Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анорова Евгения Владимировна

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Уровень сформированости психомоторных функций можно определить с помощью наблюдения за детьми, анализа их продуктивной деятельности,  анкетирования родителей и педагогов, работающих с детьми, диагностика Людмилы Фёдоровны Трохимчук,  Г.Г. Голубевой - пальчиковая гимнастика без предметов.

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57 компенсирующего  вида

Московского района  Санкт - Петербурга

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

(Методическая разработка)

Автор-составитель:

Анорова Евгения Владимировна,

 воспитатель

Санкт-Петербург

2021


Пояснительная записка.

Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.

Отставание во всех сферах психической деятельности у детей с ЗПР к началу школьного возраста выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно - тактильно - кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это стимул движения руки по направлению к нему.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Уровень сформированости психомоторных функций можно определить с помощью наблюдения за детьми, анализа их продуктивной деятельности,  анкетирования родителей и педагогов, работающих с детьми, диагностика Людмилы Фёдоровны Трохимчук,  Г.Г. Голубевой - пальчиковая гимнастика без предметов.

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методики исследования состояния развития мелкой моторики детей с ЗПР.

Цель исследования: выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Обследование развития мелкой моторики рук было разделено на три блока.

I Блок. В первом блоке выявлялась точность движений пальцев рук, с этой целью использовали комплексные пробы, а именно развитие культурно-гигиенических навыков: умение правильно мыть руки, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать узел, бант. В 1 блоке обследования основным показателем развития мелкой моторики рук у детей является уровень сформированности навыков самообслуживания. Наблюдали за детьми в процессе умывания (умеют ли правильно мыть руки - здесь было обращено внимание на сформированность, точность движений, умение пользоваться мылом и полотенцем), приёма пищи (здесь обращали внимание, как дети держат ложку, сам процесс приёма пищи); одевание на прогулку и после дневного сна (умеют ли самостоятельно одеваться, расстёгивать и застёгивать пуговицы, пристёгивать кнопки, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты), правильность держания карандаша, самостоятельность при выполнении заданий по аппликации и лепке.

Приложение 1.

Таблица изучения сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с задержкой психического развития.

Имя ребёнка

Параметры наблюдения

 Мыть руки

Правильно держать ложку

Застегнуть мелкую пуговицу

Застегнуть крупную пуговицу

Зашнуровать ботинки

6. Завязать узел

 Завязать бант

Самостоятельно одевается и раздевается

 мелкие игрушки  

  держит карандаш

  лепка и аппликация

Средний балл

Уровень

Уровень развития

Показатель уровня

Средний балл

Высокий

I

8,1 - 10

Средний

II

4,1 - 8

Низкий

III

1 - 4


II Блок. Во втором блоке выявляли синхронность выполнения и переключаемость движений, а так же точность выполнения с использованием игровых упражнений без речевого сопровождения. Во 2 блоке для проверки развития динамической организации и переключаемости движений, точности выполнения упражнений, удержания позы была использована диагностика Г.Г. Голубевой - пальчиковая гимнастика без предметов.

При выполнении данных упражнений следили, чтобы ребёнок правильно сидел: локти ребёнка всё время лежали на поверхности стола, спина была прямой, а ноги стояли на твёрдой опоре.

В процессе данной диагностики используются следующие упражнения:

"Блины". Положить кисти рук ладонями вниз, одновременно поворачивая их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

"Кошечка". Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, а затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, и затем ладонь кладется на стол.

"Шалтай-Болтай". Положить правую кисть ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

"Пальчики-драчуны". Поставить локти на стол. Постукивать поочерёдно, начиная с большого пальца, пальцами друг о друга.

"Зайчик". Локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулак, указательный и средний вытянуты. Удерживать позу в течении 15 секунд.

Выполнение заданий происходило по образцу. Изучение развития динамической координации движений и скоординированности мелкой моторики рук были занесены в таблицу.


Приложение 2.

