Консультация для родителей на тему: «Научить детей рассказывать».
консультация по коррекционной педагогике

Биктимирова Светлана Васильевна

Одна из самых важных задач обучения дошкольников  — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по­следовательно излагать свои мысли, ведь от этого зависит его успешность обучения в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Научить детей рассказывать».

        Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

        Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека).  Каждая из них имеет свои особенности.

        Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

        Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ. 

        Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед (что?) Репку», «Выросла репка (какая?) Большая - пребольшая». 

Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили-были дед да баба». Кто жили-были? (Ответ ребенка). «Была у них Курочка Ряба». Кто у них был? (Ответ ребенка). «Снесла курочка яичко». Что снесла курочка? (Ответ ребенка).

        После этого можно переходить к пересказу маленьких рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопросы: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сначала? Что она там увидела? Чьи это были чашки? Как различались они по величине?..»

        На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

        Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем формируется план в виде указаний.  Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А.Толстого) можно дать такие указания:

• скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.

• Расскажи, как тетка ворона узнала про Хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?

•  Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам, и как заяц выручил ее из беды.

        После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

В старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

•  в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер»;

• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

•  предложить ребенку изменить концовку сказки,  используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

•  предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

•  написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

•  сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

        Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

        Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»...

Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....

Консультация для родителей на тему: "Научите ребенка любить книгу"

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы  привить интерес к чтению....

Консультация для родителей "Наш долг - научить детей помнить и ценить День Победы"

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Она никогда не перестанет волновать людей, терзая  старые раны. Молодое поколение должны научиться ценить м...

Консультация для родителей на тему: «Научим ребенка общаться»

Вот и наступил тот момент, когда ваш ребенок идет в детский сад. Многих родителей не так пугает период адаптации к условиям дошкольного учреждения, как мысль о том, что малыш не сможет найти себе друз...

Консультация для родителей дошкольного возраста «Учим детей рассказывать»

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта....