Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике

Новикова Ирина Александровна
В статье описаны методы диагностики высших психических
функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в
условиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического и
нейропсихологического изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В последние годы активно развивается отечественная практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на обеспечение своевременной и эффективной коррекции нарушений развития, оказание помощи в освоении общеобразовательной программы обучения на разных уровнях.

Анализ заключений ТПМПК показал рост количества воспитанников МАДОУ «Детский сад №25» городского округа Верхний Тагил с ограниченными возможностями здоровья. Большая доля детей с ОВЗ имеют тяжелые нарушения речи (ТНР). Эта категория дошкольников характеризуется сохранным слухом, первично не нарушенным интеллектом, но значительными речевыми патологиями.

Речевое развитие во многом определяется сформированностью высших психических функций (ВПФ). Наблюдается прямая связь между речевыми патологиями и уровнем развития познавательной сферы. Основные психические функции – внимание, восприятие, память и мышление – составляют психологическую базу речи [5]. В связи с этим коррекционная и развивающая работа с детьми с ТНР должна предусматривать исправление и восстановление основы, включающей эти функции.

Важным направлением в коррекционной и развивающей работе является диагностика. Правильно подобранный диагностический инструментарий позволяет не только констатировать выявленные дисфункции развития, но и увидеть возможности и направления дальнейшей реабилитационной работы с ребенком.

В отечественной педагогике представлено большое количество диагностических методик по изучению ВПФ, при этом наблюдается недостаточная разработанность всесторонних, объективных и удобных в применении методов обследования детей дошкольного возраста.

В системе дошкольного образования сохраняется традиционный подход к диагностике детей, но при этом происходит поиск инновационных, дающих более полную информацию, методов изучения.

В МАДОУ «Детский сад №25» используется комплексная модель изучения высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, включающая в себя на первом обязательном для всех этапе психолого-педагогическую диагностику, а в случаях, требующих дополнительного, более детального изучения, – нейропсихологическую диагностику.

Психолого-педагогическое обследование определяет нарушений той или иной высшей психической функции.  Нейропсихологическая диагностика позволяет обозначить индивидуальные свойства ребенка, выявить причину и механизм возникновения патологии, определить дальнейшие направления работы с учетом зоны ближайшего развития.

Психолого-педагогическая диагностика способствует выявлению  различных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности [3]. В отечественной педагогике методики психолого-педагогического обследования представлены в трудах С.Д. Забрамной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Е.А Стребелевой, Л.М Шипицыной и др.

Использование данного вида диагностики в области дефектологического изучения способствует:

  1. Получению информации об уровне умственного развития и  выявлению индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
  2. Оценке динамики психического развития.

При проведении психолого-педагогической диагностики используется следующий комплект методик для изучения ВПФ у детей старшего дошкольного возраста с ТНР [4]:

  1. Складывание пирамидки (наглядно-действенное мышление).
  2. Складывание разрезных картинок (наглядно-образное мышление).
  3. Доски Сегена (наглядно-действенное мышление).
  4. Почтовый ящик (наглядно-действенное мышление).
  5. Методика Кооса (пространственная ориентировка, анализ и синтез).
  6. Установление последовательности событий (пространственно-временные и причинно-следственные связи).
  7. Классификация предметов (обобщение, абстрагирование).
  8. Исключение неподходящих предметов – четвертый лишний (обобщение и логическое объяснение правильности выбора).
  9. 10 слов (память, утомляемость, активность внимания).
  10.  Дорисуй фигуру (творческие способности и воображение).

При выявлении недоразвития ВПФ в соответствии с возрастной нормой, для углубленного изучения используется нейропсихологическая диагностика. Ее особенность заключается не в изолированном изучении той или иной высшей психической функции, а в их взаимосвязи с другими функциями, с личностными особенностями, эмоциональной и волевой сферами и поведением ребенка. Данный подход определяет высшие психические функции в качестве  системных образований, имеющих в составе компоненты, которые вносят свой специфический вклад в работу всей системы, нарушение функционирования одного из компонентов влечет нарушение в работе всей системы.

В трудах отечественных авторов в области нейропсихологии Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, Л.С. Цветковой и др. разработан ряд методик диагностики детей дошкольного возраста. Они  выстроены на основе принципа системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия, и являются модификациями всей схемы обследования или отдельных заданий, связанных с возрастной характеристикой детей. [2]

Методика нейропсихологического обследования, предложенная Глозман Ж.М., Потаниной А.Ю., Соболевой А.Е., [1] отличается детальной проработкой системы нормативов и адаптирована для детей дошкольного возраста. Задания диагностики подобраны для каждого возраста, описаны критерии оценивания и параметры наблюдения за тем, как ведет себя ребенок во время обследования. Система баллов позволяет получить развернутое заключение и составить индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в условиях дошкольной организации.

Нейропсихологическая диагностика ВПФ в условиях дошкольной организации определяется следующими параметрами:

  1. Стандартизированная беседа с ребенком, общая характеристика (ориентировка, адекватность, критичность).
  2. Исследование движений и действий (проба на реципрокную координацию; проба на праксис позы пальцев; проба на оральный праксис; проба на динамический праксис; рисунок (копирование), проба на условные реакции выбора, проба на воспроизведение ритмических структур).
  3. Исследование гнозиса (пробы на предметный гнозис; пробы на акустический гнозис; узнавание пространственно-ориентированных простых фигур).
  4. Исследование памяти (тесты на слухоречевую память – заучивание слов; запоминание рассказа; тест на двигательную память; тест на зрительную память).
  5. Исследование интеллекта (исключение понятий; выведение аналогий; тест на понимание смысла рассказа; тест на понимание смысла сюжетной картинки и серии сюжетных картинок).

Описанные выше методы психолого-педагогического и  нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста имеют специфические особенности и условия проведения, при которых сохраняются объективность и достоверность получаемой информации. Психолого-педагогические методики используются с целью определения уровня актуального развития детей с ТНР с применением стимульного предметного и карточного материала. Нейропсихологическая диагностика представляет собой набор проб, представляющих собой упражнения и задания с применением карточных, вербальных и двигательных методик для выявления целостной картины функционирования всех сфер психического развития – гнозиса, праксиса, памяти, интеллекта и речи, определяющих зону потенциальных возможностей дошкольников. Основная задача диагностики определяется ранним выявлением и профилактикой проблем в дальнейшем обучении, разработкой индивидуального коррекционного и образовательного маршрута сопровождения, реализующегося во взаимодействии всех участников образовательных отношений.

Использованные источники

  1. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008 – 80 с.
  2. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. – М. : Издательский центр «Академия», 2003 – 384 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие / О.В. Алмазова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007 – 227 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  5. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008 – 140 с.
  6. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 159 с.
  7. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 288 с.
  8. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е. исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста

Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук ...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...

Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР

В дошкольном возрасте целесообразно использовать нейроигры, которые служат дополнением к общепринятым популярным технологиям и методикам, так как они способствуют созданию базы  для успешного пре...