. По шкале «Управление эмоциями» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 9,5 балла, что соответствует низкому уровню сформированности данного компонента эмоционального интеллекта и свидетельствует о неспособности корректно выражать свое эмоциональное состояние. По шкале «Самомотивация» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 8,5 балла, что соответствует низкому уровню сформированности данного компонента эмоционального интеллекта и свидетельствует о неспособности к эмоциональной произвольности.

Оксфордский опросник счастья (адаптация А.М. Голубева, Е.А. Дробышевой) позволяет оценить степень удовлетворенности жизнью. Опросник содержит двадцать девять утверждений с вариантами ответов и одну интегративную шкалу, свидетельствующую об уровне жизненной удовлетворенности или неудовлетворенности.

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной) направлен на выявление особенностей психологического состояния индивида, уровень его эмоционального комфорта и социальной адаптатированности. Методика включает в себя двадцать вопросов и пять основных шкал (таблица 2).

По Оксфордскому опроснику счастья у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены низкий уровень счастья (69%), пониженный уровень счастья (19%) и средний уровень счастья (12%). Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что 69% родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, не удовлетворены своей жизнью, 19% родителей удовлетворены незначительно, 12% родителей удовлетворены частично. Из этого следует, что у них отмечается повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, пессимизм, отсутствие интереса к жизни и ее осмысленности, психическое истощение и т.д.


Таблица 2 – Шкалы и их описание (Методика «Индекс жизненной удовлетворенности»)

Название шкалы

Характеристика

Интерес к жизни

Способность индивида проявлять интерес к явлениям и процессам в повседневной жизни

Последовательность в достижении целей

Способность индивида к проявлению активной жизненной позиции в отношении целеполагания

Согласованность между поставленными и достигнутыми целями

Способность индивида к проявлению уверенности в отношении поставленных целей

Положительная оценка себя и собственных поступков

Способность индивида к позитивному самоотношению

Общий фон настроения

Способность индивида к переживанию удовольствия от жизни

По методике «Индекс жизненной удовлетворенности» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее высокие показатели выявлены по шкале «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (3,4 балла), что соответствует низкому уровню жизненной удовлетворенности и свидетельствует о недостаточной способности к проявлению уверенности в отношении поставленных целей. По шкале «Интерес к жизни» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 3,1 балла, что соответствует низкому уровню жизненной удовлетворенности и свидетельствует о парциальной неспособности проявлять интерес к явлениям и процессам в повседневной жизни. По шкале «Общий фон настроения» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 2,9 балла, что соответствует низкому уровню жизненной удовлетворенности и свидетельствует о нарушении способности к переживанию удовольствия от жизни. По шкале «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 2,8 балла, что соответствует низкому уровню жизненной удовлетворенности и свидетельствует о неспособности к проявлению уверенности в отношении поставленных целей. По шкале «Последовательность в достижении целей» у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средний балл составил 2,5 балла, что соответствует низкому уровню жизненной удовлетворенности и свидетельствует о неспособности к проявлению активной жизненной позиции в отношении целеполагания. Интегративный показатель по данной методике составляет 14,7 баллов, что говорит о жизенной неудовлетворенности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные нами данные соотносятся с результатами исследований отечественных ученых, согласно которым у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается ряд эмоциональных нарушений. В частности, исследование Е.С. Грининой [2] показало, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризуются повышенным эмоциональным напряжением и неудовлетворенностью, у них зафиксированы негативные эмоциональные переживания по отношению к болезни и будущему в целом, особенно отдаленному. Это проявляется в негативном отношении к детям, некорректным условиям их воспитания. Также у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены нарушения в целеполагании, обнаружено снижение самооценки, стрессоустойчивости, трансформация ценностей, ценностных ориентаций чувство вины, внутриличностные конфликты, отрицание проблем, недостаточное проявление волевых качеств, замкнутость, социально-психологическая дезадаптация. Кроме того, у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обнаружены трансформации во взаимоотношениях с детьми, что проявляется в недостаточной чувствительности к состоянию и потребностям детей, отсутствии эмпатии. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, склонны к психическому истощению, у них отмечается отсутствие потребности в самоактуализации, склонность к депрессии, повышенная тревожность, импульсивность, неадекватные поведенческие реакции, конфликтность, снижение адаптивного потенциала, деструктивность.

Результаты психологической диагностики субъективного благополучия родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, представлены на рисунке 15.

Результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством метода корреляционного анализа r-Спирмена показали следующее (таблица 3).

Таблица 3 ‒ Ранговые корреляции между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Взаимосвязанные переменные

Спирмена R

р-уровень значимости

Самомотивация & Последовательность в достижении целей

0,752

0,002

Управление эмоциями & Согласованность между поставленными и достигнутыми целями

0,811

0,001

Эмпатия & Интерес к жизни

0,705

0,003

Управление эмоциями & Общий фон настроения

0,698

0,003

С помощью корреляционного анализа r-Спирмена выявлены прямые достоверные связи между следующими показателями у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: самомотивация и последовательность в достижении целей, что свидетельствует о том, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не склонные к эмоциональной произвольности, затрудняются проявлять активную жизненную позицию в отношении целеполагания. Также обнаружены прямые достоверные связи между следующими показателями у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: управление эмоциями и общий фон настроения, согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Это говорит о том, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не способные корректно выражать свое эмоциональное состояние, не проявляют уверенность в отношении поставленных целей и не испытывают удовольствия от жизни. Кроме того, установлено, что выявлены прямые достоверные связи между следующими показателями у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: эмпатия и интерес к жизни. Это свидетельтсвует о том, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не способные к переживанию эмоциональных состояний окружающих людей, не проявляют интерес к явлениям и процессам в повседневной жизни.

