"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники " (старшая группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шелехова Елена Викторовна

Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную работу по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи с применением приемов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_starshaya_gruppa.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи      (старшая группа).

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

3

«Осень»

Формирование умения выделять слова, обозначающие название предметов, действий и признаков. Согласование существительных с прилагательными в роде(желтые листья, холодный дождь).Знакомство детей с мнемоквадратами, символическое изображение предметов в цвете.

Составление предложений по опорным картинкам.

Использование мнемоквадратов.

 Выполнять вместе с детьми зарисовки в мнемоквадратах.

4

«Овощи»

Образование множественного числа существительных. Понимание обобщающего значения слов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор – красные помидоры – много красных помидоров).

Преобразование мнемоквадратов в мнемодорожки.

Составление предложений описательного характера об овощах.

Использование мнемодорожек.

Продолжать выполнять зарисовки в мнемоквадратах

5

«Фрукты»

Образование множественного числа существительных. Понимание обобщающего значения слов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Использование мнемодорожек.

Составление предложений описательного характера об фруктах.

Использование мнемодорожек.

Объединять мнемоквадраты  в мнемодорожки.Составлять описательные предложения.


Октябрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Сад – огород»

Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Согласование  притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода.

Знакомство детей с мнемотаблицей.

Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме.

Использование мнемотаблицы.

Продолжать выполнять зарисовки в мнемоквадратах и объединять их в мнемодорожки. Составлять вместе с детьми загадки-описания.

2

«Деревья осенью»

Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе. Согласование с глаголами единственного и множественного числа

Формирование навыка составления короткого рассказа.

Использование мнемотаблицы

Составлять короткие рассказы с детьми с опорой на мнемодорожки.

3

«Грибы»

Согласование существительных с числительными 1,2.Употребление множественного числа существительных в родительном падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Использование мнемодорожек,

преобразование предметных символов в графические.

Формирование навыков короткого пересказа. Пересказ  текста Я. Тайца «По грибы».

Использование мнемотаблицы.

Объединять мнемодорожки в мнемотаблицы.  Выполнять  зарисовки предметных символов.

4

«Игрушки»

Закрепление умения детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Формирование навыков составления  короткого рассказа об игрушке по демонстрационным действиям.

«Как мы играем»

Использование мнемотаблицы.

Составлять загадки –описания с опорой на мнемотаблицу.Заучивать стихотворение А.Барто «Зайка», с опорой на мнемотаблицу.


Ноябрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Перелетные птицы»

Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-,с-, пере-).Согласование существительных с глаголами в настоящем времени.

Формирование навыка составления короткого пересказа рассказа Л. Воронковой «Лебеди» по серии сюжетных картинок.

Использование мнемотаблицы.

Отгадывать загадки про птиц с опорой на мнемотаблицу.

2

«Домашние птицы»

Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и пошедшего времени. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Формирование навыка составления рассказа по сюжетной картине «Птичий двор».

Использование мнемотаблицы.

Выполнять зарисовки вместе с детьми.

Составлять загадки –описания по составленным детьми мнемотаблицам.

3

«Одежда, обувь»

Согласование существительных мужского и женского рода с притяжательными прилагательными. Закрепление навыка употребления существительных с числительными.

Закрепление навыка составления короткого простого предложения. Составление короткого рассказа – описания.

Использование мнемотаблицы.

Выполнять зарисовки в мнемотаблице по теме .Составлять короткие предложения с опорой на схему.Заучить стихотворение З. Александровой «Сарафанчик»

4

«Поздняя осень»

Согласование прилагательных  с существительными. Умение образовывать сравнительную степень прилагательных.

Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Использование мнемотаблицы.

Заучить стихотворение А. Гришина «Осень» с опорой на мнемотаблицу.


II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям.

1

«Начало зимы»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени.

Формировать навыки пересказа по сюжетной картине. Пересказ рассказа "Общая горка". Использование мнемотаблицы.

  1. Составить рассказ «Зима» по мнемотаблице.
  2. Заучить стихотворение И. Сурикова  «Зима» с, опорой на мнемотаблицу.

2

«Дикие животные»

Закреплять навыки образования множественного числа существительных. Согласование существительных с числительными.

Закреплять навыки составления  близкого к тексту пересказа (по выбору детей). Рассказы Е. Чарушина «Кто как живет. Белка. Волк. Заяц». Использование мнемотаблицы.

Заучить стихотворение М. Дружининой «Медведь» с опорой на мнемотаблицу.

3

«Домашние животные»

Формировать навыки образования притяжательных прилагательных. Закреплять  навыки согласования существительных с числительными.

Закреплять навыки составления описательного рассказа. Использование мнемотаблицы.

Составлять загадки –описания о домашних животных. Составить вместе с детьми мнемотаблицы к этим загадкам.

4

«Дикие и домашние животные»

Закреплять навыки образования  существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Закреплять навыки согласования существительных с числительными. Формировать навыки образования притяжательных  прилагательных.

Закреплять навыки составления описательного рассказа. Использование мнемотаблицы.

 Продолжать составлять загадки –описания. Использование мнемоталицы.


Январь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

2

«Зимующие птицы»

Закрепление навыка  использования в речи предлогов ( в, на, из, под, над, с)  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Закреплять навыки согласования существительных с числительными.

Закреплять навыки составления описательного рассказа. Использование мнемотаблицы

Составлять загадки - описания, отгадывать и заучивать  загадки. Выполнять вместе с детьми зарисовки в мнемотаблицы.

3

«Мебель»

Образование сравнительной степени прилагательных. Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Формирование навыка  усвоения конструкции сложного предложения. Составление описательных рассказов. Использование мнемотаблицы.

Составлять рассказы по плану Заучивание стихотворения «Немецкая песенка» с опорой на мнемотаблицу.

4

«Посуда»

Образование существительных с помощью суффиксов. Образование формы творительного падежа

Закреплять навыки составления рассказа по сюжетным картинкам. Сказка К. Чуковского «Федорино горе». Использование мнемотаблицы.

Отгадывать загадки с опорой на мнемотаблицу.


Февраль

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Зимние забавы»

Закреплять навык употребления в речи предлогов движения. Образование глаголов в прошедшем времени.

Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. Использование мнемотаблицы.

Выполнять зарисовки в мнемотаблицу по сюжетным картинкам. Составлять рассказ по теме «Как я развлекаюсь зимой».

2

«Транспорт»

Закреплять навык употребления слов-антонимов. Согласование притяжательных местоимений мой,моя с существительными.

Формировать навык пересказа текста. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик». Использование мнемотаблицы.

Составлять описательные рассказы по схеме с опорой на мнемотаблицу.

3

«Профессии»

Закреплять навыки изменения окончаний женского и мужского рода в согласовании с глаголами настоящего и прошедшего времени. Практическое употребление в речи  названий профессий.

Закреплять навыки составления подробного описательного рассказа по заданной схеме. Использование мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка», с опорой на мнемотаблицу.

4

«День защитника отечества»

Закреплять навык согласования числительных с существительными. Использование в речи предлогов.

Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картин. «Граница Родины  на замке». Использование мнемотаблицы.

Заучивать вместе с детьми стихотворение О. Высотской «Армия», с опорой на таблицу.


III период (март, апрель, май)

Март

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Мамин день 8 марта»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование существительных с прилагательными. Упражнять в подборе родственных слов.

Закреплять навык составления рассказа –описания .Рассказ о маме с опорой на фотографию по заданному плану. Использование мнемотаблицы.

Выполнить зарисовки в мнемотаблицу. Составлять загадки –описания  по данным мнемотаблицам «Чья мама?» с опорой на фотографии мам детей.

2

«Весна»

Образование сравнительной степени прилагательных. Различение и выделение признаков по вопросам.

Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок. Использование мнемотаблицы.

Заучить стихотворение И. Никитина  «Весна», с опорой на мнемотаблицу. Отгадывать загадки, выполнить зарисовки в мнемотаблицу.

3

«Прилет птиц»

Закрепление навыка образования приставочных глаголов (с приставками в-,у-,по-.пере-,при). Согласование числительных с существительными. Расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение предметов.

Закреплять навык составления предложений по сюжетной картине, навык составления рассказа по картине. Беседа по картине Саврасов «Грачи прилетели». Использование мнемотаблицы

Составлять загадки -описания про птиц. Составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу по плану.

4

«Животные жарких стран»

Согласование прилагательных с существительными. Согласование числительных с существительными. Закреплять навык образования притяжательных прилагательных.

Закреплять навык составления описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине « Животные Африки». Использование мнемотаблицы

Выполнить зарисовки в мнемотаблицу к стихотворению С. Маршака «Зебры». Заучить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.


Апрель

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Насекомые»

Согласование прилагательных с существительными. Согласование числительных с существительными. Образование существительных  в уменьшительно-ласкательной форме.

Формировать навык составления рассказа по пейзажной картине. Закреплять навык составления описательного рассказа по плану. Использование мнемотаблицы.

Выполнять зарисовки в мнемотаблицу, составлять с опорой на мнемотаблицу загадки- описания, описательные рассказы про насекомых.

2

«Космос»

Согласование глаголов с существительными. Согласование существительных с числительными и прилагательными.

Формировать навык творческого пересказа по сюжетным картинам по теме « Если бы я в космос полетел». Использование мнемотаблицы.

Выполнять зарисовки в мнемотаблицу к стихотворению А. Хайта « Звезды». Заучить данное стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3

«Комнатные растения»

Согласование существительных с прилагательными. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Усвоение притяжательных местоимений.

Закрепление навыка составления рассказа - описания. Использование мнемотаблицы.

Составлять загадки- описания по мнемотаблице.

4

«Растения луга»

Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе. Согласование числительных с существительными.

Формирование навыка составления рассказа по пейзажной картине. Закрепление навыка пересказа. Рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Использование мнемотаблицы.

Заучивать и отгадывать загадки по мнемотаблицам. Выполнять зарисовки к загадкам в мнемотаблицу .


Май

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«День победы»

Согласование прилагательных с существительными. Образование существительных в разных падежах. Согласование существительных с глаголами.

Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. Использование мнемотаблицы.

 Составлять короткие рассказы о войне по плану, с опорой на мнемотаблицу.

2

«Откуда хлеб пришел»

Закреплять употребление в речи детей имен существительных в винительном падеже. Согласование числительных с существительными. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Закреплять навык пересказа рассказа по серии сюжетных картин. Использование мнемотаблицы.

Заучивать стихотворение С. Погорельского «Хлеб» , с опорой на мнемотаблицу.

3

«Лето»

Согласование существительных с прилагательными. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Формирование навыка составления рассказа по пейзажной картине. Закреплять навык составления творческого рассказа по серии сюжетных картин. Использование мнемотаблицы.

Выполнять зарисовки в мнемотаблицу. Составлять и отгадывать загадки. Составлять рассказы по сюжетным картинам с опорой на мнемотаблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)

Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последов...