Таблица изучения развития динамической организации движений и точности, синхронности выполнения упражнений у детей с задержкой психического развития.

Имя ребёнка

Параметры  динамической организации и  переключаемости движений

блины

кошечка

шалтай-болтай

пальчики-драчуны

зайчик

Средний балл

Уровень

Оценка уровня выполнения задания: 1  - задание выполнено правильно, четко, без лишних движений

0,5  - Упражнение выполнено, но недостаточно четко, допускались ошибки,

0 — упражнение выполнено не правильно.,

0 - 2 — низкий уровень

2.5 - 4 — средний уровень

4,5 - 5 — высокий уровень

III Блок. При проведении третьего блока исследования, соблюдались гигиенические требования к проведению дидактических игр: помещение было достаточно освещено, дети сохраняли правильную осанку, мебель соответствовала антропометрическим данным детей, дидактические игры были безопасны для здоровья детей.

В третьем блоке использовали дидактические игры для выявления развития скоординированности, гибкости, синхронности выполнения движений и удержания позы. В 3 блоке исследования была использована диагностика Людмилы Фёдоровны Трохимчук - дидактические игры и игровые упражнения с предметами. Методика направлена на выявление развития скоординированности, гибкости, синхронности выполнения движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

"Разорви лист по линиям". Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его точно по линиям, двумя руками, пальцы правой и левой руки работают одновременно.

"Забей мяч в ворота". Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик, на другом конце стола ворота. Нужно прокатить мячик по столу так, что бы он попал в ворота. Мяч можно вести только указательным и средним пальцем, большой палец придерживает безымянный и мизинец. Мяч "вести" двумя пальцами, как футболист на поле. Сильно ударять по мячу нельзя.

"Шнуровка". Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре, в определённой последовательности сделаны отверстия. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующее задание: протянуть нитку в каждое отверстие, начиная с верхнего правого угла.

"Выгладим платочки". Перед ребёнком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист так, чтобы не один его край не остался загнутым.

"Поймай рыбку". На столе две коробки, в одной из которых лежат "рыбки" - мелкие фигурки, шарики. У ребёнка в руке сачок для аквариума. Ему предлагалось переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую. Сачок держать за ручку.

Приложение 3.

Таблица изучения развития моторных умений во время проведения дидактических игр у детей с задержкой психического развития.

Имя ребёнка

Параметры наблюдения

"Разорви лист по линиям

"Забей мяч в ворота"

"Шнуровка"

"Выгладим платочки"

"Поймай рыбку"

Средний балл

Уровень

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Занятие 1.

Цель: Обучить детей приемам самомассажа, тренировать согласованность работы рук.

Оборудование: листы бумаги расчерченные на 10 одинаковых полос  для каждого ребёнка.

Ход занятия:

  1. Ритуал  приветствия. - Дети сидят за столом, руки лежат ладонями вниз. Психолог говорит о том, что сегодня наши пальчики отправляются в путешествие и им нужна наша помощь.
  2. Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии. (  Греем ладошки  —  дети растирают ладоши.  Моем руки  —  дети имитируют мытье рук. Стряхиваем воду-  энергичные движения кистями рук. Зажигаем фонарики — пальцы сжаты в кулак, затем распремляются и удерживаются в этом положении. Повторяем несколько раз. Фонарики мерцают — движения рук повторяются. Но более ритмично. Собрали пальцы в замочек. Включили часики — локти удерживаются на столе, замочек наклоняем поочередно вправо-влево. Играем на пианино — по поверхности стола поочередно ударяем всеми пальцами. Пальчики шагают по столу.
  3.  Упражнение «Проложи тропинку» Детям предлагалось разорвать лист на 10 одинаковых полосок и составить из них тропинку.
  4. Ритуал прощания.- Наши пальчики устали, им надо отдохнуть, Поглаживание кистей рук, встряхивания и укладывание рук на стол.

Занятие 2.

Цель:  Тренировать согласованность работы рук.

Оборудование: листы бумаги голубого цвета, расчерченные на 10 одинаковых полос  для каждого ребёнка., счетные палочки.

Ход занятия:

  1. Ритуал  приветствия
  2. Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии
  3. «Ручеёк».  Детям предлагалось разорвать лист на 10 одинаковых полосок и выложить из них ручёк.
  4. Упражнение «Построй переправу».  Детям предлагается выложить переправу из счетных палочек.
  5. Ритуал прощания.- Наши пальчики устали, им надо отдохнуть, Поглаживание кистей рук, встряхивания и укладывание рук на стол.

Занятие 3.

Цель:  Учить выполнять последовательные, плавные и целенаправленные движения. Учить шнуровать и завязывать узелки.

Оборудование: 5 клубков шерстяных ниток, шнуровка «Ботинок» для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Ритуал  приветствия

2. Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии

3. «Перемотка ниток».  

4.Шнуровка «Сапог»

5.Ритуал прощания

Занятие 4.

Цель:  Развивать тактильные ощущения.

Оборудование: грелка с горячей водой, мягкая игрушка, металлическая ложка, поднос с манной крупой.

Ход занятия:

1.Ритуал  приветствия

2.Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии

3.«Тепло - горячо - холодно».  

4.Упражнение «узоры на песке».  

5.Ритуал прощания

Занятие 5.

Цель:  Тренировать согласованность работы трех основных пальцев рук.

Оборудование: Прищепки разного цвета, фигуры из картона (Ёжик, солнышко, ромашка, ёлочка).

Ход занятия:

1.Ритуал  приветствия

2.Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии

3.«Игры с прищепками»

4. Упражнение «штриховка».  

5.Ритуал прощания

Занятие 6.

Цель:  Учить детей складывать пальцы определённым образом и действовать по подражанию.

Оборудование: настольная лампа.

Ход занятия:

1.Ритуал  приветствия

2.Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии

3. Теневой театр.

4.Ритуал прощания.

Занятие 7.

Цель:  Учить выполнять точные действия, развивать координацию рук.

Оборудование:  детский синтезатор счетные палочки, образцы рисунков.

Ход занятия:

1.Ритуал  приветствия

2.Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии

3.«Пианист».  

4.Упражнение «Фигуры из палочек».  

5.Ритуал прощания

Занятие 8.

Цель:   Учить брать мелкие предметы щепотью. Тренировать согласованность работы рук.

Оборудование: бусинки разного размера, шнурок,  деревянные волчки.

Ход занятия:

1.Ритуал  приветствия

2.Разминка для пальчиков. - Повторяется на каждом занятии

3.«Запусти волчок ».  

4.Упражнение «Нарядные бусы».  

5.Ритуал прощания.

Заключение.

Исходными позициями при разработке и проведении обучающего эксперимента были исследования известных учёных М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской о деятельностном подходе, о компенсирующей направленности обучения, об игровой форме обучения.

Сущность коррекционной работы состояла в поэтапном развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, формировании и совершенствовании двигательных умений и навыков при использовании различных дидактических игр, игровых и тренировочных упражнений с предметами и без них.

Список  литературы.

  1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие. - М.: 1997 - 55с.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", 1999 - 56с.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: 1973.
  4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. - С-Пб.: РГПУ им.А.И. Герцена, "Союз", 2000. - 63с.
  5. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно - развивающегося воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Ника - пресс, 1998. - 200с.
  6. Любина Г. Рука развивает мозг. // Дошкольное воспитание, 2003; № 4, с.32 - 36.
  7. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология. 1989. №4. с.62 - 65.
  8. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./Под ред.Д.Б.Эльконина, А.Л Венгера/ Москва.1988.
  9. Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова - М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  10. Семаго Н.Я.Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,1999.
  11. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 48с.
  12. Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГПУ, 1994. - 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития

quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...

«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности».

   Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательно...

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...