Таким образом, выявлен ряд значимых взаимосвязей между показателями у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые позволяют утверждать следующее. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не склонные к эмоциональной произвольности, затрудняются проявлять активную жизненную позицию в отношении целеполагания. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не способные корректно выражать свое эмоциональное состояние, не проявляют уверенность в отношении поставленных целей и не испытывают удовольствия от жизни. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не способные к переживанию эмоциональных состояний окружающих людей, не проявляют интерес к явлениям и процессам в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта // Инновационная наука. 2017. №3-1. С. 242-243.
  2. Гринина Е.С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. №2. С. 196-212.
  3. Денисова О.А., Леханова О.Л., Самофал Р.А., Голицина Н.В. Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семейной среде // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №3 (49). С. 105-108.
  4. Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №4. С. 84-92.
  5. Литвинова Н.Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №2 (14). С. 147-149.
  6. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. 296 с.
  7. Ashraf H. EFL teachers’ commitment to professional ethics and their emotional intelligence: A relationship study // Cogent Education. 2017. Vol. 4, no 1. Р. 382-396. DOI: 10.1080/2331186X.2017.1298188
  8. Li Y. Social mobility, social network and subjective well-being in the UK // Contemporary Social Science. 2016. Vol. 11, no 2-3. P. 222-237. DOI: 10.1080/21582041.2016.1190860

List of literature

1. Alimbayeva R.T., Esnazarova L.U. Theoretical aspects of emotional intelligence // Innovative science. 2017. No.3-1. pp. 242-243.

2. Grinina E.S. Features of the emotional state of women raising children with developmental disabilities // Bulletin of the RUDN. Series: Psychology and Pedagogy. 2019. No.2. pp. 196-212. 3. Denisova O.A., Lekhanova O.L., Samofal R.A., Golitsina N.V. Threats to the social development of children with disabilities in the family environment // Bulletin of Cherepovets State University. 2013. No.3 (49). pp. 105-108.

 4. Kuznetsova K.S. On the question of the formation of emotional intelligence // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Acmeology of education. Psychology of development. 2010. No. 4. pp. 84-92. 5. Litvinova N.Yu. Psychological factors of subjective well-being // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Acmeology of education. Psychology of development. 2015. No.2 (14). pp. 147-149.

6.Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. 296 С.7. Ашраф Х. Приверженность учителей EFL профессиональной этике и их эмоциональный интеллект: исследование взаимоотношений// Убедительное образование. 2017. Том 4, № 1. С. 382-396. DOI: 10.1080/2331186X.2017.1298188. DOI:10.1080/2331186X.2017.1298188

8. Ли Ю. Социальная мобильность, социальные сети и субъективное благополучие в Великобритании // Современная социальная наука. 2016. Том 11, № 2-3. С.222-237. DOI: 10.1080/21582041.2016.1190860 DOI:10.1080/21582041.2016.1908

7. Ашраф Х. Приверженность учителей EFL профессиональной этике и их эмоциональный интеллект: исследование взаимоотношений// Убедительное образование. 2017. Том 4, № 1. С. 382-396. DOI: 10.1080/2331186X.2017.1298188. DOI:10.1080/2331186X.2017.1298188 8. Ли Ю. Социальная мобильность, социальные сети и субъективное благополучие в Великобритании // Современная социальная наука. 2016. Том 11, № 2-3. С.222-237. DOI: 10.1080/21582041.2016.1190860 DOI:10.1080/21582041.2016.1908Начало формы

Конец формы

Приложение 2. Пример заполнения формы сведений об авторе

 

Сведения об авторе:

Фамилия, имя, отчество:

(на русском и английском языке)

Разумцева Вера Александровна

Razumtseva Vera Alexandrovna

Ученая степень, звание:

(на русском и английском языке)

нет

Занимаемая должность

(на русском и английском языке)

Магистрант 1 курса заочной формы обучения факультета 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование Специальная психология)

Master's student of the 1st year of correspondence education of the faculty 44.04.03 Special (defectological) education (Special psychology)

Место работы с указанием адреса:

(на русском и английском языке)

- кафедра, факультет,

- учебное заведение или организация

Для магистрантов / аспирантов – при наличии

Нет

Место учебы для студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, адъюнктов:

(на русском и английском языке)

- курс, направление обучения,

- факультет, учебное заведение

     Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования (Новосибирский Государственный Педагогический Университет), Новосибирск, улица Вилюйская 28 Россия,

 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education (Novosibirsk State Pedagogical University), Novosibirsk, Vilyuiskaya Street 28 Russia,

Почтовый адрес (полностью)

Россия, 630080, г. Новосибирск, ул. Первомайская, дом 132, квартира 23.

Контактный телефон

+7-9139289047

 е-mail:                                                                       razumtseva.vera@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (11.02.18)

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии....